Всеобщий пофигизм и катастрофа Ан-24 в Амдерме

Село Амдема расположено в Ненецком автономном округе. Сегодня это загнивающая, забытая Богом и властями глушь, город-призрак на берегу Карского моря, без нормальных дорог и с аэропортом, который закрылся в прошлом году за ненадобностью (транспорт никому не нужен). Там живут, вернее выживают, около 200 человек. В деревне полно пустующих зданий, но обстановка времен позднего Советского Союза сохранилась в аутентичном виде. Идеальное место для сталкеров.

Под броней

Но в 1979 году Амдема была полувоенным оазисом на советской территории с высокими зарплатами и особыми поставками с севера. В гавани было многолюдно, а самолеты постоянно взлетали и приземлялись в аэропорту, где базировались истребители-перехватчики Як-25. Вокруг расположено множество военных радиолокационных установок, которые гарантируют, что противник не вторгнется на нашу территорию с севера. На пике численности население превышало 5000 человек. Жить и работать в Амдемаре считалось удовольствием и хорошо оплачивалось, поэтому северяне могли себе позволить слетать на выходные в Ленинград или Москву, чтобы «попить пива». К счастью, авиабилеты стоили очень дешево, а аэропорт работал круглосуточно, принимая рейсы практически из всех уголков Советского Союза.

3 сентября 1979 года пассажирский самолет Ан-24 Архангельского объединенного авиационного отряда выполнял пассажирский рейс по маршруту Архангельск — Амдерма. В начале сентября самолеты были заполнены людьми из полярного региона Амудема, возвращавшимися из длительных северных каникул. Позже выяснилось, что вес поезда был на 816 килограммов больше нормы, поскольку все хотели привезти побольше «материковых товаров». Экипаж Ан-24 состоит из 4 человек. Кроме того, в кабине находился штурман-стажер, действия которого сыграли роковую роль в этом полете.

Ан-24

В 22:21 ночи 2 сентября 1979 года Ан-24 вылетел из аэропорта Тарадж в Архангельске. Ночное небо над Амдемой было покрыто разорванными слоистыми облаками с высотой нижней границы 120 метров и видимостью 8 километров. Через 2,5 часа полета, перед подлетом к аэропорту и началом снижения, штурман-инструктор неожиданно покинул свой пост и вошел в кабину, оставив руководство полетом штурмана-стажера.

Примечание автора: «Как человек, хорошо знающий авиацию и авиационные правила, я не могу понять, что произошло: оставить неопытного стажера на самом важном этапе полета (снижение-посадка), когда у него даже не было лицензии на выполнение этой работы, т е он не был штурманом!? На что в это время смотрели экипаж и капитан? Они что, летели на другом самолете? Если им было все равно, что пассажиров ведет к посадке пилот-любитель, то почему они не подумали о своих собственных жизнях? Это было безответственно и пренебрежительно ко всем и ко всему, даже к собственной безопасности"

Самолет должен приземлиться прямо в аэропорту и на четвертом развороте сделать небольшой поворот на взлетно-посадочную полосу. Ничего сложного, никаких резких движений или резких движений.

Аэропорт Амедема

Когда экипаж доложил диспетчеру, что они достигли высоты 600 метров, до аэропорта им оставалось еще 26 километров. Хотя на самом деле они уже прошли эту высоту и снизились до 480 метров. Кроме того, когда самолет приближался к траектории посадки, в 8300 метрах от аэропорта, они сообщили, что вошли в глиссаду. Затем самолет начал снижаться с вертикальной скоростью 3,9 метра в секунду, со скоростью планирования 210 километров в час.

Расчетные параметры захода на посадку выдерживались до высоты 250 метров. Но на этой высоте экипаж нарушил технику захода на посадку «пилот-бай» и не вывел самолет в горизонтальный полет до достижения дальней точки пилотирования (4 км от ВПП), а просто увеличил режим работы двигателей до 40% от максимальной мощности.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

В результате снижение самолета не прекратилось (напомним, самолет был перегружен на 816 кг), а скорость снизилась лишь до 1 м/с.

