Авианосец «Шарль де Голль» (бортовой номер R91) является флагманом и гордостью Военно-морских сил Франции. Это единственный действующий авианосец в составе французского флота и первое надводное судно страны, оснащенное ядерной силовой установкой. По своим размерам и боевым возможностям он уступает лишь американским авианосцам и российскому тяжелому авианосцу «Адмирал Кузнецов», что делает его одним из самых мощных кораблей в мире. «Шарль де Голль» был построен для замены устаревших авианосцев типа «Клемансо» и стал воплощением амбициозных французских военно-морских программ.
История создания и сложный путь к воде
История корабля началась в 1980-х годах, когда французское руководство приняло решение о строительстве двух атомных авианосцев для замены флота. Первоначально планировалось построить два корабля — «Бретань» и «Прованс», но из-за огромной стоимости проекта от второго авианосца в итоге отказались. Интересно, что изначально корабль хотели назвать «Ришелье», но под влиянием политических соображений и усилий тогдашнего премьер-министра Жака Ширака он получил имя легендарного генерала Шарля де Голля, став символом национального величия.
Контракт на строительство был подписан в 1986 году, а закладка киля состоялась в 1989-м. Проект основывался на более ранних разработках, таких как вертолетоносец PH-75. Строительство, которое неоднократно замораживалось из-за финансовых трудностей, заняло 11 лет. Торжественный спуск на воду в присутствии президента Франсуа Миттерана состоялся в 1994 году. «Шарль де Голль» стал самым крупным военным кораблем, когда-либо построенным во Франции.
Испытания, доработки и ввод в строй
Путь от спуска на воду до полноценной службы оказался долгим и тернистым. После установки реактора в 1994 году последовала череда испытаний, которые выявили множество серьезных недостатков. Проблемы варьировались от неисправной системы охлаждения ядерного реактора и вибрации рулевого управления до неправильно рассчитанной длины взлетно-посадочной полосы, которую пришлось срочно удлинять на 4,4 метра для безопасной посадки самолетов ДРЛО E-2C «Хокай». Из-за этих дефектов корабль прошел через длительный цикл доработок и был официально передан флоту только в сентябре 2000 года. Стоимость проекта в итоге выросла до 3,3 миллиарда долларов.
Строительство сопровождалось не только техническими, но и бюрократическими сложностями. Введение новых европейских стандартов радиационной безопасности потребовало полного перепроектирования защиты реактора. Финансирование неоднократно сокращалось, а работы на верфи в Тулоне приостанавливались четыре раза.
Итогом стала отмена строительства второго однотипного авианосца. В качестве альтернатив рассматривались варианты постройки обычного авианосца или совместная разработка нового корабля с Великобританией.
Конструкция и технические особенности
«Шарль де Голль» построен по классической схеме с угловой полетной палубой и надстройкой ("островом"), смещенной к правому борту. Его полетная палуба размером 261,5 на 64,36 метра оснащена двумя мощными паровыми катапультами американского типа C-13F, способными запускать самолеты каждую минуту.
Корпус корабля выполнен из стали с усиленной защитой жизненно важных центров: реакторных отсеков, складов боеприпасов и топливных цистерн. Конструкция обеспечивает непотопляемость даже при затоплении трех смежных отсеков.
Вместительный ангар площадью 4600 м² может вместить до 25-40 летательных аппаратов. Транспортировка техники на палубу осуществляется двумя бортовыми подъемниками грузоподъемностью 36 тонн каждый.
При проектировании уделялось внимание снижению радиолокационной заметности (технологии "стелс"): использовались наклонные поверхности, радиопоглощающие материалы и специальное расположение оборудования.
Для обеспечения обитаемости на борту созданы комфортные условия для почти 2000 членов экипажа. Имеются современные системы вентиляции, кондиционирования, а также защиты от оружия массового поражения.
Силовая установка и авиагруппа
Сердцем авианосца являются два ядерных реактора K15, которые позволяют кораблю развивать скорость до 27 узлов и находиться в автономном плавании до 5 лет без перезарядки топлива. Электроэнергию вырабатывают четыре турбогенератора и четыре дизель-генератора.
Основу авиакрыла составляют многоцелевые истребители «Рафаль-М» и штурмовики «Супер Этандар». Особую роль играют самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2C «Хокай», которые значительно расширяют боевые возможности соединения. В отличие от американских авианосцев, на «Шарле де Голле» изначально не было специализированных противолодочных эскадрилий.
Вооружение и электронное оборудование
Для самообороны авианосец оснащен комплексом ПВО, включающим зенитные ракетные комплексы «Астер-15» и «Садрэль», а также артиллерийские установки.
«Мозгом» корабля является боевая информационно-управляющая система SENIT 8, способная отслеживать до 2000 целей одновременно и управлять средствами ПВО. Корабль оснащен мощным набором радиолокационных станций разного назначения.
Важной особенностью является система стабилизации SATRAP, которая с помощью активных рулей и 22-тонного движущегося противовеса позволяет запускать и принимать самолеты даже в условиях сильного шторма.
Также на борту имеются комплексы радиоэлектронной борьбы, системы постановки помех и противоторпедная защита SLAT.
Эксплуатация и модернизация
Служба авианосца началась с инцидента: в 2000 году в Атлантике из-за конструктивного дефекта отломилась лопасть гребного винта. Кораблю пришлось возвращаться в Тулон на малой скорости, а позже его оснастили запасными винтами со старых авианосцев, что ограничило максимальную скорость.
Несмотря на трудности начала службы, «Шарль де Голль» активно участвовал в международных операциях. Уже в 2001-2002 годах он поддерживал операцию «Несокрушимая свобода» в Аравийском море.
В 2015 году авианосец был направлен к берегам Сирии для участия в операции против террористической группировки «Исламское государство» после терактов в Париже. Самолеты с его палубы наносили удары по позициям боевиков.
С 2017 по 2019 год корабль прошел масштабную модернизацию и ремонт стоимостью 1,3 миллиарда евро. Были заменены ядерное топливо, модернизированы боевые информационные системы, средства связи и радиолокационное оборудование. Важным изменением стало полное перевооружение авиакрыла на истребители «Рафаль-М».
На сегодняшний день авианосец «Шарль де Голль» остается ключевым элементом военно-морской мощи Франции и НАТО, неся службу в Средиземном море и демонстрируя способность Франции к проекции силы в любой точке мира.
Его история — это история технологических амбиций, преодоления трудностей и стремления страны сохранить статус великой морской державы в современном мире.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Шарль де Голль".