Из истории авиационного кейтерига. (Часть 1)

От создания Аэрофлота до ребрендинга».
Слово «кейтеринг» только недавно вошло в наш лексикон и относится к предоставлению услуг по доставке еды и напитков в отдаленные районы. Кроме того, он включает в себя весь процесс от закупки продукта, его приготовления до доставки потребителю. Особенно для всех видов транспорта, в том числе и для авиакомпаний, часто используется понятие «авиакейтеринг» для обеспечения питания пассажиров».

Из глубины истории.
историю общественного питания можно отсчитывать от зарождения человеческого общества, когда первые древние люди организованно выезжали с едой, готовили ее на остановках и раздавали всем желающим члены своего первоначального сообщества. По словам древнегреческого историка Фукидида, спартанские воины имели место в обеденной истории прошлого: их ежедневный рацион во время войны состоял из одной «котилы» (0,275 литра) вина и двух «котилей» «хлеба». Моряки Христофора Колумба, которые во время морских исследований обрабатывали воду уксусом, чтобы она дольше сохранялась…

Средневековая столовая. Из «Псалмов Латтрелла», 1340 г.

На протяжении веков ресторанная индустрия считалась уделом большой группы людей с низким статусом, часто вынужденных путешествовать на большие расстояния: солдат, матросов, иммигрантов, заключенных и тому подобное. Поэтому задачей античных и средневековых «специалистов общепита» было просто обеспечить питанием массового «покупателя» — без излишеств, дешевле и зачастую с использованием некачественных продуктов. Писатель XII века Конрад Грюнберг нелестно описывал «обслуживание общественного питания» на кораблях, привозивших паломников в Святую Землю: «Вместо хлеба предлагали старые сухари, твердые, как камень, кишащие личинками, пауками и красными червями; и вино там невкусное».

Обед на борту корабля XIX века.

Их не особенно заботило тщательно продуманное «питательное меню» знаменитых рыцарей-тамплиеров, конституция которого гласит: «В течение одной недели, если не наступит Рождество Господне или Пасха.. вы сможете съесть три порции еды» мяса.. в другие дни.. двух-трех тарелок фасоли или другой еды, или, скажем, жареной заправки было бы достаточно на всех, ибо нельзя довольствоваться одним; Одного устроит другое». Конечно, мы не забываем и весьма примитивные методы организации питания, описанные в рассказе русского солдата о «топорном супе» (несмотря на введение Петром Великим военных норм питания, этих норм) были введены в питание) и «катушки») продуктовых «вилл», а также суммы, выделяемые в денежном выражении на приобретение продуктов питания).
Считается, что столовую и высокую кухню впервые объединил Жан-Франсуа Ватель, знаменитый французский кулинар 17-го века, который организовывал передвижные пиры короля Людовика XIV с их щедрыми масштабами. Размах и масштаб до сих пор впечатляют будущие поколения. Тогда вошло в обиход правило, оставшееся с тех пор неизменным: правильная организация общественного питания включает в себя как искусство приготовления пищи, так и умение красиво и качественно сервировать блюда и обслуживать клиентов соответственно случаю и времени банкета.
хотя «кейтеринг» почти так же стар, как и человечество, сам этот термин появился относительно недавно и пришел к нам в противоположном направлении от Христофора Колумба — через Атлантику из Соединенных Штатов. Оно происходит от английского глагола «to cater» и может быть переведено как «поставлять провизию».

Лондонский ресторанный бизнес, 1900 год

Мировой рынок общественного питания начал стремительно развиваться в начале ХХ века во время массового строительства небоскребов в США, когда потребовался новый промышленный метод организации питания многочисленных рабочих. В то же время получила распространение идея организации снабжения продуктами питания работников крупных промышленных предприятий и служащих с целью более эффективной организации рабочего дня. Ресторанная индустрия начинает триумфально возвращаться по всему миру.

Производство общественного питания в начале ХХ века.

Первый шаг к небу.
Когда человек начинает осваивать стихию ветра, неизведанный прилив адреналина естественным образом вызывает физический голод. В XVIII и XIX веках первые путешественники на воздушных шарах брали с собой корзину с едой в захватывающее высокогорное путешествие и устраивали пикник под облаками. Немецкий ас Первой мировой войны Эрнст Удет вспоминал, что во время выполнения боевых заданий он набирался сил, нося с собой сладости, что позволяло ему «обманывать голод, а не отвлекаться от еды». В 1916-18 гг экипажи английских бомбардировщиков получали из столовых ВВС термосы с горячими напитками, бутербродами и шоколадными конфетами, кроме того, экипажи немецкого тяжелого ударного дирижабля «Цеппелин», действовавшего на передовой с 1915 г., все они; иметь достаточный рацион, включая горячую пищу в резервуарах для хранения, которые сохраняют тепло до 8 часов. Но авиационный кейтеринг в истинном смысле начался тогда, когда пассажирские перевозки гражданской авиации сформировались как самостоятельная отрасль и перед авиакомпаниями встала проблема питания пассажиров.

