Ройс Уильямс и Пантеры
История летчика ВМС США Э. Ройса Уильямса, который стал единственным пилотом, сбившим в одном бою четыре советских МиГ-15 (данные из рассекреченных советских архивов подтвердили сбитые МиГи, в то время как ВМС США отказались подтвердить эти победы)
18 ноября 1952 года Ройс Уильямс стал самым успешным пилотом-носителем ВМС США и самым успешным пилотом ВМС США во время Корейской войны.
18 ноября 1952 года пилот палубного истребителя F9F-5 «Пантера» ВМС США: лейтенант Клер Эллвуд (командир звена), его ведомый С. Лейтенант Джон Миддлтон и лейтенант Э. Ройс Уильямс-младший (капитан) и лейтенант Дэйв Роулендс-младший с авианосца «Орискани» (CVA-34) вылетели на перехват семи советских истребителей МиГ-15, летевших с советской военно-морской авиабазы во Владивостоке.
Эксперты Агентства национальной безопасности (АНБ) на борту тяжелого крейсера USS Helena (CA-75) полагали, что МиГи хотели ответить на утренний воздушный удар США по целям на северо-востоке Северной Кореи недалеко от советской границы.
Томас Маккелви Кливер вспоминал в своей книге «Держать линию», что четыре F9F-5 взлетели во время сильной метели. После нескольких минут полета в пасмурную погоду небо над головой внезапно прояснилось.
«Пантера» вышла из облаков, открыв перед пилотом чистое темно-синее небо на высоте 12 000 футов. Солдаты продолжали подниматься. На высоте 16 000 футов Уильямс заметил видимый инверсионный след над самолетом, достигающий высоты более 40 000 футов, и сообщил о присутствии самолета противника.
Мгновение спустя его зоркие глаза увидели ослепительный солнечный свет, отраженный от сияющих крыльев летевших бок о бок МиГ-15. Каждый истребитель имеет красную звезду Советских ВВС. Следы следовали за МиГами.
«Я открыл прицел и не произвел ни одного выстрела, чтобы проверить оружие», — вспоминает Уильямс. В это время командир звена Эллвуда сообщил, что у него загорелась лампочка неисправности топливного насоса. Инструктор истребителя приказал ему прекратить выполнение задания и сообщить о чрезвычайной ситуации командиру «Орискани». Эллвуд передал управление Уильямсу, а он и его ведомый Миддлтон развернулись и исчезли в облаках.
«Когда мы поднялись на высоту 26 000 футов, русские рассредоточились и вышли из слоя конденсата, оставленного их самолетами», - вспоминал позже Уильямс. «Первые четыре МиГа открыли по нам огонь справа. Я резко повернул влево и сразу поразил четвертый МиГ.
Он сразу же произвел одиночный выстрел, попав ему в заднюю часть фюзеляжа. Русские начали падать, оставляя за собой след дыма. Мой ведомый погнался за ним, оставив меня одного. «Теперь Уильямс остался один против шести советских бойцов.
«Пантера в полете"
Три оставшихся МиГа в первой группе легко оторвались от одинокой «Пантеры» и поднялись на выгодную огневую позицию. Уильямс увидел, как левое крыло их самолета поднялось, когда он изменил направление. «Русские заставили меня забыть о маневрировании и разгоне — по этим показателям МиГи явно превосходили F9F. Единственное, что я мог сделать, это увернуться от их огня».
Уильямсу удалось обстрелять пролетавший мимо МиГ, но взрыв прошел мимо. Когда первые три советских самолета развернулись и снова ушли, к ним присоединились оставшиеся самолеты. Уильямс чувствовал, как пот течет по его телу, когда он крутился, перекатывался и совершал другие маневры уклонения, чтобы едва избежать приближающегося к нему взрыва.
Он оглянулся и увидел плотно припаркованный у него на хвосте МиГ. Он потянул на себя колонку управления самолетом, фактически прижав ее к правой ноге, повернул руль высоты вправо и сделал очень резкий разворот вправо, оставив позади траекторию самолет. В этот момент рядом с его хвостом пролетел МиГ.
На фоне прилива адреналина Уильямсу казалось, что бой продолжается уже больше часа. Боевой порядок советских самолетов становился все более рассредоточенным, и по мере того, как пилоты переходили на атакующие позиции, Уильямс имел несколько возможностей обстрелять каждый МиГ. Уильямсу казалось, что некоторые выпущенные им снаряды как будто попали в цель, однако точность выстрелов он не контролировал и отчаянно маневрировал рулями направления и элеронами, чтобы не дать противнику догнать его за хвост. «Я стрелял по каждому МиГу, который попадался в прицел моего орудия».
