F-14: история взлета, падения и передислокации в Иран самого неоднозначного истребителя 20 века

1970-е годы стали плодотворным периодом для военно-промышленного комплекса США. В этот период зарубежные конструкторы успешно разработали, испытали и запустили в серийное производство три новых истребителя. Это были двухместный палубный перехватчик F-14 Tomcat, всепогодный истребитель F-15 Eagle и многоцелевой легкий истребитель четвертого поколения F-16 Fighting Falcon.

Почти полвека спустя две из этих трех моделей все еще находятся на вооружении армии США. Только F-14 был «снят с вооружения». Но почему этот самолет оказался на обочине истории? Почему два других самолета оставались на вооружении так долго? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно оглянуться на Соединенные Штаты 1960-х годов.

В то время вооруженным силам требовался самолет, который заменил бы устаревший истребитель F-4 Phantom II. Самолеты Grumman и McDonnell Douglas заполнили пробел. Grumman предложил крыло изменяемой стреловидности, а McDonnell Douglas — крыло фиксированной стреловидности. Сами военные настаивали на горизонтальной и вертикальной маневренности, сопоставимой с МиГ-21 — стандартным истребителем того времени и единственным истребителем, способным противостоять американским истребителям.
В конечном итоге было выбрано решение Grumman. Это решение обеспечивает хорошие взлетно-посадочные характеристики даже на тяжелых самолетах. Кроме того, крыло изменяемой стреловидности имеет следующие преимущества в теории:

- Улучшает маневренность самолета;
- Позволяет достигать сверхзвуковой скорости при перехвате;
- Обеспечить долгосрочное непрерывное патрулирование.

Инфографика: ViStat.org

Название нового продукта долго гадали — в традициях компании его назвали «Tomcat». Кстати, тут есть интересная игра слов. Заместителя командующего морскими воздушными операциями звали Том Коннолли. Он поддерживал проект всеми силами. Изначально истребитель назывался «Tom's Cat», но позже упростили до «Tomcat». Разрабатывался самолет с изменяемой геометрией крыла для достижения максимальной подъемной силы на взлете и минимального сопротивления на высоких скоростях — что еще нужно? В теории все хорошо. Были и проблемы. Однако даже далекие от авиации люди его помнят и любят. У F-14 много поклонников по всему миру, но дело не в том, насколько он хорош. Здесь отдельное спасибо следует сказать фильму «Лучший стрелок», снятому режиссером Тони Скоттом в 1986 году.

F-14 принимал участие в боевых действиях в ряде вооруженных конфликтов. К ним относятся конфликт в заливе Сидра (1981 и 1989), операция «Буря в пустыне» (1991), югославская война (1999), война в Афганистане (2001) и война в Ираке (2003). Также была ирано-иракская война (о которой речь пойдет ниже). На самом деле, у F-14 впечатляющий боевой послужной список.

Несмотря на многочисленные недостатки и ошибки в инженерных расчетах, F-14 был превосходным самолетом, опередившим свое время. Он отличался уникальными решениями, которые позволяли ему действовать в любое время суток и в самых неблагоприятных погодных условиях. Несмотря на скептицизм некоторых в то время, решение принять двухмоторную версию оказалось полностью оправданным.

Нерешаемые проблемы самолета, на который возложено столько надежд

Tomcat стал пионером в использовании конструкции unibody, задав тон на десятилетия вперед. Эта структура требует, чтобы фюзеляж образовывал подъемное тело, причем фюзеляж плавно переходит в крылья. Это позволяет увеличить подъемную поверхность, снизить сопротивление и увеличить внутренний объем. Такая структура фюзеляжа может значительно увеличить подъемную силу.

Но эксплуатация этого истребителя оставила больше негативных эмоций у американских военных — главными виновниками стали ненадежные двигатели, неоднозначные решения и трудоемкое обслуживание. Истребитель был официально снят с вооружения в 2006 году. Впоследствии свой последний полет совершила модификация F-14D, а модели «A» и «B» были «отправлены на свалку» еще раньше. Хотя в конце 1990-х, когда этот истребитель начали активно заменять другие модели, такой конец казался неизбежным.

Инфографика: ViStat.org

Инженерные решения как проблема

На первый взгляд, изменяемый угол стреловидности — это триумф конструкторов. Он не только делает самолет мгновенно узнаваемым, но и дает множество практических преимуществ. Угол крена варьируется от 20 до 68 градусов, что дает пилоту уверенность как на высоких, так и на низких скоростях. Бортовой компьютер выбирает оптимальный угол крена в режиме реального времени, но при необходимости пилот может задать его и вручную.

Проблемы использования

Но наряду с преимуществами есть и существенный недостаток.

Обратите внимание: Если пассажиру стало плохо. Действия пилота. История из жизни.

