29 августа 1979 года стал роковым днем для пассажирского рейса Ту-124 авиакомпании «Российские авиалинии». Самолет, следовавший по маршруту Одесса – Киев – Казань, после посадки в Киеве взял на борт 58 пассажиров и пятерых членов экипажа. Лайнер, принадлежавший Казанскому объединенному авиационному отряду, возвращался на свою базу. Ничто в тот момент не предвещало беды, и полет начался штатно.
Самолет с историей: Ту-124
Ту-124 представлял собой советский пассажирский самолет для линий малой протяженности, производившийся с 1960 по 1968 годы. Всего было выпущено 165 таких машин. Конструктивно он был похож на своего более крупного предшественника Ту-104, но являлся не просто его уменьшенной копией – многие внутренние системы и компоненты были совершенно иными. Одной из ключевых инноваций стало оснащение самолета бесканальными турбореактивными двигателями Д-20П, разработанными под руководством конструктора Павла Соловьева.
Этот лайнер был призван заменить устаревшие Ил-14 и Ли-2 на маршрутах с временем полета около часа. Важным преимуществом Ту-124 была его способность использовать более короткие взлетно-посадочные полосы (около 2000 метров) по сравнению с требовательными к инфраструктуре Ту-104.
Конкретный самолет, потерпевший катастрофу, имел долгую и непростую историю. Совершив первый полет в феврале 1963 года, к 1979 году он налетал уже более 23 000 часов. За его плечами была и предыдущая серьезная авария: в июле 1966 года лайнер попал в мощный грозовой фронт и испытал резкое падение, но тогда экипажу чудом удалось спасти машину, хотя один пассажир скончался. После капитального ремонта самолет вернулся в строй.
Тот самый самолет, потерпевший катастрофу.
Роковой полет
Вечером 29 августа, в 23:21, Ту-124 вылетел из киевского аэропорта Борисполь и взял курс на Казань, набрав крейсерскую высоту 9000 метров. Управление осуществлял автопилот. Последний сеанс связи с экипажем состоялся в 00:23, когда пилоты доложили о входе в зону ответственности пензенского диспетчерского пункта. После этого связь прервалась, и на вызовы самолет больше не отвечал.
Только утром, в 7:40, обломки лайнера были обнаружены в Тамбовской области, в пойме реки Ворона близ села Иноковка. Картина была ужасающей: фрагменты самолета были разбросаны на площади 10 на 1.65 километра.
Обратите внимание: Ил-96-400Т снова в воздухе.
Все 63 человека на борту погибли. Большинство жертв были позже похоронены на Арском кладбище в Казани.Хронология катастрофы по данным самописцев
Расшифровка бортовых самописцев позволила восстановить последние минуты полета. Самолет летел со скоростью 530 км/ч. В 00:24, без видимых причин, начался самопроизвольный выпуск закрылков – элементов механизации крыла, которые используются для взлета и посадки, но не для полета на крейсерской высоте.
Пилоты, заметив начало снижения, отключили автопилот и попытались парировать ситуацию, взяв штурвал на себя. Некоторое время им удавалось удерживать самолет. Однако затем, по необъяснимой причине, командир ослабил усилие на штурвале. Закрылки тем временем полностью выпустились на 30 градусов, а ручка управления отклонилась, что привело к переходу в пикирование. Скорость лайнера стала стремительно расти, превысив все допустимые пределы.
Ту-124 в полете.
В 00:25:13, всего через 37 секунд после начала аномалии, на высоте 6 километров скорость падения достигла 660 км/ч по прибору при вертикальной скорости 36 м/с. Колоссальная нагрузка оторвала сначала внутренний, а затем и внешний закрылок на правом крыле. Это вызвало катастрофическую асимметрию, и самолет вошел в правый штопор, вращаясь со скоростью 7.5 оборотов в минуту.
К 00:26, на высоте 3 километра, скорость пикирования достигла 860 км/ч. Данные показывают, что экипаж до последней секунды отчаянно боролся за спасение машины. В процессе вывода из пике возникла перегрузка в 5g. Конструкция старого лайнера не выдержала такого испытания на прочность. Самолет начал разрушаться в воздухе. Свидетели на земле, местные рыбаки, позже рассказывали, что услышали страшный гул и треск, а затем с неба начали падать люди...
Кабина Ту-124.
Расследование и выводы
Следственная комиссия столкнулась с серьезной загадкой: так и не удалось установить техническую причину, по которой закрылки самолета начали выпускаться на крейсерском режиме. Ключевые элементы электрической системы управления, которые могли бы пролить свет на это, найдены не были.
Окончательной версией, принятой комиссией, стала версия о человеческом факторе, усугубленном ошибкой проектирования. Было установлено, что тумблер управления выпуском и уборкой закрылков в кабине Ту-124 был расположен крайне неудачно – слева от кресла командира. Комиссия пришла к выводу, что во время полета командир, перемещаясь или регулируя свое кресло, мог случайно задеть этот тумблер подлокотником, что и привело к фатальному выпуску закрылков.
Ту-124.
Катастрофа под Кирсановом стала самой крупной в истории эксплуатации Ту-124. Она поставила крест на пассажирской карьере этого типа самолетов в СССР – все рейсы были немедленно прекращены. Хотя некоторые машины еще какое-то время летали в ведомственных подразделениях МинАвиаПрома и ВВС, для гражданских авиалиний эпоха Ту-124 завершилась этой трагедией.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Гражданская авиация Полет Пилот самолета ВВС США Авария Крушение Воздушная катастрофа Длинный пост 13Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: «Гул, треск, а потом сверху посыпались люди...» Как Ту-124 разрушился в воздухе.