35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг

Использованы фотографии с сайта: http://old.hubara-rus.ru/index.html

35-я отдельная разведывательная эскадрилья (в некоторых документах также именуется 35-й отдельной истребительной эскадрильей) входила в состав советской авиационной группировки, отправленной в Египет (до 1971 года — Объединённая Арабская Республика, ОАР; с 1971 года — Арабская Республика Египет, АРЕ) по просьбе президента Египта Гамаля Абдель Насера ​​во время так называемой Войны на истощение с Израилем. Организационно эскадрилья входит в состав 108-й истребительной авиационной бригады ВВС Египта.

35-я отдельная авиационная эскадрилья базируется на аэродроме Джиянклис (30°49'32.88" с.ш., 30°11'23.18" в.д.), в 40 км к югу от Александрии. Ей также принадлежит взлетно-посадочная полоса в аэропорту Картамия в Суэцком заливе, которая используется как «плацдарм» для воздушных засад и представляет собой участок шоссе, расширенный до 21 метра.
Задачей эскадры было прикрытие военно-морских сил вдоль побережья Средиземного моря и промышленных объектов на севере Египта от Порт-Саида до Мерса-Матруха и на юг до Каира.
35-я авиационная эскадрилья состоит из 30 истребителей МиГ-21МФ и МиГ-21РФ и насчитывает 42 летчика. Все самолеты имеют опознавательные знаки ВВС Египта, а пилоты одеты в египетскую форму, при этом присутствие пилотов в Объединенных Арабских Эмиратах (АЭ) держится в строгом секрете. После работы они надевают гражданскую одежду и при необходимости выступают в роли «гражданских экспертов".
Вариант истребителя МиГ-21МФ, разработанный для экспорта, несущий четыре ракеты класса «воздух-воздух» Р-3С, внутреннюю 23-мм пушку ГШ-23Л и дополнительные топливные баки: два крыльевых бака по 480 литров или один подфюзеляжный бак объемом 480 литров или 800 литров. Перед началом боя танки были сброшены с воздуха.

МиГ-21РФ — разведывательная версия МиГ-21МФ. Кстати, Египет — единственная зарубежная страна, получившая от СССР этот уникальный самолет.

Командиром 1-й эскадрильи был полковник Юрий Васильевич Настенко (впоследствии генерал-лейтенант ВВС). Эту должность он занимал до декабря 1970 года.

Ю.Б.Настенко.

Впоследствии его пост занял полковник Анатолий Иванович Мирошниченко, прослуживший на этой должности до апреля 1971 года, когда на Родину вернулась первая партия летчиков и техников и из СССР прибыла «пополнение». К сожалению, фотографии полковника Мирошниченко не обнаружено.

2-й эскадрильей (апрель 1971 г. — май 1972 г.) командовал подполковник Анатолий Расказевский.

Подполковник Расказевский в кабине истребителя.

Он придумал выражение, которое стало неофициальным девизом эскадрильи: «Мы — невидимая эскадрилья». Пока неизвестно, имел ли он в виду секретность советского военного присутствия в Египте или мастерство пилотов 35-го авиакрыла в проведении разведывательных полетов.

Летчик капитан Виктор Сергеевич Новосельцев и его «боевой конь» МиГ-21МФ (бортовой номер 8341). (Из личного архива М.В. Новосельцевой)

Товарищи капитаны Конюшин В.И и Новосельцев В.С в долговременном укрытии у самолета МиГ-21МФ (бортовой номер 8341) (из личного архива Новосельцевой М.В)

Летчица Новосельцева против часового с техником и египетского солдата (из личного архива М.В. Новосельцевой)

Летчики 35-й ОРАЭ летают в Александрии под названием «Руссо Туристо» (из личного архива М.В. Новосельцевой)

Офицеры эскадры на отдыхе на Красном море (из личного архива М.В. Новосельцевой)

Группа авиатехников. Авиабаза «Джанаклыз». Египет, 1971-1972 (из личного архива Б.А. Кириллова)

