Критический перегрев реактора, гамма-излучение и радиоактивные газы — 54 года назад в Баренцевом море произошла техногенная катастрофа на подлодке К-27

Трагедия, случившаяся в 1986 году в Чернобыле, известна всем. Но аварии, связанные с атомной энергетикой, происходили в нашей стране задолго до Чернобыля. Ведь до того, как он стал «мирным», атом служил (и продолжает служить) военным целям. Он нашел широкое применение в судостроении, а точнее в строительстве атомных подводных лодок. А теперь рассказ пойдет об аварии на одном из них.

Новый тип

Атомная подводная лодка проекта 645 была единственной в СССР. Он должен был стать пионером в использовании реактора особого типа — на жидкометаллическом теплоносителе, сокращенно ЖМТ. Реакторы с водой под давлением тогда использовались во всем мире, но жидкометаллические реакторы давали ряд преимуществ подводным лодкам, на которые они планировали их установить. В первую очередь в скорости и маневренности - подводной лодке с реактором ЛМТ требовалось всего 15-20 минут, чтобы отойти от причала и скрыться под водой. Тогда как АПЛ с водо-водяными реакторами - 2-3 часа.

Первой подводной лодкой нового типа в Советском Союзе стала подводная лодка под литерой К-27, которую спустили на воду в 1963 году. Военно-техническая гонка дала свои результаты - форсировали проектирование и испытания ядерных реакторов нового типа. Но еще в 1959 году на испытательном стенде раздался первый звонок, что технология еще сырая и недоработанная. Свинцово-висмутовый теплоноситель нарушил герметичность труб, по которым циркулировал, и вытек. Ошибку исправили, но выводы видимо не сделали.

К-27 на боевом задании/ © shiphub.com

Утечки

Потому что точно такая же ошибка уже случилась на самой лодке во время тестового рейса. В 1965 году в реакторном зале произошла авария. Вывозить его должен был спецгруз моряков (тех, кто непосредственно обслуживал реактор). И как устранить? Вырежьте затвердевший свинец вручную с помощью зубила и молотка. Но мало того, что он радиоактивный, так еще и в отсеке, где произошла авария, была высокая температура.

У моряков не было защиты от радиоактивного облучения. Договорились поработать 5 минут. Металл сняли, но не без потерь. Группа спецназа по прибытии в порт приписки была помещена в госпиталь, после чего спокойно выписана как гражданское лицо. Никаких бумаг они не получили. Также дали подписку о неразглашении на 30 лет.

Вторая такая авария произошла в 1967 году. И снова зубило, молоток и специальные захваты, вынужденные в адском зное и под действием радиации соскребать застывший свинец. Только на этот раз им на помощь пришли добровольцы из экипажа, поэтому в аварии пострадали всего два человека. После лечения в больнице председатели Ращупкин и Литвиненко были отстранены от плавания.

Авария

Нельзя сказать, что конструкторы не приняли мер по предотвращению утечек. После каждой аварии К-27 долгое время числился в доке, а в конструкцию реактора на лету вносились изменения. Однако это не спасло экипаж от крупной аварии, произошедшей в мае 1968 года.

После очередного капитального ремонта К-27 вышла в Баренцево море в короткий рейс для проверки всех систем перед 70-дневным кругосветным походом без всплытия. Как позже вспоминал старший мастер Вячеслав Мазуренко, работавший в турбогенераторном отделении, через три дня после выхода из порта все задачи были выполнены и катер шел в базу.

Обратите внимание: Получение и продление разрешения на оружие. Личный опыт..

Однако ученые на борту попросили капитана Павла Леонова еще раз проверить оба реактора на мощность.

Реакторный отсек катера К-19/ © hdpic.club

В 11:30 каналы одного из двух реакторов забились шлаком и окислами теплоносителя, и он начал терять мощность. Только вот вместо остановки реактора капитан Леонов, наоборот, дал команду еще больше увеличить мощность. Это приводило к перегреву – перегорали трубы, по которым циркулировал жидкий металл, и вытекал теплоноситель. В отличие от двух предыдущих аварий, это была не единичная деформация, а тотальное разрушение труб реактора. Произошел массовый выброс радиации.

Как позже вспоминал Вячеслав Мазуренко, экипаж сначала не понял, что произошло. 

Мы остановили работающий дозиметр. У нас в салоне висел блок, но он всегда был выключен. Включил - стрелка зашкаливала. Никто не поверил. Мы видели, что Алексей выглядел очень удивленным и испуганным. Он побежал в сторону реакторного зала, и тут же побежали офицеры. Мы так и не поняли, что произошло, ведь радиация не имеет ни запаха, ни цвета.

Только когда подводников стали вытаскивать из реакторного помещения (сами они не могли ходить), моряки поняли, что произошло что-то ужасное.

Неисправный реактор был заглушен, катер появился и ушел на одном реакторе до базы в Гремихе. Когда руководство дивизии узнало об аварии, оно приказало капитану Леонову остановить курс и лечь в дрейф до особого распоряжения. По словам очевидцев, капитан ответил, что если он простоит без дела несколько часов, то некому будет отвести корабль на базу.

При подходе лодки к пирсу сработали установленные там стационарные дозиметры рева - уровень облучения К-27 оказался запредельным. Была объявлена ​​боевая тревога. Подводные лодки, стоявшие у причала, были быстро сняты с мест, а все командование, как вспоминал Мазуренко, как ветром сдуло из Гремихи.

Экипаж К-27 был отправлен в Ленинградскую больницу. Облучились абсолютно все - 144 человека. Девять спецпомещений, находившихся рядом с реакторами, когда произошла авария, погибли в агонии на второй день. А за следующие 36 лет, по словам Вячеслава Мазуренко, погибло более половины экипажа.

Глубина — 33 метра

Радиацию, исходящую от реактора, нейтрализовали, засыпав помещение мешками со свинцовой дробью. После этого К-27 простоял 13 лет в Гремихе, а потом в Северодвинске. Поначалу никто не знал, что с ней делать — подлодку просто поддерживали, что обеспечивало ее живучесть. Затем были предприняты попытки запустить второй неповрежденный реактор. Запуск прошел успешно, удалось даже довести его до 20% проектной мощности. Но это все. 

Хотя ходили разговоры о возвращении К-27 в строй, возобладала осторожность. В августе 1981 года субмарина была отбуксирована в Карское море на остров Южный архипелага Новая Земля и затонула на глубине всего 33 метра (по правилам МАГАТЭ она должна затонуть на глубине 3000 метров).

Ученые опасаются взрыва реактора К-27. Если в него попадет всего 5 литров морской воды, это может привести к неуправляемой ядерной реакции / © unian.net

И тогда К-27, по свидетельству очевидцев, не с первой попытки ушел под воду. Полупогруженная подводная лодка встала вертикально и превратилась в гигантский поплавок (его длина 109 метров, а глубина моря в том месте всего 33). Только после многочасовых попыток лодка медленно, в укор тем, кто ее утопил, пошла на дно морское на вечный покой.

Атомная подводная лодка К-27, прозванная моряками «Нагасаки» за серию аварий за время своей «жизни», вот уже 41 год лежит на морском дне, и никто не может сказать, что будет с реактором, если забортная вода попадет его защита.

Случай с К-27 не единственный. В 1985 году на Дальнем Востоке взорвался реактор подводной лодки проекта 675. А причиной тому банальное нарушение техники безопасности 👇:

За год до Чернобыля. Самая секретная ядерная авария в СССР

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Критический перегрев реактора, гамма-излучение и радиоактивные газы — 54 года назад в Баренцевом море произошла техногенная катастрофа на подлодке К-27.