Идея создания тяжелого танка, который мог бы выдерживать удары вражеской артиллерии и сам обладал мощным вооружением, обсуждалась в СССР задолго до официального старта работ. Толчком к реализации стал 1938 год, когда Комитет Обороны издал постановление о разработке такой машины. Техническое задание, выданное КБ Кировского завода и заводу №185 в Ленинграде, было исключительно жестким. Новый танк должен был стать практически неуязвимым: его броня обязана была держать попадания 76-мм снарядов с дистанции в километр и быть абсолютно непробиваемой для 47-мм противотанковых орудий на любой дистанции.
Эти требования во многом сформировал Дмитрий Павлов, опытный танкист, назначенный в 1937 году главой Автобронетанкового управления. Его выводы основывались на горьком опыте гражданской войны в Испании, где советские танки несли тяжелые потери от скорострельных пушек. Стало очевидно, что нужна машина нового поколения, с качественно иным уровнем защиты. Так начался путь создания КВ-1 — тяжелого танка, который, наряду с Т-34, стал одним из символов мощи Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Технические характеристики КВ-1: путь от многобашенного гиганта
Павлов настаивал на броне толщиной не менее 60 мм. Аналогичную мысль ранее высказывал его предшественник Бокис, требовавший усилить лобовую броню будущего Т-34. В 1938 году стартовал государственный проект по созданию двух опытных тяжелых танков. Изначально рассматривались многобашенные схемы, но в процессе работы тенденция изменилась в сторону упрощения. Конструкторы представили как трехбашенный вариант, так и машину с двумя башнями, но будущее было за другим решением.
В декабре 1938 года Комитет Обороны утвердил для разработки танки СМК и Т-100. Параллельно, на базе проекта СМК, группа инженеров под руководством Ж. Я. Котина создала «дипломный» проект У0. Его ключевым отличием стал отказ от одной башни. Это революционное решение позволило снизить массу, улучшить маневренность и компактность. Проект предполагал установку двух орудий (76,2-мм и 45-мм) в одной башне для универсальности против пехоты и техники. Кроме того, У0 получил перспективную планетарную коробку передач и дизельный двигатель вместо карбюраторного. Освободившийся вес пошел на усиление бронирования.
Хотя не совсем ясно, обсуждался ли У0 на том самом заседании, уже к концу 1939 года однобашенная концепция получила официальное одобрение как «танк прорыва». Машине присвоили имя «Клим Ворошилов» (КВ). Несмотря на первоначальные планы по карбюраторному двигателю, в итоге был выбран дизель В-2: он давал необходимую мощность, а его экономичность позволяла уменьшить объем топливных баков. В августе 1939 года первый прототип КВ отправился на полигонные испытания.
Первая версия танка КВ имела следующие ключевые параметры:
- Боевая масса – 47 тонн, что делало его одним из самых тяжелых танков своего времени.
- Экипаж – 5 человек: командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель и стрелок-радист.
- Вооружение: одна 76,2-мм пушка и четыре 7,62-мм пулемета для защиты от пехоты.
- Дизельный двигатель мощностью 600 лошадиных сил.
- Максимальная скорость по шоссе – до 34 км/ч, что для тяжелой машины было неплохим показателем.
Конструкторы отмечали отсутствие крупнокалиберного пулемета, как на СМК, но разместить его в перегруженной единственной башне не представлялось возможным. Осенью 1939 года начался второй этап испытаний, где КВ конкурировал с более традиционным СМК, на которого изначально возлагали больше надежд.
Первый бой и поспешное решение
Советско-финская война (Зимняя война) стала боевым крещением для новых тяжелых танков. КВ отправили на фронт 18 декабря 1939 года. Машина показала себя блестяще, продемонстрировав феноменальную живучесть. Уже на следующий день, 19 декабря, последовало распоряжение о принятии КВ на вооружение. Многие историки и специалисты считают это решение поспешным и эмоциональным.
Комитет Обороны санкционировал серийное производство танка, который не прошел полный цикл заводских и войсковых испытаний. Решение было основано на единичном, хотя и ярком, успехе. Параллельно конструкторам поручили создать вариант танка с гигантской 152-мм гаубицей для разрушения укреплений. Эти машины, появившиеся к концу войны с Финляндией, позже получили обозначение КВ-2, в то время как базовый вариант с 76-мм пушкой стал именоваться КВ-1.
В чем заключалась мощь КВ-1: преимущества и наследие
История КВ-1 была яркой, но недолгой. Его разработали всего за год, а серийное производство продолжалось около трех с половиной лет. С появлением у Германии тяжелых танков «Тигр» и «Пантера» КВ-1 морально устарел, а его судьбу усугубили многочисленные организационные и производственные проблемы. Тем не менее, в первые годы войны он обладал рядом решающих преимуществ.
Главной силой КВ-1 была его непробиваемая броня. На начало Великой Отечественной войны большинство немецких противотанковых орудий и танковых пушек просто не могли его уничтожить с фронтальной проекции. Это позволяло КВ-1 действовать практически безнаказанно, прорывая оборону и сея панику в рядах противника. Наличие кормового пулемета частично решало проблему пехотного сопровождения. Конструкция машины для своего времени была передовой: рациональные углы наклона брони, мощный дизельный двигатель, длинноствольная пушка. В этом он был ровней легендарному Т-34, но в классе тяжелых машин.
Хотя после войны КВ-1 оказался в тени более массового Т-34, в первую очередь из-за отсутствия ходовых машин для киносъемок, его историческая роль огромна. Это был танк, который наводил ужас на противника своей неуязвимостью и стал важным этапом в развитии советского танкостроения, проложив путь для более совершенных тяжелых машин, таких как ИС-2.
Первый опытный образец танка КВ (машина У-0) перед отправкой в Москву, сентябрь 1939 года. На фото видна классическая форма будущего КВ-1.
Еще один ракурс первого прототипа КВ (У-0). Хорошо заметны массивные габариты и характерная башня.
КВ-1 с литой башней и корпусом производства завода №200, весна 1942 года. Литая башня отличалась усиленной защитой.
Колонна танков КВ выдвигается на боевую операцию, Ленинградский фронт, декабрь 1941 года. Задняя машина имеет дополнительное экранирование на бортах и башне.
Танк КВ-1 в зимнем камуфляже, Калининский фронт, январь 1942 года.
КВ-1 выдвигается на рубеж атаки. 43-я армия, 109-я танковая дивизия, Ленинградский фронт, конец августа 1941 года.
КВ-1 с литой башней производства Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ) на улицах Москвы, январь 1942 года.
КВ-1 в суровых зимних условиях, 1942 год.
Десант спешивается с КВ-1, Северный Кавказ, район Прохладного, 1942 год. Танк часто использовался как опорная точка для пехоты.
С вами был АКПП ВИКИ
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка нашего труда.
Пишите своё мнение в комментариях
Мой сайт по инвестициям и заработку в Telegram: https://t.me/INVESTMAN_1
Источник: https://akppwiki.ru/tank-kv-1-v-chyom-zaklyuchalas-ego-ustrashayushhaya-moshh.html
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Танк кв-1: в чём заключалась его устрашающая мощь.