Ещё одна катастрофа Кометы: ошибка в навигации и столкновение с горой

3 июля 1970 года четырехмоторный самолет de Havilland DH-106 Comet 4C (для простоты будем называть его Comet 4) авиакомпании Danish Airways выполнял чартерный рейс из Манчестера (Великобритания) в Барселону (Испания).

Та же доска

Британское туристическое агентство, забронировавшее рейс, специализируется на экскурсиях и недорогих пакетных турах в европейские города и винодельческие регионы. В стоимость включено проживание, полный или полупансион и чартерный перелет из Великобритании до места вашего отдыха. В то время подобные туристические проекты были еще в новинку и были доступны по цене, привлекая множество туристов. В результате в самолете не оказалось свободных мест — все 105 пассажирских мест были заняты.

комета

Сам авиалайнер был четвертой и последней версией Comet, первого в мире коммерческого реактивного авиалайнера, произведенного в Великобритании. «Комета-1» была запущена в январе 1951 года и поначалу имела огромный успех. Однако серия последовавших за этим катастроф едва не положила конец коммерческой реактивной авиации.

У нас есть серия статей о первых днях операции «Комета», катастрофе и расследовании

Конструкторы Comet 4 учли все недостатки и начальные проблемы первой версии самолета. Во-первых, изменилась форма иллюминатора — он стал не квадратным, а круглым. Это была одна из роковых ошибок, допущенных конструкторами первого космического корабля для исследования комет. Comet 4 считался чрезвычайно надежным авиалайнером. Первый самолет поднялся в воздух в апреле 1958 года, а последний зарегистрированный полет этого типа самолета состоялся 14 марта 1997 года. Стоит отметить, что последние несколько самолетов британской военной патрульной авиации «Falcon», разработанной на базе Comet 4, летали до июня 2011 года.

Комета Дэна-Эйра 4

Весь персонал

В тот день самолетом управлял экипаж в составе капитана, второго пилота и бортинженера. Им всем больше 40 лет. Капитан был военным летчиком с общим налетом более 7000 часов, в том числе 605 часов на самолете Comet и всего 29 часов в качестве пилота. Это был его первый полет в Барселону в качестве командира «Кометы.

Общий налет второго пилота составил 4765 часов, из которых только 189 часов были на самолете DH-106 Comet. Первоначально бортинженер работал в авиакомпании в качестве наземного техника, а в июле 1967 года получил квалификацию бортинженера DC-7B, а в декабре 1969 года — бортинженера Comet 4. В качестве бортинженера он налетал в общей сложности 1275 часов, из которых только 218 часов — на этом типе самолета. На борту самолета находились 105 пассажиров, которых обслуживали 4 бортпроводника.

полет

Самолет вылетел из аэропорта Манчестера в 16:08. Полет продолжался около двух часов и пролегал над Англией, проливом Ла-Манш и территорией Франции.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Под командованием французских авиадиспетчеров самолет начал снижение с крейсерской высоты 11 300 метров и выполнил заход на посадку в направлении Барселоны, Испания. Пока самолет пролетал над территорией Франции и снижался над Тулузой, экипаж начал отклоняться от траектории снижения. На поворотной точке маршрута он не стал выполнять поворот на курс 183 градуса, как того требовал план полета, а продолжил полет на курсе 191.

В 17:59, когда самолет вышел на связь с диспетчером подхода Барселоны, он отклонился от своего маршрута на 30 километров и продолжил полет по прежнему маршруту. Диспетчер не видел снижающийся самолет на радаре, поэтому он полагался на отчет экипажа о полете для контрольной точки на маршруте. Кроме того, экипаж сообщил диспетчеру, что их самолет не оборудован системой определения расстояния и поэтому не может правильно определить расстояние до Барселоны.

катастрофа

Самолет продолжил снижение в соответствии с указаниями авиадиспетчера. Снизившись до высоты 1800 метров, экипаж сообщил расчетное время пересечения контрольно-пропускного пункта Сабадель в 18:05. В 18:03 экипаж доложил о пролете над Сабаделем, но на самом деле самолет находился на расстоянии 52 км. В этот момент диспетчер увидел вспышку на экране радара и подумал, что это спускается «Комета-4». Диспетчер сообщил экипажу «Кометы-4», что наблюдает за ними на радаре, и дал команду развернуться на курс 140 градусов и снизиться до высоты 800 метров.

В 18:05 диспетчер запросил у самолета информацию о его текущей высоте, на что самолет ответил, что он летит на высоте более 1200 метров. В 18:07 диспетчер запросил у экипажа траекторию полета, но ответа не получил. Экипаж не отреагировал ни на какие последующие вызовы.

В 18:05:30 «Комета», летевшая в облаках со скоростью 410 км/ч, врезалась в гору Лес Агудес, на высоте 1706 метров над уровнем моря, в 65 километрах к северо-востоку от аэропорта Барселоны, на высоте около 1160 метров. Все 112 человек, находившиеся на борту, погибли. На момент аварии это была самая крупная авиакатастрофа в Испании и самая крупная катастрофа самолета Comet в истории.

ле агуад

расследование

Следственный комитет не смог определить местонахождение света, появившегося на радаре диспетчера, и он принял его за комету. Ни авиадиспетчеры Барселоны, ни представители аэроклуба Сабадель не смогли объяснить происхождение огней. Вероятнее всего, это был небольшой одномоторный самолет, взлетевший с аэродрома Аэроклуба по правилам визуальных полетов. Поскольку радар неправильно идентифицировал самолет, диспетчер разрешил экипажу снизиться до 800 метров.

обломки

Почему экипаж самостоятельно не зафиксировал отклонение от траектории снижения и приближение к горам с помощью бортового радионавигационного оборудования, остается неясным. Экипаж мог совершить роковую ошибку из-за отсутствия опыта управления самолетом такого типа.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданский самолет крушение самолет авиационный полет пилот комета Испания длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Ещё одна катастрофа Кометы: ошибка в навигации и столкновение с горой.