Як-40 взлетает в горном аэропорту Таджикистана
Днем 12 июня 1980 года самолет Аэрофлота Як-40 вылетел из Ленинабата в Душанбе. На борту находились 29 человек, в том числе 4 члена экипажа и 25 пассажиров.
От Анзобского перевала до Душанбе небо густо затянуто облаками, нижняя граница 2500-2800 метров, верхняя граница 6000-7000 метров. Ветер умеренный, западный, бывают грозы. За 73 километра до аэропорта Душанбе экипаж повернул на 9 километров на запад и стал избегать грозовых облаков. Буквально через минуту, когда отклонение от маршрута достигло 10 километров, о ситуации доложили диспетчеру.
Анзобский перевал
Диспетчер «задним числом» разрешил самолету обойти грозу и снизиться до высоты 6000 метров. Через три минуты экипаж доложил о прохождении радиомаяка «Пугус» на высоте 6000 метров. Но на самом деле они находились от него в 37 километрах. Ошибки в определении местоположения были вызваны ошибками в определении скорости ветра и неисправностью радиокомпаса, вызванной электрическим зарядом самолета во время полета в пыльном тумане и последствиями грозы.
При этом диспетчер не контролировал полет и не передал экипажу информацию о его местонахождении. Он просто сообщал экипажу о положении самолета относительно пунктов управления аэропортом, а затем направлял связь с диспетчером подхода.
Як-40 в аэропорту Душанбе, СССР
Когда Як-40 действительно находился в 43 километрах к северо-западу от радиомаяка «Пугус», диспетчер подхода не уточнил его положение и разрешил ему снизиться до высоты 4800 метров для достижения радиомаяка аэропорта Душанбе. Экипаж спускается в облака. Из-за неисправности радиокомпаса пилот не смог правильно определить свое фактическое положение в условиях сильной турбулентности и обледенения.
Через четыре минуты пилот по ошибке сообщил о прохождении радиомаяка аэропорта на высоте 4800 метров, хотя расстояние все еще составляло 43 километра.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Но диспетчер подхода имел необходимое радиооборудование и не проверял, действительно ли самолет пролетел над радиомаяком. Вместо этого ему разрешили спуститься на высоту 3600 метров. Пролетая между горами высотой 4018 метров, экипаж начал поворачивать направо и снижаться на заданную высоту. Поскольку положение самолета все еще оставалось неопределенным, диспетчер подхода дал указание перейти на связь с диспетчером контура.Ил-18 в аэропорту Душанбе, СССР
В это время небо было полностью затянуто тучами. Когда экипаж связался с диспетчером круга, он, как и его коллеги, не определил положение самолета и позволил самолету снизиться до высоты 2100 метров. Однако он не придал значения тому, что пассажирский самолет находился за пределами маршрута снижения. Пройдя высоту 3000 метров, пилоты определили, что они находятся значительно севернее маршрута захода на посадку, и выровнялись на высоте 2840 метров, прекратив снижение.
На вопрос диспетчера: «Какой у вас курс?» самолет ответил, что направляется на 180°, несмотря на то, что они продолжали разворачиваться и шли на 217°. Затем пилот сообщил о нестабильности радиокомпаса и поинтересовался их местоположением. Контролер круга ответил, что не может его предоставить, поскольку локатор диспетчера вышел из строя из-за замены оборудования.
Як 40 продолжал разворачиваться влево в облаках на высоте 2840 метров, направляясь в сторону гор. Через несколько минут он врезался в склон горы и был полностью разрушен. Все 29 человек на борту погибли.
В Следственном комитете заявили, что причиной крушения самолета стали неоднократные нарушения диспетчерами аэропорта Душанбе положений руководства по производству полетов. Сыграли свою роль и ошибки экипажа в определении своего положения при укрытии от грозы в горах.
Расследование авиакатастроф ВК:
https://vk.com/club227048718
[Мой] Аэропорт Гражданская Авиация Самолет Авиация Рейс СССРЯк-40 Таджикистан Душанбе Катастрофа Авиакатастрофа Лонгпост 2Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Какой курс держите?" Як-40 заблудился в горах под Душанбе.