О персидских/иранских ВВС 1924-49 гг.: Часть 1, Часть 2.
Перевод статьи: Леннарт Андерссон. Иранский орел. Гражданская и военная авиация Ирана, 1924-1949 гг.
Юнкерс W 33, регистрационный номер D-1684, принадлежащий авиакомпании Юнкерс-Люфверкер, Гюмри, Персия. Можно только догадываться, что делает человек с палкой!
Гражданское воздушное сообщение.
В начале 1924 года немецкая авиакомпания Юнкерс-Люфверкер обратилась к персидскому правительству по поводу планов воздушного сообщения по маршруту Стокгольм-Москва-Тегеран. В июне 1924 года представителю Юнкера Яролмеку разрешили встретиться с Реза-ханом через два дня после прибытия в Тегеран. Ему сказали, что правители не заинтересованы в предоставлении каких-либо льгот на авиаперевозки Великобритании или Советскому Союзу. В сентябре Реза Хан принял условия Юнкера и пообещал субсидии. 1 октября получена концессия на воздушное сообщение по маршруту Баку-Пехлеви-Тегеран. В ноябре-декабре 1924 года на вновь сформированный авианосец были переданы пять самолетов «Москва F 13» из состава «Юнкерс-Люфверкер». Первый почтовый рейс состоялся 13 декабря, а официальное открытие маршрута состоялось семь дней спустя. Однако проект просуществовал всего несколько месяцев, а обязательства по финансированию не были выполнены.
Британская компания Imperial Airways хотела открыть авиасообщение между Каиром и Карачи на персидском побережье, и в октябре-ноябре 1925 года Тегеран посетил самолет французской компании CINA. В ответ на конкуренцию в декабре Юнкерс отправил трехмоторный Юнкерс G 24 в Персию для демонстрации, а весной 1926 года прибыл второй самолет того же типа. Усилия немецких авиакомпаний принесли свои плоды, и в феврале 1926 года Юнкерс подписал новое соглашение с властями Персии. Подписание окончательного контракта было отложено до января 1927 года, когда Министерство почт и телеграфов предоставило Юнкерсу пятилетнюю концессию на авиапочту.
Сообщение между Тегераном и Пехлеви было возобновлено 11 февраля 1927 года. Советская компания «Укрвоздухпуть» взяла на себя управление маршрутом до Пехлеви и доставляла почту в Москву. В следующем месяце был запущен маршрут Тегеран-Хамадан-Керманшах, а в декабре к нему добавился маршрут Тегеран-Мешхед. В июне Эйтель сменил Яролмыка на посту менеджера Junkers-Luftverkehr в Тегеране, а Вейль стал техническим менеджером компании. Среди немецких пилотов, работавших на Юнкерс в Персии, были Ахиллес, Большин, Гюнтер, Утербок, Мользик, Мосбахер, Шефер, Стамс и Вангенхайм. Два русских пилота Туманский и Кудрявцев; Чтобы получить право на посадку в Баку, авиакомпании пришлось нанять на постоянную работу советского пилота. Пилоты обычно считают условия полета в Персии сложными из-за песчаных бурь и тумана над равнинами, грозовых облаков и плохой видимости зимой и весной.
В апреле и июне 1927 года из Германии прибыли два новых Junkers F 13 (серийный номер 800 и 2001 года), а в августе парк компании пополнился первым W 33 (серийный номер 794). Правительство Персии запросило помощь в борьбе с эпидемией холеры в южной части страны и 19 сентября отправило в страну сыворотку и шприцы. Пилот Юнкерса Хардер перевозил врачей и сыворотку по всей южной Персии. Затем трехмоторный G-31 был доставлен в Тегеран для демонстрационного полета, но через несколько дней разбился с 20 пассажирами на борту. Однако никто не пострадал. В мае-июне 1928 года самолет был отремонтирован и возвращен в Германию. Первоначально Junkers Airways использовала военный аэродром в Кила-Мурге, но в августе 1927 года открыла новый комплекс компании на окраине Тегерана, в котором располагался аэродром и полностью оборудованные мастерские.
В апреле 1928 года к сети Юнкерса был добавлен новый маршрут Тегеран — Исфахан — Шираз — Бушер. Летом на самолет W 33 установили фотооборудование. Была проведена фотосъемка планируемого железнодорожного маршрута от Бандар-Геза до Тегерана и Хамадана. Купил и новые
w Машина Тип 33, получившая название «Болбол» в ноябре 1928 г. (б/н 2505), «Тути», «Огаб» и «Гюмри» в марте, мае и декабре 1929 г. (б/н 2526, 2535 и 2577). Один из F 13 был возвращен в Германию, а 15 сентября Англо-Персидская нефтяная компания (APOC) заказала еще один F 13 с пилотом (Вангенхайм), главным образом для перевозки опиума. Он проработает в Абадане один год. В апреле 1929 года маршрут Керманшах был продлен до Багдада, а в мае вновь открыт маршрут Тегеран-Мешхед.
В сентябре 1930 года Юнкерс получил приказ перевезти ценные экспонаты с «Выставки персидского искусства» в Лондоне из Тегерана в Абадан.
Обратите внимание: Сельхозавиация.
