В средние века земли вдоль реки Сукна были своеобразным «Русским Техасом». Здесь, вдали от центральной власти и рядом с дикими племенами, жили люди, привыкшие без колебаний решать проблемы с помощью оружия. В их карманах часто звенело серебро, заработанное в опасных приключениях с драгоценными мехами. Быстро исчерпав его, они снова погружались в глубь бескрайнего леса, выходя из него с десятками соболей шкур или украшая шаманский шатер собственными черепами. Их жизнь зависела от нити удачи. Они не боялись ни зверей, ни людей и мало боялись Самого Господа Бога. Во всяком случае, они часто не подчинялись его заповедям.
Столицей «Русского Техаса» был Устюг. Здесь, на широком шельфе левого берега реки Сухны, свободно процветали все виды человеческой деятельности. Один из благочестивых верующих того времени прямо назвал Устюг «вторым Содомом».
Известно, что каждое действие имеет противодействие. Эта истина почти универсальна. Грешники и их изобилие были мощными мотиваторами для тех, кто нашел смысл своей жизни в борьбе с грехом. Устюг был, пожалуй, первым русским городом, где собирались бесстрашные обличители человеческих пороков – юродивые.
Эти странные люди, бесстыдные, как циники древней Греции, и бесстрашные, как библейские пророки, с утра до ночи бродили по улицам, выкрикивая всякие нелепости. Но многие увидели в этом намек на свой грех и преступление и трепетали.
Бескрайний лес, начинающийся за Устюгом и поднимающийся от реки Вычегда до реки Печеры, Северного Урала и нижнего течения Оби, всегда завораживал русских людей своей неизведанной природой. Здесь в остроконечных избах жили лесные племена, и даже сибирские татары, не отличавшиеся изысканностью нравов, называли их «дикими людьми». Русские иногда называли их собирательно «самоеды» («самоеды»), полагая, что они едят человеческое мясо. Об этом рассказывает знаменитое предание «О безымянных людях», самые ранние рукописи которого относятся к концу XV века:
«В восточной стране за Югорским морем живут самоеды.. и едят оленину и рыбу, и едят друг друга между собой, И когда к ним придут гости, Они зарежут для гостей своих детей и накормят их, а что у них, умрет, и съедят то, но не в земле, а закопают»
Идея о лесных людоедах была настолько сильна, что ее разделял даже самый просвещенный иностранец, писавший о средневековой Руси, голштинец Адам Олеарий. «Как говорят нам Плиний и Аллай Великий, они ели людей, и даже после смерти они ели плоть своих друзей, смешанную со своей добычей, отсюда и русские слова «сам» и «есть». Ему дали прозвище Самоед».
Современные ученые делают все возможное, чтобы оградить лесных жителей от подобных обвинений. Причину зарождения такой легенды они видят в том, что в древности многие народы Северного Урала и Сибири ели сырое мясо, рыбу и кровь животных. Только так охотники могли получить необходимые для организма соли, витамины и минералы. Лесники для полноты существования также ели мухоморы, вызывающие наркотическое состояние.
Первооткрывателями «народа-людоеда» были новгородцы. Рискуя совершить последнее путешествие по недрам голодного самоеда, они собирали здесь дань и занимались оживленной торговлей, скупая дорогие меха по низким ценам. Характер этой бартерной торговли практически не изменился на протяжении веков. Так описал это писатель середины 16 века. В Пустозере, близ устья реки Печоры, «самоеды встречаются и торгуют с русскими, которые обменивают самоедских соболей на ткань, котлы, сало, масло, кольчуги и овсянку».
Однако время от времени «дикие люди» поднимали бунт и свирепыми и примитивными способами убивали новгородских сборщиков дани. Например, это произошло в 1187 году, когда было убито около 100 новгородских воинов. Обычно за восстанием следовала карательная экспедиция, после которой все возвращалось на круги своя.
Однако Лесные Люди оказались не такими простыми, как они думали. Иногда им удавалось обмануть своих карателей мнимым послушанием, разделить армию и перебить ее по частям. Например, именно так завершился летом 1445 года карательный поход Новгорода на Югру.
Регулярный поток «заворочиской» дани из северных стран в Великий Новгород, а затем в Московскую казну был нарушен не только восстанием лесных народов. Еще одним «возмутителем спокойствия» стал Устюг. В городе, через который проходит основной путь в Югру, уже давно существует своя правящая элита, стремящаяся вымогать богатства «дикарей».
Во главе этой общины стояли загадочные «устюжские князья». Возможно, это были представители нижнего ростовского княжеского рода, владевшего когда-то Устюгом. В любом случае эти «князья» по-прежнему были неприятностью новгородцам.
В 1322 году новгородское войско под командованием московского князя Юрия Даниловича напало на Устюг и заставило отважных «устугских князей» вернуться в прежнее рабское состояние. Однако приказ просуществовал недолго. Зимой 1329 года «устюжские князья перебили новгородцев, шедших в Югру». Дни Новгорода прошли. Настало время Москвы. Среди прочего новгородского наследства Иван III получил и устюжское своеволие.
Устюжские летописи содержат также немало известий о подобных разграблениях местных смельчаков, которые впоследствии Степан Разин деликатно назвал «походами за Зипун». В 1479 году «разбойники определились с Устюзом Андреем Мишневым и унесли Емтюз без ведома великого князя». Слово «ширники» в Новгороде означало разбойников, бродяг и вообще отбросов общества. Городок Емцы в бассейне реки Емцы (левый приток Северной Двины) был населен лесными племенами, поклонявшимися Великому Новгороду.
Идея Андрея Мишнева завершилась успешно. И вскоре, летом 1481 года, атаман собрал новую армию. На этот раз их путь лежал на восток. «Тем же летом Андрей Мишнев вместе с ширниками и устюжанами пошёл в Пермь Великую, избил воглычей под Чердином, пошёл на Каму, встретил гостей и тюменских тотаров и ограбил их».
Частные инициативы вступали в противоречие с государственными интересами в погоне за богатством остяков (хантов) и вогличей (манси). Всероссийский монарх Иван III не мог допустить, чтобы вязанки драгоценных соболиных шкур и другие «дары леса» пошли в устюжский «сильник». И забили военные барабаны Московского полка...
По материалам: Борисов Н.С. Повседневная жизнь средневековой России накануне конца света.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Древнерусский Техас.