Повернись. Повернитесь еще раз. Ни секунды прямого и горизонтального полета. Огонь быстрыми очередями, чтобы уйти от цели русских. Еще один разворот другой.
«Наконец, ведущий пилот и его ведомый повернули вправо, и я погнался за командиром звена; ранее я сбил его ведомого. Он направлялся к солнцу, и я потерял его из виду.
Далее я вижу, как лидер и последователь принимают атакующую стойку сверху. Я повернулся в их сторону и выстрелил по головному самолету. Он повернулся в сторону, и его ведомый бросился ко мне, и мы чуть не задели друг друга днищем самолета.
В это время я сильно брызгал в его самолете. МиГ ведомого загорелся и начал падать. Затем появился российский командир звена. Я повернулся в его сторону и выстрелил почти в упор, прежде чем он тоже упал на землю. Затем передо мной снова появилась первая пара головных самолетов, исчезнувшая в облаках. Я выстрелил по нему, у него отлетели куски обшивки, и МиГ развернулся боком».
Битва продолжается. И дело далеко не закончено.
МиГ-15
«Я отбросил самолет в стороны, вырвался из-под обломков и начал отчаянно маневрировать, чтобы не дать противнику догнать меня за хвост. Наблюдая за другим сбитым МиГом, я вдруг заметил, что один из оставшихся самолетов появился на моем хвосте.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Он выстрелил из своей 37-мм пушки и попал в мое крыло.Снаряд разорвался возле двигателя, повредив гидравлику в отсеке вспомогательного оборудования. Внезапно у моего самолета отказали руль направления и закрылки, а элероны лишь частично повиновались командам. Единственная часть моего самолета, которая еще работает, — это лифт.
На высоте 13 000 футов я нырнул в облака, а преследующие МиГи все еще стреляли по мне в 500 футах позади меня. Спуск на высоту 10 000 футов, казалось, занял целую вечность! Потом мой ведомый наконец вернулся. Он сразу нацелился на висевший надо мной МиГ, а когда я вошел в облака, МиГ снова откатился в сторону».
Уильямс изо всех сил пытался контролировать «Пантеру», надеясь, что сможет избежать пикирования. «Я вышел из облаков на высоте около 400 футов. Это было слишком низко, чтобы я мог катапультироваться — чтобы успешно катапультироваться из «Пантеры», нужно быть выше 1200 футов, поэтому мне пришлось подняться, но я не смог — поэтому мне пришлось Оставаться в самолете, хочу я этого или нет.
Вскоре я обнаружил, что когда скорость моей «Пантеры» падала ниже 170 узлов, она становилась неуправляемой, и мне приходилось поддерживать более высокую скорость, хочу я того или нет».
Когда Уильямс пролетал над американскими кораблями, всего в нескольких сотнях футов от ледяного океана, несколько эсминцев эскорта открыли огонь по его «Пантере». «К счастью, я летел низко и быстро, и у них не было возможности прицелиться, поэтому ни один снаряд не попал в меня».
Экипажу авианосца «Орискани» было приказано очистить палубы для подготовки к аварийной посадке возвращающегося домой поврежденного самолета. «Я сказал экипажу авианосца, что не могу идти ниже 170 узлов, а затем увидел, как «Орискани» набирает скорость и поворачивает против ветра».
Уильямс вошел в подходной канал; нос авианосца был забрызган водой, а корма вздымалась по дуге 20 футов. «Я не хотел приземляться на воду, потому что не был уверен, что смогу это сделать, а вода была настолько холодной, что я знал, что не продержусь и десяти минут, даже если буду в воде».
Стандартная посадочная скорость F9F составляет 105 узлов. Уильямс полностью контролировал свою «Пантеру» и смог завершить заход на посадку на скорости 170 узлов. Капитан «Орисканы» слегка направил корабль против ветра, что дало мне возможность сесть прямо на палубу. Уильямс открыл фонарь и дал сигнал о подготовке к приземлению в полете. Связист приземления уже держал в руках свою «ракетку.
«Сразу после того, как сигнальщик посадки дал сигнал разрешения, мой самолет приземлился на палубу авианосца, и я начал тормозить. Я подключил третий трос и заглушил двигатели самолета».
Уильямс вздохнул и выбрался из изрешеченного снарядами самолета. Увидев повреждения, он был поражен тем, что вернулся из боя.
ВМС США F9F Пантера
"Они подсчитали, что у моего самолета было 263 пробоины в фюзеляже, в основном от 23-мм и 37-мм снарядов. В крыльях было несколько пробоин. Один снаряд попал в один из вспомогательных двигателей. Если это Если снаряд пошел немного вправо, то это сломал бы лонжерон, и мой самолет потерял бы крыло. Если бы он пошел немного влево, это разрушило бы двигатель моего самолета.
