Аварийная посадка Ту-104: как ошибки экипажа и навигации привели к потере топлива и приземлению в лесу

Рисунок самолета Ту-104.

Учебный полет с неожиданными сложностями

19 февраля 1958 года учебно-тренировочный полет пассажирского самолета Ту-104 (борт СССР-Л5414) по маршруту Новосибирск — Свердловск — Москва обернулся нештатной ситуацией. Помимо тренировки экипажа, самолет перегоняли в авиаремонтные мастерские для замены двигателя, ресурс которого у первых серийных Ту-104 составлял всего 200 часов.

Этот конкретный лайнер, выпущенный Харьковским авиазаводом в 1956 году, был третьим в серии и вмещал 50 пассажиров. После передачи в гражданскую авиацию он использовался в Центре летной подготовки (ЦЛП). Ту-104 был прорывом для СССР — первым отечественным реактивным пассажирским самолетом, что потребовало масштабной переподготовки пилотов с поршневых машин вроде Ли-2 на новую технику с иными характеристиками.

Паника в небе и решение о запасном аэродроме

Погода в день полета была благоприятной. После вылета из Свердловска экипаж доложил о полете на высоте 9000 метров со скоростью 690 км/ч и наличии 10 000 литров топлива (фактически было 11 000 литров благодаря предусмотрительности бортмеханика). Этого запаса с избытком хватало для достижения Москвы.

Однако в 21:13, при пролете южнее Горького (ныне Нижний Новгород), экипаж неожиданно запросил у диспетчера Внуково запасной аэродром, сославшись на якобы критически низкий остаток топлива — 8000 литров. Причины этой паники до конца не ясны: возможно, пилоты ошибочно посчитали запас недостаточным, либо их насторожили метеоусловия в Москве.

Фотография самолета Ту-104.

Диспетчер Внуково, проанализировав ситуацию, направил самолет на военный аэродром Дягилево под Рязанью, так как в конце 1950-х лишь немногие аэропорты имели достаточно длинные бетонные ВПП для приема реактивных Ту-104.

Потеря ориентации и аварийная посадка

Получив команду, экипаж повернул на юго-запад. Спустя десять минут они связались с Дягилево, сообщив расчетное время прибытия 21:40. Им было приказано снизиться для захода на посадку. Но на высоте 1200 метров, несмотря на хорошую видимость, экипаж не смог обнаружить аэродром и, сделав несколько кругов, полностью потерял ориентацию.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

В надежде быть обнаруженными радарами, экипаж поднялся на 3300 метров. В 22:15 самолет был засечен диспетчером регионального центра во Владимире, который начал наводить его на другой подходящий военный аэродром — Саваслейку.

Еще одно изображение самолета.

Критическая ситуация наступила при заходе на посадку. На четвертом развороте, на высоте 400 метров, из-за полной выработки топлива последовательно отказали оба двигателя. Ту-104 совершил вынужденную посадку без тяги в лесном массиве между полосами авиабазы Саваслейка, не долетев до ВПП около 1500 метров. К счастью, все шесть членов экипажа выжили, отделавшись травмами средней тяжести.

Место аварийной посадки Ту-104 в лесу.

Причины и последствия инцидента

Расследование выявило целый комплекс ошибок. Экипаж не учел прогнозируемый сильный встречный ветер (до 170 км/ч) при расчете расхода топлива и маршрута до запасного аэродрома. В результате на 300-километровом отрезке до Дягилево самолет отклонился от курса на 105 км. Диспетчер Внуково не оказал должной помощи в прокладке маршрута, а инструкторы в кабине проявили пассивность.

Парадоксально, но полет от точки принятия решения о запасном аэродроме до падения в лесу занял 1 час 31 минуту, в то время как прямого перелета до Внуково потребовало бы всего 43 минуты. Решающую роль в спасении экипажа сыграла инициатива диспетчера из Владимира.

Самолет после ремонта перегнали в Москву, но в эксплуатацию не вернули. Сначала он стал экспонатом на ВДНХ, а позже был утилизирован.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

Гражданский самолет Авиация Аэропорт Рейс США Ту-104 Авария Длинная колонна 20

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Дайте запасной, топлива в обрез" Как Ту-104 заблудился у Москвы.