В следующем году обе стороны начали переговоры об условиях продления контракта, но возникли трудности. В 1929 году Юнкерс предложил создать новую военную летную школу, оснащенную учебно-тренировочными самолетами Юнкерс Т-26 или А-50. Согласно контракту, подписанному в феврале 1927 года, Юнкерс был обязан открыть школу для подготовки двух летчиков в год. Этого так и не произошло, и переговоры о создании летной школы затянулись до 1931 года. Персы интерпретировали условия контракта как означающие, что Юнкерс будет управлять работой летной школы, но Юнкерс просто хотел убедиться, что она полностью оснащена.В октябре 1931 года «Юнкерс» начал закрывать представительство в Персии и сокращать количество рейсов. Срок действия контракта истек 31 января 1932 года, а последний рейс между Тегераном и Багдадом был назначен на 5 февраля. Полеты продолжались, поскольку сохранялись надежды на новое соглашение, но 27 марта маршрут был в конечном итоге закрыт. Зафрахтованные APOC самолеты F-13 останутся в эксплуатации до конца года. Британский дипломат сообщал: «Мои предшественники часто выражали восхищение эффективностью и надежностью службы Юнкера... Думаю, я могу сказать, что это восхищение разделяют все европейцы в Персии и многие персы, и выражали сожаление по поводу ухода Юнкера. «Юнкерс» до конца сохранил свой рекорд надежности: ни один пассажир не пострадал и ни одна упаковка груза не была потеряна".
Самолеты авиакомпании долгое время простаивали в аэропорту, но в конце концов вернулись в Германию в сентябре 1933 года. Самый старый W 33 принадлежал немецкому пилоту Цицману и использовался им несколько лет.
Praga E.114 Air Baby был куплен иранским капером перед войной и передан IIAF (Имперским ВВС Ирана) незадолго до декабря 1943 года. Позже ИААФ передала его Аэроклубу Ирана. Аэроклуб получает государственные субсидии на подготовку пилотов для международных военно-воздушных сил и обеспечивает бесплатное обучение квалифицированным гражданам Ирана. После неудачных переговоров с британскими компаниями, такими как Miles Magisters, в начале 1940 года правительственная организация обратилась к Соединенным Штатам, где иранская делегация заказала 25 легких самолетов Cloudsters Rearwin 8125. Cloudster представлял собой двухместный высокоплан. Майор Афгами курировал производство и лично управлял каждым самолетом перед поставкой. Все они были отправлены в Иран в период с октября 1940 по январь 1941 года и имели бортовые номера от EP-ABF до EP-ACD (серийный номер 841-865).
Деревянные транспортные контейнеры, используемые Cloudsters Rearwin, спроектированы таким образом, чтобы по прибытии их можно было легко превратить в казармы. Пилот Гарри Б. Тейлор сопровождал самолет в Тегеран и получил от правительства контракт на обучение и обслуживание самолетов аэроклуба с 1941 по февраль 1945 года. Сообщается, что по крайней мере один самолет имел пулемет, установленный на левой стойке крыла, предположительно в учебных целях. К 1945 году все 25 высокопланов еще находились в строю.
В 1939 году самолет Dragon Rapides, принадлежавший национальной авиакомпании Ирана, разбился, и заказанный на замену самолет так и не был доставлен. После 1941 года все гражданские полеты находились под строгим контролем, и ВВС Великобритании, судя по всему, присвоили иранским Dragon Rapids серийные номера HK915, 916 и 917. После того как второй самолет совершил вынужденную посадку, оставшиеся два самолета сократились до одного. Апрель 1943 года. В августе 1944 года в Иран были доставлены три бывших британских транспортных самолета RAF DH 89 Dominie, HG707, HG710 и HG711 (серийные номера 6692, 6695 и 6696). Все самолеты в конечном итоге вошли в небольшой парк национальной авиакомпании Ирана Skerkat Shami Havapeimace Airlines и получили бортовые номера EP-AAD (от «E» до «T»). Компания Iran Air была основана в декабре 1944 года группой иранских инвесторов. Компания приступила к работе без государственных субсидий, ее возглавляет Г.Х. Эбтехадж. 31 мая 1945 года компания «Иран Эйр» открыла ограниченное сообщение между Тегераном и Мешхедом, позже в партнерстве с американской авиакомпанией Trans World Airlines (TWA).
Во время войны Франция, Великобритания, США и Советский Союз обеспечивали Тегерану регулярные военизированные воздушные перевозки. Флагман гражданской авиации советского «Аэрофлота» эксплуатировал на маршруте Тегеран — Москва самолеты Ли-2 (ДС-3), а с января 1945 года — С-47. Они также выполняют рейсы между Тегераном и Тебризом, Пехлеви и Мешхедом (без разрешения Ирана). Британская государственная авиакомпания BOAC выполняла рейсы Тегеран-Каир до сентября 1945 года, а Air France выполняла рейсы два раза в месяц между Тегераном и Парижем. Pan Am начала выполнять рейсы Каир — Хаббания — Басра — Тегеран в июне 1942 года, а транспортные самолеты ВВС США также время от времени выполняли рейсы в Тегеран до сентября 1945 года.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Гражданская авиация Ирана, 1924-1949.