«Гул, треск, а потом сверху посыпались люди...» Как Ту-124 разрушился в воздухе

29 августа 1979 года самолет Ту-124 авиакомпании «Российские авиалинии» вылетел из Одессы в Киев, а затем в Казань. После остановки в Киеве на борт самолета поднялись 58 пассажиров и пять членов экипажа. Самолет принадлежал Казанскому объединенному авиационному отряду и «возвращался на базу». Никаких признаков неприятностей...

О Ту-124

Ту-124 — советский пассажирский самолёт второго класса, предназначенный для авиалиний малой протяжённости. Авиалайнер производился в период с 1960 по 1968 год, всего было построено 165 экземпляров. Его проект был задуман как уменьшенная версия Ту-104: внешне они были похожи, но внутренние компоненты были совершенно разными. Кроме того, Ту-124 стал одним из первых самолетов, оснащенных инновационным бесканальным турбореактивным двигателем Д-20П, разработанным в Перми под руководством известного конструктора Павла Соловьева.

Ожидается, что Ту-124 будет использоваться на маршрутах между Москвой и крупными городами со временем полета до одного часа и заменит устаревшие Ил-14 и Ли-2. В отличие от Ту-104, которому требуется взлетно-посадочная полоса длиной не менее 2500 метров (или даже 3000 метров в южных регионах, где температура выше), Ту-124 требуется более короткая взлетно-посадочная полоса длиной всего 2000 метров.

Наши самолеты довольно старые и имеют сложную историю. Первый полет состоялся в феврале 1963 года. На момент описываемого инцидента самолет налетал более 23 000 часов. Стоит отметить, что ранее самолет уже сталкивался с аварийной ситуацией. 27 июля 1966 года на маршруте Харьков-Симферополь самолет попал в непредвиденную синоптиками грозу и, попав в сильные нисходящие потоки воздуха, за несколько секунд опустился на высоту 4000 метров. Чудом экипажу удалось выровнять самолет и посадить поврежденный самолет. После того, как самолет оказался в салоне, многие пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности, получили травмы, а один из них скончался от сердечного приступа. Самолет был поврежден, но вернулся в эксплуатацию после капитального ремонта.

Та же доска

Фатальный полет

Вернемся в 1979 год. В 23:21 пассажирский самолет вылетел из киевского аэропорта Борисполь и взял курс на Казань. Он совершил полет на высоте 9000 метров. Полетом управлял автопилот. В 00:23 экипаж вышел на связь с диспетчерским пунктом аэропорта Пенза и доложил о входе в указанную зону. После этого самолет перестал выходить на связь и не отвечал на вызовы диспетчеров.

В 7:40 по московскому времени обломки самолета были обнаружены в районе села Иноковка Кирсановского района Тамбовской области в пойме реки Ворона. Общая площадь разброса обломков пассажирского самолета составила 10 километров на 1650 метров.

Обратите внимание: Ил-96-400Т снова в воздухе.

Все 63 человека, находившиеся на борту, погибли. Большинство жертв похоронены на Арском кладбище в Казани.

Бортовой самописец показал, что самолет Ту-124 летел со скоростью 530 километров в час. В 00:24 утра по неизвестным причинам закрылки начали ослабевать. Пилот заметил, что самолет снижается, и поэтому отключил автопилот через канал тангажа. Закрылки продолжали выпускаться, увеличивая скорость снижения, поэтому пилот потянул ручку на себя и выровнял самолет. Затем они выключили автопилот и начали руление.

Ту-124 в полете

Однако затем по неизвестной причине командир перестал тянуть штурвал на себя. Через несколько секунд закрылки полностью выдвинулись на 30°. В то же время ручка управления была отклонена наружу, в результате чего самолет немедленно начал пикировать. Его скорость начала быстро расти и вскоре превысила разрешенный предел в 590 км/ч.

В 00:25:13, через 37 секунд после выпуска закрылков, самолет летел на высоте 6 км и снижался с поступательной скоростью 660 км/ч и вертикальной скоростью 36 м/с. В этот момент поток воздуха сначала оторвал внутренний закрылок на правом крыле, а затем и внешний закрылок. В результате сопротивление правого крыла значительно возросло, и Ту-124 вошел в правый штопор со скоростью вращения 7,5 оборотов в минуту.

Кабина Ту-124

В 00:26 на высоте 3 километра пассажирский самолет достиг скорости 860 километров в час и скорости снижения 78 метров в секунду. По данным регистрирующих приборов, экипаж до последнего момента боролся, чтобы вывести самолет из пикирования, которое длилось 35 секунд. Однако в процессе выхода возникла перегрузка сети 5G. Прочность конструкции пассажирского самолета достигла предела, и он развалился в воздухе. Это произошло среди ночи на реке. Местные рыбаки позже рассказали, что услышали: «Рев, треск, а затем сверху начали падать люди...»

расследование

Комиссия по расследованию авиакатастрофы не смогла определить, почему закрылки самолета автоматически выпустились во время крейсерского полета на большой высоте. Многие компоненты электрической системы управления закрылками, включая промежуточное реле управления и проводку для контакторов выдвижения закрылков, не были обнаружены. Нет никаких предположений о том, почему это произошло.

Наконец, непосредственной причиной катастрофы комиссия назвала неправильное место установки переключателя выпуска/уборки закрылков в кабине экипажа — он находился слева от места командира. При перемещении и регулировке сидений во время полета капитан мог случайно задеть подлокотник кресла и непреднамеренно инициировать выпуск закрылков.

Ту-124

Это была самая крупная авиакатастрофа, когда-либо произошедшая с самолетом Ту-124. После катастрофы под Кирсановом все пассажирские рейсы Ту-124 в Советском Союзе были прекращены. Однако некоторые образцы еще некоторое время продолжали использоваться в Министерстве авиационной промышленности и ВВС.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская авиация Полет Пилот самолета ВВС США Авария Крушение Воздушная катастрофа Длинный пост 13

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Гул, треск, а потом сверху посыпались люди...» Как Ту-124 разрушился в воздухе.