Стюарт обслуживает пассажиров, Национальная авиатранспортная корпорация, 1928 год

Эпоха регистрации и быстрого развития пассажирской авиаиндустрии в первые годы после Второй мировой войны (1919 — начало 1920-х годов) вскоре поставила этот вопрос перед авиакомпаниями, контролировавшими небо. И изначально питание авиакомпаний было основано не на комфорте пассажиров, а на их спокойствии. На заре гражданской авиации полеты не были приятным занятием. Небольшие самолеты с поршневыми двигателями, составлявшие основу парка первых пассажирских авиакомпаний, были тесны, ужасный шум их двигателей заглушал человеческие голоса, самолеты сильно раскачивались в полете, а на борту царило постоянное давление. Но новым является психологическое наблюдение времен Первой мировой войны: когда человек ест, он меньше нервничает. Поэтому в 1919 году на рейсах британской транспортной компании Handley Page через Ла-Манш (Лондон-Париж, Лондон-Брюссель) появилась «спокойная» услуга — «бортовой обед». Его ингредиенты мало чем отличались от «бомбардировочного» рациона последних войн, но это уже было авиационное питание с рекламным элементом: бутерброды, сладости и тому подобный «фаст-фуд» были упакованы в фирменную картонную коробку. Считается, что приоритет по внедрению регулярного бортового питания принадлежит британской авиакомпании Imperial Airways, основанной в 1924 году. Кстати, питание на борту оплачивается отдельно: сейчас, почти столетие спустя, авиакомпании все чаще возвращаются к практикам своих основателей!
Во второй половине 1920-х годов заложилась крупная традиция бортового питания в пассажирской авиации, сохраняющая актуальность и сегодня. В связи с появлением моделей самолетов, специально предназначенных для перевозки пассажиров, уже упомянутая компания British Imperial Airways предусмотрела в салоне фуршет с мясным ассорти, закусками и напитками (чай и кофе хранились в термосах), а также присутствие стюардесс в составе экипажа. Он не только обеспечивает пассажиров питанием, но и услугами, например, принимает и выгружает багаж. Эту «стюардессу» сначала называли «стюард», как и стюарда на пассажирском судне, одетого в такую ​​же форменную куртку с блестящими пуговицами, что и морская стюардесса.

Ресторан Flying Ranch авиакомпании Air France, 1920-е годы.

Уникальным направлением развития авиационного питания в 1927-28 гг явилось развитие концепции «летающего вагона-ресторана», обусловленное не только влиянием моря, но и железных дорог. Учитывая, что среднее время полета пассажирских рейсов в то время составляло не более 2-3 часов, United Airlines и Lufthansa (существующие до сих пор) решили сделать изысканную еду основным занятием пассажиров, чтобы скоротать время перед посадкой в ​​самолет.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

На английские сэндвичи, чай с молоком, виски и газированные напитки «Летучий наследник Ваделя» отвечает богатым выбором изысканных французских холодных блюд и вин, подавая элегантные ресторанные блюда на фарфоре и хрустале (также с застежками на столах: там много болтовни) во время полета, а также в ресторане немецкой авиакомпании – богатые мясные и колбасные изделия и разнообразное бутылочное пиво.

Американская стюардесса в форме медсестры, 1920-30-е годы.

Гостеприимство.
К концу 1920-х годов бортовое питание стало почти повсеместной особенностью пассажирской авиации, но… гостеприимству на борту не хватало гостеприимства! Термосы не решают всех проблем. Да, управляемый Германией трансконтинентальный флот жестких пассажирских дирижаблей имел на борту камбузы с таким же оборудованием, как и морские, где штатный повар и его помощник могли готовить для гостей разнообразные блюда. Однако время полета на основных маршрутах из Германии в США и Южную Америку составляет 3-5 дней, что делает этот вид воздушного транспорта больше похожим на круизный лайнер, чем на самолет.

Обслуживание на рейсах American Airlines, 1935 год

Появление полноценного авиационного питания, включающего не только обеспечение пассажиров едой и напитками, но и создание модуля обработки и подогрева пищи на борту, возможно благодаря техническим решениям американских инженеров. В 1929 году они подключили небольшой генератор к поршневому авиационному двигателю, чтобы питать электроплиту и кофеварку для бортпроводников. Особенности бортового питания предоставили авиакомпаниям решение, которое остается неизменным и по сей день: питание на борту подается в готовом виде, подогревается и подается во время полета.

Дафна Керли, первая стюардесса Великобритании, 1930-е годы

Глобальный экономический кризис начала 1930-х годов вынудил авиакомпании проводить политику жесткой экономии, которая открыла новую реальность современного бортового питания: кейтеринговый бизнес на авиалиниях. Получается, что авиакомпаниям выгоднее и экономичнее не заключать дорогие контракты с «наземными» ресторанами, а открыть собственное производство. Там, исходя из накопленного опыта и требований клиентов, производство рационов «летного специального питания» организовано на конвейере. Кстати, считается, что именно в то время в США началась практика приготовления «пересолёных» блюд для авиапассажиров: известно, что на больших высотах вкусовые рецепторы человека хуже улавливают вкус еды еда.