Система очень сложная и требует больших ресурсов для обслуживания. По оценкам экспертов, после часа полета в среднем требуется от 30 до 60 часов на последующее обслуживание. Все это приводит к огромным затратам. Это одна из причин, по которой самолет был «списан». Но есть и другие недостатки…

В реальных операциях изменение положения крыла стало еще одной болевой точкой для F-14. Эти истребители часто поднимались в воздух с F-15 и F-16 во время тренировочных полетов. Пилоты F-16 быстро заметили, что эта особенность позволяет им быстро читать предстоящие маневры самолета. Опытные пилоты могли легко предсказать намерения истребителя, что сводило на нет профессионализм пилотов F-14.

Иранские F-14 как образец аккуратной эксплуатации без оригинальных запчастей

В последние годы Россия пытается подражать Ирану. Эксплуатация и обслуживание такой сложной «птицы» при явном конфликте с производителем — это не шутка... Давайте разберемся с мыслями.

Инфографика: ViStat.org

В начале 1974 года Иран заказал у США 30 истребителей Tomcat, а через полгода заказал еще 50. Кроме того, стороны подписали контракт на поставку более 700 ракет Phoenix. В этот период летчики из ближневосточной страны отправлялись в США для обучения, а американские специалисты также летали в Иран для организации эксплуатации самолетов.
Поставки самолётов начались в 1976 году. Всего США поставили Ирану 77 самолётов, а не 80. Два истребителя разбились во время испытаний, а один был отправлен в ВМС США для выполнения боевых задач. Самолёты были оснащены двигателями TF30-P-414A, которые обладали превосходной надёжностью. Кроме того, существовали модели, оснащённые простой, но не менее мощной авионикой.

Истребители F-14 поступили на вооружение Ирана в 1977 году. На тот момент Иран имел около 120 хорошо подготовленных членов экипажа и столько же наземного персонала для обслуживания техники. Основной задачей этих самолетов была защита столицы от атак иракских тяжелых бомбардировщиков. Два аэропорта «Шираз» и «Исфахан» стали базами для иранских самолетов. Истребители F-14 совершали боевые вылеты из этих аэропортов и проходили там техническое обслуживание. Поставка новых самолетов не представляла никаких проблем, поэтому Иран с оптимизмом смотрел в будущее. Однако события 1979 года положили конец сотрудничеству Ирана с США.

Затем грянула знаменитая «Исламская революция», которая привела к полному разрыву отношений между двумя странами. К счастью для Ирана, США поставили все истребители F-14 на тот момент, но также было передано около 40% (284) ракет «Феникс». В то же время, нехватка некоторых деталей также требовала срочного решения. Истребитель F-14 сыграл активную роль в начале ирано-иракского конфликта. У Ирана было гораздо меньше истребителей, чем у Ирака, но он превосходил иракские МиГ-21, МиГ-23 и Mirage F1 по всем параметрам. По многочисленным данным, Ирак потерял от 140 до 180 самолетов в вооруженном конфликте. Было сбито всего три F-14.

Интересно, что самый успешный пилот F-14, иранец Джалил Занди, служил в ВВС во время ирано-иракской войны. Ему достоверно приписывают восемь побед (подтвержденных исследованием документов американской разведки) и три «вероятные победы» — в частности, он «сбил» четыре МиГ-23, два Су-22, два МиГ-21 и три Mirage F1.

Инфографика: ViStat.org

При отсутствии запасных частей ремонт самолетов можно было осуществлять только путем разборки поврежденных машин. Одновременно государственному руководству приходилось восстанавливать нормальную жизнь техников и летчиков, попавших в плен в результате революции. Без них эксплуатация истребителей была бы невозможна, так как подготовка новых истребителей была бы сопряжена с определенными трудностями.
Если считать боевые потери во время ирано-иракской войны, то цифры сильно разнятся. Во время конфликта Ирак утверждал, что сбил около 70 самолетов, но после войны сократил цифру до 11. Между тем Иран настаивал на потере одного истребителя в бою и 12 из-за отказов силовых установок. Сам Иран сбил от 35 до 40 различных самолетов противника.

Позднее Иран решил проблему запасных частей для истребителей — 70% производственных мощностей было достигнуто на отечественных заводах. Это позволило снять с вооружения большую часть имеющихся истребителей F-14. Кроме того, Иран организовал производство усовершенствованных ракет «Sparrow».

полную версию статьи и всю инфографику можно найти по следующей ссылке: https://vistat.org/art/f-14-istorija-vzleta-i-padenija-samog...

[Мой] F-14 Шираз Исфахан Исламская иранская авиация Военно-морская авиация Длинный свисток 4

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: F-14: история взлета, падения и передислокации в Иран самого неоднозначного истребителя 20 века.