Разрушение в воздухе, русский след и катастрофа Кометы над Эльбой

Это третья статья из серии о Comet 1, первом реактивном авиалайнере. Предыдущая статья здесь

Реклама Кометы

Что произошло над Эльбой?

В воскресенье 10 января 1954 года самолет Comet 1 G-ALYP (позывной «Yoke Piter») авиакомпании British Airways «BOAC» вылетел из Сингапура в Лондон. После дозаправки в Риме самолет York Peter вылетел в 09:31 по Гринвичу, направляясь в аэропорт Хитроу под командованием капитана Алана Гибсона. На борту находились 35 человек, в том числе 29 пассажиров и 6 членов экипажа.

Утро выдалось типичным для Средиземноморья: ясное, с умеренным потоком воздуха. Джок Питер вскоре достиг крейсерской высоты 10 100 метров. Самолет продолжил полет на северо-запад вдоль побережья Италии. Корабль передал семь радиопередач, включая два отчета о местоположении.

Та же доска

В 09:34 Джок Питер доложил о прохождении радиомаяка Остия на побережье. Самолет пролетел над Чивитавеккьей в 09:42 и находился на высоте 5700 метров. В 09:50 Джок Питер доложил о прохождении радиомаяка Орбетелло на высоте 7920 метров. Затем самолет вылетел на остров Эльба у побережья материковой Италии.

Во время полета экипаж «Кометы» поддерживал связь с командиром самолета Арго С-4. «Арго» взлетел на 10 минут раньше «Йорк-Питра», но перед этим запросил информацию об уровне облачности. Предполагалось, что комета настигнет «Аргонавта», направлявшегося в Лондон, двумя часами ранее.

Арго С-4

Капитан Арго Дж. Джонсон заметил, что нижняя граница облаков находится на высоте 2700 метров, и связался по радио с Джоком Питером, чтобы узнать высоту верхней границы облаков. 09:52 Комета отправила запрошенное сообщение, но Арго не ответил. Джок Питер снова попытался связаться:

«Джордж, Джордж Йорк Питер передает тебе привет, ты получил мое...?"

Это конец сообщения. И это оказалось последним решением совета директоров. Комета, высота которой предположительно составляла от 8200 до 10 100 метров, внезапно распалась на тысячи фрагментов. Все находившиеся на борту люди погибли.

Когда самолет потерпел крушение, Джованни ди Марко, рыбак с острова Эльба, находился в море со своими товарищами. Он был первым, кто сообщил о крушении самолета карабинерам в Порто-Феррадже. Двое мужчин рыбачили в южной части острова, когда услышали гул самолета над головой, но не смогли его увидеть из-за облачности. Раздались три взрыва подряд, а затем все стихло. Внезапно, в нескольких милях отсюда, ДиМарко

«Я увидел, как из облаков вырвался серебристый объект. Он начал дымиться. Он упал в море. Поднялось огромное облако воды"

Рыбаки поспешили на место происшествия, но ничего не смогли сделать. Они обнаружили несколько тел, плавающих в воде, и вернулись на Эльбу, чтобы поднять тревогу.

В горах к северо-востоку от реки Эльба фермер, занимавшийся стрельбой, сообщил, что он находится на холме. Он сказал комитету

«Внезапно послышался громкий шум, и в направлении, откуда доносился шум, были отчетливо видны два обломка самолета. Меньшие обломки были охвачены пламенем и упали в море почти параллельно друг другу".

Аналогичные показания дали еще несколько свидетелей.

Деревянная модель «Кометы», изображающая разрушение самолета

К чести итальянцев, они быстро организовали спасательную операцию. Но это не увенчалось успехом; Выживших не обнаружено. Обнаружено пятнадцать тел. К вечеру были обнаружены несколько подушек сидений, разбросанные личные вещи, несколько почтовых посылок и мелкий мусор.

Реакция Великобритании и приостановка полетов

Известие о катастрофе потрясло британскую общественность. Этот прекрасный, революционный новый самолет «Комета» был обречен на мировой успех, но теперь он превратился в гадкого утенка, которому нечего было предъявить. Огромный рынок ускользает от британцев. Ни одна другая страна, включая США, не могла построить еще один реактивный лайнер, но потенциальные клиенты начали с подозрением относиться к машине de Havilland.

На следующий день, 11 января, BOAC опубликовал следующее заявление:

«Пассажирские перевозки Comet были приостановлены в качестве меры предосторожности, чтобы провести полную и легкую техническую проверку каждого самолета в парке Comet в аэропорту Лондона. Сэр Майлз Томас (председатель BOAC) решил посвятить себя почти исключительно расследованию катастрофы Comet вместе с сэром Джеффри де Хэвиллендом и высшими представителями британского правительства. Его решение было основано на желании сохранить хорошую репутацию Comet Airlines».

