Истоки трагедии: от сборочного цеха до устаревшей проводки
Авиационные катастрофы редко происходят из-за одной причины. Чаще это цепь событий, первое звено которой может быть заложено за десятилетия до рокового дня. Чтобы понять причины крушения Ан-12 в 2008 году, нужно вернуться в 1968 год, на Ташкентский авиационный завод имени Чкалова. Именно там был собран самолет серии 55-08, который позже получил бортовой номер RA-12957. Изначально он предназначался для работы в суровых условиях Полярной авиации СССР.

Тот самый самолет. Источник: https://russianplanes.net/id281724
Ключевой проблемой, заложенной на этапе производства, стала электропроводка. В то время в самолетах использовались провода марки БПВЛ. Их токоведущая жила была медной, а изоляция — из поливинилхлорида (ПВХ). Поверх изоляции накладывалась оплетка из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной специальным лаком. Расчетный срок службы такой проводки в диапазоне от -60℃ до +70℃ составлял 15 лет.
Почему это важно? К началу 2000-х годов стало известно о массовых случаях старения подобной проводки. ПВХ со временем терял эластичность, трескался и отслаивался от жилы. Оставшаяся хлопковая оплетка, хоть и плохо проводила ток, была отличным материалом для медленного тления. В местах повреждения изоляции возникали короткие замыкания, искры и локальный перегрев. Особенно уязвимыми были участки возле системы противообледенения крыла, где перепады температур были максимальными. Во время техобслуживания такие участки можно было обнаружить по характерному почернению проводов.
Жизнь самолета перед катастрофой
За 40 лет эксплуатации Ан-12БП (RA-12957) налетал более 42 тысяч часов и совершил почти 15 тысяч посадок. За это время он прошел шесть ремонтов, последний из которых был в 1992 году. Однако ни один ремонт не предусматривал полной замены устаревшей электропроводки. В истории самолета значились два инцидента — в 1981 и 1992 годах, но их точные причины не были задокументированы.
В мае 2008 года самолет эксплуатировался авиакомпанией «Москвиа» на регулярном грузовом рейсе по маршруту Биково — Челябинск — Пермь — Иркутск — Уфа — Биково. Он прошел плановое техническое обслуживание, а его экипаж состоял из опытных пилотов с тысячами часов налета на данном типе воздушного судна. Ничто, казалось, не предвещало беды.

Тот самый самолет. Источник: https://russianplanes.net/id30303
Роковой рейс: цепь отказов
26 мая 2008 года экипаж доставил 9,5 тонн груза в Челябинск и готовился к вылету в Пермь порожним. Уже при рулении на предварительный старт пилоты заметили неисправность первого и второго генераторов. После проверки и регулировки их удалось запустить, и ситуация была воспринята как рядовая.
В 20:02 самолет взлетел с челябинского аэропорта. Погода была сложной: видимость упала до 1100 метров, шел дождь, стояла мгла, а нижняя граница облаков была на высоте всего 90-100 метров.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Почти сразу после взлета самолет попал в сильную болтанку.Цепь отказов началась с ложного сигнала о незакрытых створках шасси. Затем посыпались другие сигналы: система предупреждения о близости земли срабатывала без причины, голосом предупреждая «слишком низко, передача». Через минуту после взлета в кабину вбежал техник сопровождения с криком: «Пожар!». Капитан попытался оценить обстановку, но ситуация быстро выходила из-под контроля. Пилоты начали терять ориентацию, а приборы вели себя хаотично. Командир взял управление на себя и передал диспетчеру: «Докладываю: заходим налево, назад [блин]».
На борту начался хаос: гасло аварийное освещение, выключатели сети отключались сами по себе. Получив разрешение на экстренную посадку, командир начал разворот. В это время в задымленном грузовом отсеке техники, не сумев справиться с огнем, укрылись в сопровождающем отсеке. Предложение второго пилота проветрить грузовой отсек осталось без внимания.
Ситуация усугублялась: загорелись сигнальные лампы снятия винтов с упоров на двигателях, что означало потерю тяги. Бортинженер докладывал: «Винты! Рулим нормально не можем!». Диспетчеры объявили в аэропорту тревогу. На развороте самолет начал крениться влево, а затем автоматически отключились и зафлюгировались винты первого и второго двигателей. Экипаж боролся за живучесть, пытаясь удержать скорость и высоту, используя оставшиеся двигатели.
В 20:11 диспетчер передал экипажу информацию для захода на посадку, но ответа уже не последовало. Самолет, находясь в правом крене, рухнул на землю в районе деревни Рощино, задев перед падением линию электропередачи. Удар был страшной силы: вертикальная скорость превышала 25 м/с. Ан-12 полностью разрушился и сгорел. Все находившиеся на борту девять человек погибли.

На месте крушения. Источник: https://74.ru/text/gorod/2017/05/26/51021021/
Причина: тлеющий жгут проводов
Расследование установило, что причиной катастрофы стал пожар на борту, источником которого стала устаревшая электропроводка. По версии следствия, возгорание началось в центральной части левого крыла, где проходил общий жгут проводов к распределительной коробке левого двигателя.

На месте крушения. Источник: https://74.ru/text/gorod/2017/05/26/51021021/
Из-за многолетнего старения изоляция проводов БПВЛ разрушилась. В месте короткого замыкания или плохого контакта температура могла превышать 200°C. Этого было достаточно, чтобы хлопчатобумажная оплетка жгута начала тлеть. Огонь быстро распространился по пучку проводов. Всего за несколько минут пламя пережгло тяги управления элеронами, сделав самолет полностью неуправляемым по крену. Пилоты физически лишились возможности выровнять машину.
Эта катастрофа — наглядный пример того, как техническое старение, заложенное при производстве, может привести к трагедии спустя десятилетия. Эксперты позже подсчитали, что с момента обнаружения пожара у экипажа было от 6 до 8 минут на возвращение и посадку. Им не хватило одной, девятой минуты.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Гражданская Авиация Полет Самолет Аэропорт Катастрофа Авиакатастрофа Пилот Челябинск Longpost 8Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Докладывай: заходим налево, назад [блин]" Катастрофа Ан-12 под Челябинском.