Привет. Давно ничего не писал, но последние пару дней от комментариев к новости об очередной высадке Урала в поле у меня жопа горит, как керамическое покрытие в камере сгорания ужасный PW1100 от полного непонимания некоторыми комментаторами того, о чем они пишут.
ВНИМАНИЕ, СУКОН, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Я не буду возлагать вину и награждать невиновных людей. Этот пост написан для того, чтобы прояснить, почему у более-менее авиационного интернет-сообщества так много вопросов к действиям экипажа.
Я не буду вдаваться в подробности, вот ссылка на суть пакета. Ну и авторитетный источник на английском языке.
И еще одно маленькое замечание. Все мои предыдущие посты в основном про Боинг 737, так как я начал над ним работать. Однако времени и переподготовки прошло немало, поэтому отметки в аттестате и знания в голове относительно семейства 320 уже давно содержатся.
Итак, давайте начнем. На самом деле, самый главный вопрос у всех был: что там такого, что экипаж передумал садиться в Омске и ушел черт знает на какое расстояние.
По официальному заявлению руководителя "Уральских авиалиний" С.Скуратова, в зеленой гидросистеме произошла ошибка, из-за которой КВС принял решение уйти в резерв в Новосибирск
Давайте выясним, что это за гидросистема, почему она зеленая и зачем она вообще нужна.
Начнем с общих целей. Гидравлическая система нужна в первую очередь для перемещения объектов, находящихся на расстоянии от пилота силой мысли, например: рулей управления полетом, механизации крыла, шасси и других, несомненно полезных, вещей. Семейство самолетов A320 — это современные самолеты, использующие технологию электродистанционного управления и не имеющие механических связей между органами управления полетом и поверхностями. Сигнал от входного устройства в виде рукоятки управления через эти компьютеры поступает на гидрорулевой станок, перемещая в нем золотник, жидкость перетекает в цилиндр и перемещает поверхность в нужном направлении. Прямо как трактор, только меньше.
Поскольку управление — вещь достаточно важная, при потере гидросистемы безопасное завершение полета остается под большим вопросом. Для решения этой проблемы хитрые французы взяли и установили в самолет целых три гидросистемы, распределив между ними потребителей таким образом, чтобы самолет мог управляться хотя бы одной из трех гидросистем. Да, а ещё чтобы электричество можно было производить с помощью гидравлики, но об этом позже.
Так французы установили на самолет 3 гидросистемы, обозначив их зеленым, желтым и синим цветом. Это не что иное, как кодировка для удобства; «Цвет» не указывает на фактический цвет жидкости в системе.
Обратите внимание, что элементы управления полетом указаны для всех трех систем. Как и тормоза, тормоза колес, хотя они лишь дублируются желто-зеленой системой.
Давайте рассмотрим список того, чем управляет зеленая система подробнее:
На самом деле это выглядит довольно устрашающе. В списке есть элероны, а также тормоза и реверс. А вот про тормоза не забудем, что они дублируются желтой системой. То есть колесные тормоза, агрегаты, отвечающие за основную часть снижения скорости, остаются в исправном состоянии. Отключена только функция Autobrake, т.е автоматическое торможение при касании. Пилот должен сам нажимать педали.
Чтобы узнать, какие органы управления полетом перестали работать, посмотрим на еще одну диаграмму:
Вроде бы всё готово — эскизные крылья, элероны и спойлеры на них. А также все остальные поверхности, приводимые в движение закрылками, предкрылками и управляемым стабилизатором. Давайте выкинем зеленые и посмотрим, без чего самолет.
Как видите, на каждой поверхности, кроме 4-х спойлеров, остался хотя бы один рулевой механизм. И это совершенно не влияет на управление, ведь один автомат всегда работает в активном режиме, другой гасит вибрации
Почему я уверен, что другие системы работали? Во-первых, обратите внимание на схему выше, особенно там, где написано «Закрылки и предкрылки». Это соответственно закрылки и предкрылки. Путём несложных сравнений приходим к выводу, что при наличии жёлтой и синей систем они будут срабатывать бесшумно, хотя и медленнее, чем при работе всех трёх систем.
И обратите внимание на фотографию самолета после приземления:
Все это конечно хорошо и даже замечательно, но мы видели ранее, что за выпуск шасси отвечает зеленая система, та, что вышла из строя! Но самолет не лежит на животе! Значит, она тоже работала! Но ничего. Чтобы не перегружать без необходимости остальные гидросистемы, бронирование срабатывания шасси выполнено механическим. Я открыл защелки и ножки выпали. Это легко. Посмотрите, насколько она похожа на мясорубку, справится любая хозяйка (видео с симулятора, но в реальном самолете то же самое)
Но есть одно предостережение. При таком выпуске шасси створки, закрывающие отсеки, не закроются, поскольку в цилиндрах нет давления.
Итак, похоже, что аппаратное обеспечение было решено. Ничего критического, кроме противоположного, которое не будет дублироваться, не потерялось. Ну, кроме проверки передней ноги, но ошибка не самая редкая вещь. Обычно экипаж сообщает, что не может покинуть взлетно-посадочную полосу самостоятельно, и тягач затягивается на стоянку прямо с взлетно-посадочной полосы.
Посмотрим, что пишут в своих документах пилоты по поводу выхода из строя зеленой гидросистемы, сколько жутко страшных сообщений падает на экраны и какая там длина ВПП нужна. Давайте обратимся к QRH, также известному как «Краткий справочный справочник». То есть книга, с которой пилоты быстро сверяются в непонятной ситуации (для совершенно непонятной ситуации есть Предметы Памяти, т.е действия по памяти)
И мы там ничего не находим. Потому что выход из строя одной гидравлической системы – это не та ситуация, когда требуются немедленные действия.
Но это не какой-нибудь 737, все-таки, где пилоты предоставлены сами себе, это умный Airbus. Итак, давайте посмотрим, что напишет по этому поводу сама авиакомпания. Вот содержимое специального дисплея с информацией:
Нигде нет большого красного знака LAND ASAP, который указывает на чрезвычайно серьезные ошибки и ситуации.
Ради интереса заглянем на страницу QRH, где написано, что делать, если одновременно нет двух систем, желтой и зеленой, гарантирующей отсутствие заднего хода и крайне ограниченное торможение колес. Особенно на табличке с расчетными пробегами.
Подводя итог, по имеющейся информации, самолет не имел никаких неисправностей, которые могли бы помешать самолету без проблем приземлиться в Омске. Именно этот момент вызывает скептицизм у всех, кто высказывается против экипажа в данной ситуации. Вскрытие покажет, как все произошло на самом деле. Ждем результатов.
Единственные, кого не спрашивают, — это бортпроводники. Это красавчики, которые организовывали посадку и эвакуацию пассажиров в чистом поле.
[мин]АвиацияГражданская авиацияЛетатьУральские авиалинииАварийная посадкаПосадкаПолеСельское хозяйствоВидеоYouTubeДлинный постНовости 36 ЭмоцийБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Сельхозавиация.