Я расстрелял весь боезапас, все 760 20-мм снарядов. Без этих орудий у меня не было бы шансов победить русских».
После того, как все ценное оборудование с F9F-5 Ройса Уильямса было снято, разбитая «Пантера» была выброшена за борт и исчезла в глубинах океана.
Борясь за свою жизнь, Ройс Уильямс совершил то, чего еще не удавалось ни одному американскому летчику-истребителю: он сбил четыре МиГ-15 в одном бою.
Учитывая, что «Пантера» значительно уступает МиГ-15 во всех аспектах, включая скорость, маневренность и огневую мощь, способность «Пятнадцатки» летать быстрее со скоростью 100 миль в час и иметь лучшую тяговооруженность делает такой подвиг оправданным. Внесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Высокопоставленное правительство США и командование ООН опасаются, что битва или «инцидент» может превратить «полицейскую операцию» Северной Кореи в Третью мировую войну. Что касается ВМС США, то, по их сообщениям, боя так и не произошло.
Вице-адмирал Роберт Бриско, командующий в то время ВМС США на Дальнем Востоке, приказал Уильямсу никому не рассказывать о том, что произошло. Он рассказал ему, что группа АНБ провела радиоперехват, и подтвердил, что Уильямс сбил как минимум три самолета. МиГи, а четвертый сбитый им МиГ разбился при посадке в Сибири.
К сожалению, видео боя, снятое камерой-пушкой Уильямса на борту «Орискани», было «отредактировано», оставив в фильме только отрывок, показывающий серьезные повреждения двух МиГов.
Капитан Ройс Уильямс, пилот ВМС США, летавший на той же «Пантере
Командование ВМС США заказало разработку версии миссии, которая стала официальным документом, «обнаруженным» в хранящихся отчетах «Орискани» и архивах 102-й воздушной армии.
Документ имеет мало общего с реальностью: Уильямсу приписывают сбитие одного самолета и другого, который, возможно, был сбит/сбит, как и энсину Джону Миддлтону, ведомому командира звена Эллвуда. В том бою участия вообще не принимал. В ходе 35-минутного боя он был направлен на снижающийся МиГ. Когда Миддлтон приблизился к нему, пилот МиГа катапультировался и открыл огонь из-за явного дефицита. Ударил МиГ издалека. Два пилота за свои «достижения» были награждены Серебряной Звездой».
Дэйв Роулендс не произвел ни одного выстрела за весь бой, был записан как «вероятно сбитый» и был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками. Вышеуказанные сражения были зафиксированы в учебниках истории наряду с приведенными выше данными.
Уильямс хранил молчание о битве почти 50 лет. После войны он впервые летал с асами Корейской войны в Боевой школе истребителей на базе ВВС Неллис. Впоследствии он командовал эскадрильей военно-морских истребителей во время холодной войны и тремя авианосными группами во время войны во Вьетнаме.
В 1984 году Ройс Уильямс ушел с поста чемпиона Южной Калифорнии по выращиванию бонсай.
После окончания холодной войны в 1992 году советские архивы были опубликованы, и историки обнаружили, что Уильямс действительно сбил четыре самолета. Пилотами сбитого МиГа были: капитан Н.М. Беляков, старший лейтенант А.И. Вандаев, старший лейтенант В.И и капитан Таршинов А.И. Все они служили в советской зенитной авиации. Прямо в ходе боя были сбиты старший лейтенант Вандаев А.И и старший лейтенант и капитан Таршинов А.И. Пахомкин В.И., как и командир звена капитан Беляков Н.М. Он был тяжело ранен и погиб при попытке совершить вынужденную посадку на советской территории.
18 ноября 1952 года Ройс Уильямс стал самым успешным пилотом ВМС США и самым опытным пилотом авиации ВМС США в истории Корейской войны.
Несмотря на продолжающиеся попытки докопаться до сути этой битвы, Управление истории и наследия ВМС США (бывший Военно-морской исторический центр) отказывается изменить текущую версию событий, ссылаясь на свидетелей с американской стороны, которые могут подтвердить эту историю больше существует.
Хотя в опубликованных Россией советских архивах даже есть имена погибших в том бою советских летчиков, американцы до сих пор отказываются публиковать подлинные кадры того героического боя.
Истребитель Военная история Авиация Военная техника Армейская авиация Пилот Оружие Военно-Морской Флот МиГ 15 Пантера Ракетный Самолет Чанганг 14Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: На "Пантере" против МиГов. История американского аса.