35-я объединенная группа авиационной техники ВВС.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Авиабаза «Джанаклыз». Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова)

Личный состав 35-й эскадрильи посещает Гизу. Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова)

В канале рядом с авиабазой поймали отличных сомов. Авиабаза «Джанаклыз». Египет, 1971-19720 (из личного архива В.В. Данилова)

Назван в честь сада. Президент Насер. База ВВС «Джункализа». Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова)

Пилоты 35-й египетской воздушной заправочной эскадрильи совершили сотни боевых и учебных вылетов в Египте. У меня было много встреч с противником в воздухе — израильскими ВВС.
Эскадрилья участвовала в наиболее результативных воздушных боях советских летчиков в период пребывания авиагруппы в Египте с 1970 по 1972 год.
Это классический пример успешной воздушной засады — тактики, часто применявшейся обеими сторонами в конфликте за Суэцкий канал.
25 июня 1970 года два МиГ-21, пилотируемые капитанами Николаем Крапивиным и Николаем Сальником, приблизились к группе штурмовиков A-4E Skyhawk, направлявшихся в Исмаилию (по израильским данным, эти самолеты уже выполнили свою задачу и вернулись), и поразили один из них ракетой Р-3С.

Первоначально считалось, что два «Николая» одержали полную победу в воздушном бою, однако позже выяснилось, что поврежденный штурмовик все же сумел дотянуть до аэродрома Рефедин и был вынужден совершить посадку".
Другой вопрос, восстановилось ли оно потом?
Однако 2 августа 1970 года, после печально известного воздушного боя между советскими и израильскими летчиками 30 июля 1970 года, вступил в силу запрет на полеты над районом Суэца, введенный командующим советскими ВВС маршалом Кутаховым, и воздушные столкновения с израильтянами фактически прекратились.

Во время миссии в Египте погибли четыре пилота из 35-й объединенной воздушной дозаправочной эскадрильи, по два из 1-й и 2-й эскадрилий.

В состав первой эскадрильи входят:
В 1970 году заместитель командира эскадрильи капитан Александр Василенко разбился во время учебно-тренировочного полета, выполняя сложные фигуры высшего пилотажа на предельно малых высотах.
К сожалению, о нем известно только то, что в 1967 году он окончил Качинскую государственную высшую военную авиационную школу летчиков.
Фотографий капитана Василенко не обнаружено.

Старший летчик капитан Борис Афанасьевич Дмитраш ​​погиб 16 июля 1970 года при выполнении учебно-боевого задания.

Родился 26 мая 1941 года в селе Чернотыч Сосницкого района Черниговской области Украинской ССР. В 1964 году окончил Черниговское ВАУЛ-военное училище. После окончания учебы был направлен на службу в Вазиани (Закавказский военный округ).
Похоронен в родном селе Чернотыч.

Была сформирована вторая эскадрилья.
Капитан Николай Александрович Филипенко скончался в сентябре 1971 года.

Обстоятельства его смерти до сих пор неизвестны, но, скорее всего, они не связаны с авиакатастрофой.
В 1967 году окончил Качинское государственное высшее военное авиационное училище летчиков.

Капитан Константин Логвиненко погиб во время учебно-тренировочного полета при проведении учений по воздушному бою. Точную дату его смерти установить не удалось, как и не сохранилось ни одной его фотографии.
По неподтвержденным данным, он является сыном лётчика-аса Советского Союза в Великой Отечественной войне, Героя Советского Союза Н.П. Логвиненко.

35-я эскадрилья вернулась на родину в мае-июне 1972 года, а ее самолеты были переданы ВВС Египта, где они продолжали служить в небе над Ближним Востоком в течение многих лет.
_________________________________________________М. Кожемякин.

[Моя] Военная история Военная авиация История авиации США Египет Арабо-израильская война Истребительная эскадрилья МиГ-21 Израильская армия Военная техника Исторические фотографии Авиация Длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: 35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.