Сертификат летной годности остается действительным, и решение о приостановке полетов является полностью добровольным. Со страхом и надеждой высказывались предложения о саботаже. Боевики в Бейруте и Риме имеют возможность размещать взрывчатку на самолетах. Сэр Майлз сказал:

«Возможность саботажа нельзя игнорировать. Эксперты по безопасности были направлены в различные точки по маршруту на восток».

Салон Комета

Расследование и поиск

Итальянская комиссия, созданная для изучения обстоятельств катастрофы, через несколько дней после трагедии приняла мудрое решение передать расследование Великобритании. Совет по регистрации воздушных судов (ARB) Соединенного Королевства создал комитет во главе с К. Абеллом, заместителем директора по операциям British Overseas Airways Corporation, для расследования причин аварии и выработки рекомендаций по модификации самолета. Это первая комиссия, специально созданная для расследования крушения тяжелого пассажирского самолета, и в ее состав входят исключительно специалисты, знакомые с этим типом самолетов. В расследовании также приняло участие Королевское авиационное управление (RAE) Великобритании. Группа экспертов по прочности провела осмотр мусора, полученного из Италии.

Возможные причины включают флаттер (опасное явление, при котором части самолета, такие как крыло или поверхность управления, начинают сильно вибрировать и колебаться под воздействием воздушного потока), отказ гидравлики, потерю управления и катастрофический отказ двигателя. Были проведены аналогии между катастрофой в Калькутте и катастрофой на Эльбе в надежде найти общую причину. Оба самолета развалились в полете и загорелись. Однако инцидент в Калькутте произошел на высоте около 3000 метров во время сильной грозы. Самолет разрушился на высоте около 8300 метров над рекой Эльбой при обстоятельствах, которые, вероятно, не были связаны с турбулентностью воздуха.

Тем временем в Италии патологоанатомы провели вскрытие тел, найденных на месте крушения.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Пожар в салоне, вызванный взрывом бомбы или отказом двигателя, может привести к серьезным ожогам у пассажиров. Однако выводы итальянских медицинских экспертов исключили версии терроризма или катастрофического отказа двигателя. Врачи достаточно убедительно доказали, что все ожоги были получены после смерти. Травмы в реальной жизни свидетельствуют о том, что люди пострадали от взрывной декомпрессии. Пассажиры могли быть сильно отброшены вперед и вверх к частям фюзеляжа и погибли.

Однако британская комиссия посчитала отчет итальянского патологоанатома ошибочным, поскольку в нем говорилось о катастрофическом разрушении фюзеляжа. Однако с момента постройки самолет налетал всего 3681 час, а его фюзеляж и крылья прошли тщательные испытания перед вводом в эксплуатацию. Салон самолета рассчитан на то, чтобы выдерживать давление в два с половиной раза превышающее нормальное. Первые объемные испытания показали, что уплотнения фюзеляжа вышли из строя в угловых зонах окон, но только после многократного воздействия больших нагрузок. Усталость металла снижает прочность, но вряд ли будет заметна на ранних этапах эксплуатации самолета.

комета рекламировать

На южном берегу реки Эльбы Королевский флот продолжает поиски обломков пассажирского судна. Для выполнения этой миссии мы собрали внушительный флот. Спасатели неделями искали обломки в морских глубинах, используя грейферы, краны, подводные кинокамеры и, впервые, подводные телекамеры. Но успех ограничен. Обломки разбросаны на большой площади морского дна на глубине от 135 до 180 метров.

После опроса очевидцев на Эльбе, Пьярозе, Монте-Кристо и материке капитан порта Порто Феррахо пришел к выводу, что фрагменты кометы, вероятно, были разбросаны на площади в сто квадратных миль. Собрать их все кажется невыполнимой задачей. Однако, к счастью, аэрофотоснимки, сделанные сразу после крушения, помогли сузить район поиска. Член экипажа авиакомпании Skyways, летевший на Ближний Восток, сфотографировал рыбацкие лодки, вытаскивающие тела из воды. На снимке также запечатлена часть побережья острова Эльба, по которой можно приблизительно определить место крушения.

Сильные штормы, бушевавшие в этом районе, затрудняли поиски, а поднятый со дна моря ил не позволял использовать телекамеры. Эхолоты ASDI на противолодочных фрегатах использовались для поиска обломков, в то время как траулеры обследовали морское дно, а другие суда использовали буи для обозначения обследованных районов.