В результате транспортный самолет Ан-24, летевший в облаках, начал снижаться ниже глиссады и совершил затяжной заход на посадку на высоте 155 метров вместо установленных для аэродрома 250 метров. Когда самолет вырвался из облаков и достиг высоты 120 метров, экипаж увидел внизу (примерно в 900 метрах от конца взлетно-посадочной полосы) огни приближения. Однако пилоты ошибочно приняли это за огни, обозначающие начало взлетно-посадочной полосы. В результате пилот прекратил полет по приборам и перешел на визуальный полет, снизив мощность двигателей до 28 процентов от максимальной и увеличив вертикальную скорость снижения.

Пассажирский самолет пролетал в темноте над пустынным побережьем. У капитана не было видимых ориентиров, и он не мог визуально определить высоту полета, поэтому ему пришлось полностью полагаться на доклады о высоте, поступившие от штурмана-стажера. Однако экипаж продолжил снижение и снизился до неприемлемо низкой высоты. Он не заметил, что в кабине зажужжала и замигала сигнальная лампа «Опасная высота».

Спутниковый снимок взлетно-посадочной полосы

Штурман-стажер доложил: «Высота 80 метров, скорость 210», но фактическая высота составляла 65 метров. Не зная своего истинного положения, пилот отклонил ручку от себя, еще больше опустив нос. Таким образом, им удалось увеличить вертикальную скорость до 5 м/с. Через пять секунд после последнего доклада штурман сообщил пилоту: «70 метров, скорость 210» (фактическая высота 50 метров), а через 2,5 секунды: «60 метров, скорость 210» (фактическая высота 40 метров).

Чуть более чем через три секунды транспортный самолет Ан-24 врезался в холм в 1850 метрах от конца взлетно-посадочной полосы на высоте 22 метра со скоростью 206 км/ч и вертикальной скоростью снижения 6 метров в секунду. Вероятнее всего, пилот в последний момент заметил опасность и потянул штурвал «на себя» (руль высоты в момент удара был отклонен на 5,9° вверх). Однако из-за большой скорости и короткой дистанции спуска катастрофы избежать не удалось.

Правое крыло самолета ударилось о холм. Затем нижняя часть кабины и пропеллер ударились о рампу. От удара кабина мгновенно смялась, а правая часть крыла отломилась. Фюзеляж разорвало пополам, а затем передняя часть перевернулась на 180 градусов через левое крыло, пролетела 38 метров и рухнула на берег Карского моря в 25 метрах над водой. Самолет был полностью разрушен, обломки разбросаны не более чем на 40 метров. На месте крушения возник пожар, самолет частично разрушился.

Спасатели обнаружили на месте крушения только четверых тяжело раненых выживших: бортпроводника, взрослого пассажира и двоих детей. Один ребенок позже скончался в больнице от полученных травм. Таким образом, в результате авиакатастрофы погибло 40 человек: 5 членов экипажа (все 5 пилотов) и 35 пассажиров (31 взрослый и 4 ребенка).

Комиссия по расследованию катастрофы отметила, что экипаж допустил серьезные ошибки. Причиной инцидента стало то, что штурман-инструктор покинул свой пост во время посадки самолета и не принимал участия в работе экипажа. Диспетчеру сообщили высоту 600 метров, но фактическая высота полета составила 480 метров. Когда самолет не вышел на заданную высоту траектории, командир не принял решения об уходе на второй круг, что привело к преждевременному снижению самолета.

Аэропорт Амедема в советское время

Штурман-стажер не подал команду «оценить» при пролете высоты принятия решения, а командир не сообщил экипажу о принятии решения о посадке. Второй пилот не получил указание командира «Приземляемся» на большой высоте и поэтому не выполнил все правила ухода на второй круг.

Экипаж также не учел особенности аэродрома и расположение светосигнального оборудования аэродрома. Аэропорт расположен в котловине, поэтому огни приближения установлены в два ряда как продолжение огней взлетно-посадочной полосы, простираясь почти до края аэропорта (1000 метров от конца взлетно-посадочной полосы). Это сделало невозможным определение фактического расстояния между самолетом и точкой посадки.

Ситуация усугублялась тем, что при взлете из аэропорта Архангельска самолет весил на 816 кг больше нормативного, что повлияло на параметры управляемости самолета при заходе на посадку.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская авиация Самолеты Аэропорт Федеральные рейсы США Амдема Архангельск Почтовое отделение 34

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Всеобщий пофигизм и катастрофа Ан-24 в Амдерме.