В эпоху Средневековья территории вдоль реки Сухоны (в тексте ошибочно указана «Сукна») представляли собой уникальный регион, который по духу вольности и независимости можно сравнить с Диким Западом, в частности, с Техасом. Этот край, удалённый от центров княжеской власти и граничащий с землями лесных племён, стал пристанищем для смелых и своенравных людей. Их жизнь была полна опасностей и авантюр, часто связанных с добычей ценных мехов. Заработанное в рискованных походах серебро быстро тратилось, и охотники снова уходили в бескрайнюю тайгу, возвращаясь либо с богатой добычей соболей, либо не возвращаясь вовсе. Их существование зависело от удачи и умения владеть оружием. Эти люди не знали страха ни перед дикой природой, ни перед врагами, а религиозные заповеди зачастую соблюдали весьма условно.

Сердцем этого вольного края был город Устюг. Расположенный на левом берегу Сухоны, он стал местом, где кипела жизнь во всех её проявлениях — от бойкой торговли до разгула страстей. Неудивительно, что один из современников назвал Устюг «вторым Содомом».
Юродивые — голос совести в городе греха
Однако, как известно, крайности порождают противоположности. Разгул и грех в Устюге стали вызовом для тех, кто видел смысл жизни в духовном подвиге. Именно здесь, вероятно, впервые на Руси в таком количестве появились юродивые — странные аскеты, обличавшие пороки. Подобно древнегреческим киникам или библейским пророкам, они бесстрашно ходили по улицам, произнося обличительные и загадочные речи. Для многих горожан их слова становились укором совести, заставляя трепетать от осознания собственных грехов.Таинственный мир «диких людей» и легенды о людоедстве
За стенами Устюга начинался бескрайний и загадочный мир тайги, простиравшийся до Северного Урала и реки Оби. Он манил и пугал русских людей. Здесь жили лесные племена, которых даже соседи-татары считали «дикими». Русские же часто называли их общим словом «самоеды», веря в распространённую легенду, что они практикуют каннибализм. Эта идея была настолько живуча, что её повторяли многие, включая иностранных путешественников, например, Адама Олеария.Современные исследователи отвергают эти обвинения. Они считают, что легенда возникла из-за непонимания чужих обычаев: многие северные народы ели сырое мясо и рыбу для получения необходимых витаминов, а также использовали мухоморы в ритуальных целях, что со стороны могло выглядеть очень странно.
Торговля, бунты и борьба за влияние
Первыми начали осваивать эти земли новгородцы. Они рисковали, отправляясь в глубь тайги, но прибыль от торговли драгоценными мехами того стоила. Однако отношения с местными племенами были нестабильными. Периоды мирного обмена сменялись кровавыми восстаниями, когда «самоеды» расправлялись с сборщиками дани. Новгородцы отвечали карательными походами, но хитрые лесные воины иногда умудрялись заманивать их в ловушки и уничтожать по частям.Проблемой для Новгорода стал не только нрав местных племён, но и вольнолюбивый Устюг. Через этот город шёл главный путь в богатую пушниной Югру, и местная элита — загадочные «устюжские князья» — стремилась контролировать этот поток и обогащаться самостоятельно, вступая в конфликт с новгородскими интересами. Борьба за влияние продолжалась долго, но с усилением Московского княжества дни новгородского господства были сочтены.
«Походы за зипунами» и гнев Москвы
Устюжская вольница проявлялась и в независимых «предпринимательских» походах местных атаманов на соседние земли. Летописи сохранили истории, подобные походу Андрея Мишнева, который с отрядом «ширников» (разбойников) грабил как лесные поселения, так и купеческие караваны. Однако такая частная инициатива вступила в противоречие с интересами централизованного Московского государства. Великий князь Иван III не мог допустить, чтобы богатства Сибири оседали в карманах устюжских удальцов, а не пополняли царскую казну. Это противостояние между вольной frontier-культурой Устюга и растущей мощью Москвы стало важной страницей в истории освоения Русского Севера.Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Древнерусский Техас.