
История лётчика ВМС США Элджина Ройса Уильямса — это рассказ о невероятном личном подвиге, который долгие годы замалчивался по политическим причинам. Он стал единственным американским пилотом, одержавшим четыре воздушные победы над советскими МиГ-15 в одном бою, что позже было подтверждено рассекреченными советскими архивами.
Задание на перехват
18 ноября 1952 года с палубы авианосца «Орискани» в условиях сильной метели поднялось звено из четырёх палубных истребителей F9F-5 «Пантера». Их задачей был перехват семи советских МиГ-15, вылетевших с базы под Владивостоком. По данным американской разведки, советские истребители намеревались ответить на утренний авиаудар США у границы с КНДР. Вскоре после взлёта небо прояснилось, и пилоты заметили инверсионные следы на большой высоте.

«Пантера» в полете
Начало боя и одиночество
Пилоты увидели блеск крыльев МиГов, несущих красные звёзды. В этот критический момент у командира звена возникла неисправность, и он с ведомым был вынужден вернуться на авианосец. Командование принял лейтенант Ройс Уильямс. На высоте 26 000 футов советские истребители рассредоточились и атаковали. Уильямс меткой очередью сбил первый МиГ, но его ведомый, погнавшись за падающей машиной, вышел из боя. Так Уильямс остался один против шести превосходящих по характеристикам противников.
Бой против превосходящих сил
«Пантера» уступала МиГ-15 в скорости, скороподъёмности и манёвренности. Единственным шансом Уильямса было постоянное маневрирование и уклонение. Он вёл непрерывный оборонительный бой, отчаянно виражая и стреляя короткими очередями по любому появившемуся в прицеле самолёту. В этой воздушной карусели ему удалось подбить ещё несколько машин. Адреналин искажал восприятие времени — пилоту казалось, что схватка длится целую вечность.

МиГ-15 — грозный противник «Пантеры»
Критическое попадание и борьба за живучесть
В разгар боя один из МиГов зашёл Уильямсу в хвост. 37-мм снаряд попал в крыло «Пантеры» рядом с двигателем, повредив гидравлику. У самолёта отказали руль направления и закрылки, элероны работали с перебоями. Управлять можно было только с помощью руля высоты. На высоте 13 000 футов Уильямс нырнул в облака, всё ещё преследуемый противником. Его ведомый, наконец вернувшись, отогнал последний МиГ.
Побег и героическая посадка
Вынырнув из облаков на высоте всего 400 футов, Уильямс понял, что катапультироваться невозможно — минимальная безопасная высота составляла 1200 футов. Повреждённый самолёт стал управляемым только на скорости выше 170 узлов, что почти вдвое превышало нормальную посадочную скорость. Пролетев над своими кораблями, которые по ошибке открыли по нему огонь, пилот направился к «Орискани». Экипаж авианосца подготовил палубу для аварийной посадки. Совершив невероятно быстрый заход, Уильямс поймал трос аэрофинишёра. Это была блестящая посадка в исключительно тяжёлых условиях.

F9F «Пантера» ВМС США — самолёт, на котором был совершён подвиг
Итоги боя и заговор молчания
Осмотр самолёта показал 263 пробоины от снарядов калибров 23 мм и 37 мм. Один снаряд чудом не задел жизненно важные агрегаты. Уильямс расстрелял все 760 снарядов. Подвиг пилота был беспрецедентным: в одиночку, на уступающем истребителе, он сбил четыре МиГ-15. Однако высокое командование США и ООН, опасаясь эскалации конфликта в Третью мировую войну, наложило гриф секретности на этот эпизод. Вице-адмирал Роберт Бриско лично приказал Уильямсу молчать. Плёнка с камеры его самолёта была отредактирована, а в официальных отчётах ему засчитали лишь одну подтверждённую и одну вероятную победу, наградив Серебряной Звездой.
Правда, открытая архивами
Ройс Уильямс хранил тайну почти 50 лет. Правда всплыла только после окончания холодной войны, когда были рассекречены советские архивы. В них историки обнаружили подтверждение потерь четырёх МиГ-15 в том бою 18 ноября 1952 года. Были установлены имена погибших советских лётчиков: капитана Н.М. Белякова, старших лейтенантов А.И. Вандаева, В.И. Пахомкина и капитана А.И. Таршинова. Несмотря на эти неопровержимые доказательства, Управление истории ВМС США до сих пор отказывается пересматривать официальную версию событий, ссылаясь на отсутствие живых американских свидетелей.

Капитан Ройс Уильямс — пилот, чей подвиг был скрыт на десятилетия
После войны Уильямс сделал успешную карьеру, командовал эскадрильей и авианосными группами. Его история остаётся одним из самых ярких и в то же время самых замалчиваемых эпизодов воздушной войны в Корее, примером личного мужества и жертвы, принесённой на алтарь большой политики.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Истребитель Военная история Авиация Военная техника Армейская авиация Пилот Оружие Военно-Морской Флот МиГ 15 Пантера Ракетный Самолет Чанганг 14
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: На "Пантере" против МиГов. История американского аса.