Стюарт и его буфет на борту British Imperial Airways, 1936 год

Советский путь.
История отечественного авиационного питания неразрывно связана с становлением и развитием флагмана советской/российской гражданской авиации – легендарного «Аэрофлота», ведущего свое начало с 17 марта 1923 года, когда было создано Общество добровольного воздушного флота России. ». Однако развитие бортового питания в СССР началось гораздо позже, и после 1932 года вошло в обиход нынешнее название Советского флота гражданской авиации «Аэрофлот».
Возможно, причиной тому был строгий аскетизм советской идеологии, чуравшейся «буржуазных излишеств», или экономические соображения преодоления периода разрушительных последствий революции и гражданской войны, но советские авианосцы обратились к вопросу, как обслуживать пассажиров очень поздно Подача еды: В 1930-е гг. Прежде всего, благодаря централизованной организации пассажирских перевозок, я нашел довольно оригинальный способ решения проблемы внутренних перевозок. Аэрофлот решил предложить пассажирам на земле бортовое питание! Для деловых поездок, отдыха или личных дел советским гражданам приходилось преодолевать большие расстояния по огромной советской Родине, что требовало разветвленной сети транзитных аэропортов. На их территории развернута система столовых и ресторанов, где пассажиры могут отдохнуть и насладиться питательным питанием. Для того чтобы дать возможность наземному персоналу «авиационного питания» точно рассчитать время между приземлением маршевого рейса и вылетом следующего рейса для приготовления блюд, появилась радиосвязь, которая вообще в стране очень ценится. Советские люди. Ветераны советских авиалиний вспоминали, что во время полета пассажиры могли выбрать меню предстоящего обеда или ужина, исходя из прейскуранта на борту, и сообщить свой выбор экипажу. Затем радист полета связался с радиостанцией аэропорта и передал приказ. А на земле авиапассажиров уже ждут готовые блюда. Система оказалась очень эффективной и работала долгое время. Причем это собственный путь Советского Союза, а не заимствованный у «столичного государства».
В 1936 году впервые в истории «Аэрофлота» на маршруте Москва — Баку было организовано бортовое питание. Типичный для этой эпохи промышленных инноваций и стахановского движения, он был представлен экипажем одного из самолетов как производственная инициатива по улучшению качества услуг, предоставляемых гражданам. Пилоты приготовили импровизированный фуршет — шкаф со скромной едой, а пассажирам предложили «самообслуживаться», откладывая там деньги в копилку. Виды еды и напитков, которые старшие пилоты приобретали за свой счет перед вылетом, во многом были такими же, как на British Airways начиная с 1919 года, но представляли собой технологический прорыв в обслуживании советских авиапассажиров. Еда доставляется на борт крылатым серпом и молотом Аэрофлота. Вскоре многие летные экипажи предложили оказывать подобные услуги на борту, и к концу 1930-х годов возникла острая проблема организации соответствующих структурных подразделений в парке советской гражданской авиации. В мае 1939 года юная москвичка Эльза Городецкая села на рейс Москва-Ашхабад и стала первой бортпроводницей Аэрофлота (правда, этой штатной должности на тот момент не существовало, и официально она значилась «кладовщицей», а затем « аферист»). Позже она вспоминала, как бортовое питание пассажиров «Аэрофлота» находилось на средней стадии между инновациями и системой: «Технология была такая: брал огромный чемодан — чем больше, тем лучше. Приносил вилки, стаканы, тарелки, еду покупал для репортажа в ресторане аэропорта, и еще разные мелочи туда положили, а потом все - килограммов сорок - затащили в самолет. Вы приехали часа за два до вылета. ….Тогда готовьте бутерброды и закуски и приступайте к посадке».
Авиационное питание Аэрофлота (однако до конца 1980-х годов в Советском Союзе этот термин предпочитали заменять более понятным термином: «авиапитание») С развитием советской авиационной промышленности развитие авиационного питания приобрело новую мотивацию. В 1940 году на советские пассажирские маршруты вышел новый пассажирский самолет ПС-84 («Пассажирский самолет – 84»; выпускался по лицензии американской корпорацией «Дуглас»), просторный салон которого позволял организовать регулярные пассажирские перевозки.

Самолет Аэрофлота ПС-84, 1940 год.

В состав экипажа стал входить бортпроводник, которого предпочитали называть менее «буржуазно» — бортпроводник. В стоимость имеющихся на борту блюд входит вкуснейшая икра, сэндвичи с мясом, колбасы и различные сыры, цитрусовые и яблоки, безалкогольные напитки и пиво, чай и кофе или еда какао приобретается за наличный расчет... Когда здорово Пока Великий; Отечественная война на некоторое время прервала развитие отечественного гражданского бортового питания, на все это был большой спрос со стороны пассажиров рейсов Флота советской гражданской авиации.
________________________________________________ Михаил Кожемякин.

продолжение следует.

[Моя] Авиация Гражданская Авиация Аэрофлот Борткейтеринг Бортпроводник Бортпроводник Кейтеринг История авиации Еда Длинная статья Еда Пассажирское обслуживание самолетов 3

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Из истории авиационного кейтерига. (Часть 1).