В середине февраля, спустя чуть больше месяца после трагедии, Асдик обнаружил несколько крупных кусков. В конце концов телекамеры запечатлели подробности. Первые крупные фрагменты кратера Йорк-Питт были обнаружены в конце февраля — начале марта. Большую часть хвостовой части самолета подняли на поверхность с помощью большого морского спасательного крюка.

Началась утомительная работа по сбору и анализу найденных обломков. Вскоре был обнаружен большой фрагмент задней части фюзеляжа и хвоста. Полиция также обнаружила несколько сидений, туалетов и бар с нетронутыми бутылками спиртного. Дальнейшие штормы вынудили большую часть спасательного флота вернуться в порт. 15 марта во время затишья водолаз вошел в наблюдательный отсек и обнаружил заднюю балку, которая изначально была центральной секцией. Он находится всего в полумиле от ныне извлеченной хвостовой части. Длина фрагмента составляет 60 футов, а ширина — 2 фута, что делает его самым крупным фрагментом, когда-либо найденным. Рядом с передней балкой также были обнаружены два двигателя и центроплан. Впоследствии были спасены еще два двигателя и шасси. Результаты превзошли ожидания. Однако большую часть кометы еще предстоит открыть.

Расследование Комиссии и выводы

В Великобритании тщательное обследование списанного «Кометы» было проведено спустя девять недель после катастрофы, однако ответа на причину аварии так и не удалось найти. Были рассмотрены все возможные причины катастрофы и проведен повторный анализ всех аварий. Достичь единого мнения о том, что произошло, невозможно. В конечном итоге был сделан вывод, что катастрофа могла быть вызвана целым рядом факторов.

В конечном итоге следственная комиссия под председательством Абеля рекомендовала внести в конструкцию самолета в общей сложности 50 изменений, которые были оперативно реализованы. Главным изменением стала установка брони вокруг двигателя. В этом случае можно надежно локализовать любой катастрофический отказ двигателя и предотвратить попадание лопаток турбины в топливный бак или гондолу. В то время казалось, что дальнейшие исследования не дадут результатов, и оставлять комету на земле казалось бессмысленным.

Двигатель Комета, рекламный буклет

Комитет Абеля согласился с Советом по регистрации воздушных судов (ARB) и Советом по безопасности полетов (ASB) в том, что нет необходимости откладывать возвращение самолета в эксплуатацию до публикации официального отчета. BOAC теряет 50 000 фунтов стерлингов в неделю из-за добровольной приостановки полетов самолетов Comet и не будет приостанавливать полеты самолетов без необходимости.

23 марта 1954 года, через 10 недель после трагедии, «Комета» возобновила работу с одобрения министра транспорта. В результате закрытия British Overseas Airways Corporation понесет убытки в размере до 500 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 22,6 млн фунтов стерлингов в 2025 году). Общественное мнение убеждено, что истинной причиной был преднамеренный саботаж. Полезно было то, что несколько крупных газет обнаружили следы России в материалах комиссии Абеля.

Встречайте комету

Катастрофа не повлияла на уверенность в надежности самолета. Первый рейс после возобновления полетов вылетел в Йоханнесбург, когда на борту не хватило всего двух пассажиров для полной загрузки. «Комета» летала без перерыва в течение двух недель, и решение возобновить полеты казалось разумным. Доверие BOAC и ее конкурентов к этому самолету, по-видимому, оправдано. Конкурент авиакомпании на маршруте Лондон-Йоханнесбург, South African Airways, арендовал самолет Comet 1 для выполнения рейса под своим собственным кодом.

Тем временем поиски фрагментов Йорка Петра вокруг острова Эльба продолжались со все большим успехом. 4 апреля была обнаружена большая часть передней части фюзеляжа — от стыка кромки крыла до обтекателя, включая всю кабину. Это важное открытие. Расследование катастрофы в конечном итоге выявит недостатки смертоносного авиалайнера.

Но это на потом. Тем временем комета продолжает лететь по небу, а пассажиры понятия не имеют, на какой бомбе замедленного действия они едут. О последней катастрофе с кометой и работе комитета, который наконец нашел правду, читайте в следующей статье.

Автор: доктор технических наук А. Ляхов

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская авиация Полет Авиация Самолет Аэропорт Крушение Авария Италия Великобритания Расследование авиакатастроф Крушение Длинный пост 3

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Разрушение в воздухе, русский след и катастрофа Кометы над Эльбой.