Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть V. Никто из ниоткуда

Владимир Герасименко (@Woolfen).
Читать ранее:
Год позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть первая после Гракха
Год позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Вторая часть. Война, которую никто не хочет
Год позора: нумидийцы, кимвры и Марий третья часть пойманный необходимостью
Год позора: нумидийцы, кимвры и Марий четвертая часть позорная война

Римская республика во II веке до нашей эры. Казалось, могущественный гигант смёл Карфаген и начал завоевывать всё на своём пути, став повелителем Средиземноморья. Однако бегемот едва не получил смертельный удар от врага, о существовании которого он понятия не имел до первой встречи с ним. Нельзя сказать, что римляне особенно интересовались своими врагами, но вообще об их соседях, особенно противниках Рима, мы знаем немало из древних источников, хотя и не всегда достоверно. Римляне имели относительно хорошее представление о том, кто жил в их приграничных районах и чьи соседи находились в пределах безопасных торговых границ. Зачастую этого бывает достаточно, чтобы выработать понимание текущих угроз.

Однако кимвры оказались в слепой зоне внимания римлян, поскольку они буквально прошли сотни километров, прежде чем обнаружили существование Республики. Так что римские источники толком не дают нам никакой информации о том, что это был за враг. Если Юкийские войны были скорее симптомом внутриполитической дисфункции, чем ответом на серьезную военную угрозу со стороны Нумидии, то вторжение кимвров едва не отправило Рим в могилу.

На самом деле случай с кимврами как в меме «Его недостаточно изучили, потому что от него получили больше побоев, чем информации». Мы даже не знаем, что римляне встретились в 113 году группа близкородственных племен, названная в честь одного из них? Германцы были частью этой первоначальной силы или прибыли позже; кем были друг для друга кимвры и тевтоны и к какому народу они принадлежали. Источники республиканской эпохи обычно записывают их как галлов, как и всех пришельцев с севера. В имперский период, по новой традиции, их записывали как немцев, как выходцев из-за Рейна. Кем на самом деле были эти народы, мы понятия не имеем. Современные ученые очень осторожно полагают, что эти люди все-таки были кельтами.

Следующий вопрос: что привело эти 200 000–300 000 человек на юг? Сами римляне этого не знали. Предполагается, что кимвры первоначально жили в Ютландии. Предполагается, что миграция началась из-за усилившегося наводнения. Предполагается, что первоначально это путешествие совершила большая группа соплеменников, к которой присоединились многие их родственники. Путь племени лежал в более выгодном месте – на юг. По пути они, вероятно, пытались расселиться на землях разных племен, но каждый раз встречали сопротивление.

Даже если бы кто-то захотел назвать кимвров паломниками мира, их было бы невозможно назвать паломниками мира — они шли на юг, пока не достигли южной Австрии, где проживало племя тавров. В отличие от своих родственников Скордизи, Тавризы жили в мире с Римом и даже считались союзниками. Поэтому о том, что племена пришли и заняли Норию, они отправили сообщение в римский сенат, который был сильно потрясен. Консул Гней Папирий Карбоне (отец одного из героев Первой гражданской войны в Риме) был отправлен в северную Италию с несколькими легионами. Консулу пришлось перекрыть проход, чтобы не допустить вторжения варваров в Италию. Если бы Капоне выполнил приказ Сената, вся история конфликта между Римом и кимврами могла бы на этом закончиться.

Предполагаемые маршруты передвижения народа кимвров

Однако Карбоне выбрал проактивную стратегию, а не реактивные действия. Причинами этого считают его ревность и амбиции - Капоне получил этот титул, когда его соконсул Метелл Капрарий сражался против шкодиков в Македонии. Миссия без славы: никто не вспомнит консула, чьи войска не шли на войну. Вступайте в бой.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Поэтому, вместо того, чтобы ждать у перевала, Карбен вторгся на территорию Тавриды и предъявил кимврам ультиматум, требуя атаковать союзников Республики. Представьте себе замешательство, которое, должно быть, испытали жители крайнего севера, когда они увидели римских легионеров - всех покрытых металлом и носящих легионерские знаки отличия и знамена. Поэтому кимвры отправили к Капону послов, объяснив, что они не знают о союзе Таврики с Римом и готовятся покинуть свою территорию на запад.

Римский сенат был бы вполне удовлетворен таким решением, но сената здесь не было, а Карбоне не был вполне удовлетворен варварскими предложениями. Поэтому он устно согласился пропустить кимвров и даже предоставил им проводников, но сам планировал устроить им засаду. Здесь мы в первый, но не в последний раз сталкиваемся с лучшим другом многих римских военачальников: высокомерием и нежеланием проводить даже самую элементарную разведку. Карбоне даже не попытался подсчитать, какую группу дикарей он собирается поймать.

В результате, когда римляне устроили засаду на кимвров, они обнаружили, что их противники во много раз превосходят нападавших по численности. Римляне не разделали варваров на салаты, их истребили. Из тридцати тысяч войска Карбона спаслись только сам консул и несколько сотен воинов. Кимвры пожали плечами и продолжили путь в Галлию.

«Кимвры» продолжают свой путь по Западной Европе от Нореи до Араусьона

Но римляне очень боялись. Если бы Карбоне не напал на кимвров, сенат аплодировал бы ему за отражение угрозы; если бы он атаковал и победил, они одержали бы победу; Однако несчастный консул лично принес Риму катастрофическое поражение, так что его ждал только суд и смерть: он не вынес бы позора и был бы отравлен сапожными чернилами.

В течение трех лет кимвры инспектировали Галлию и добились такого успеха, что даже ко времени вторжения Цезаря она так и не смогла восстановиться. После этого они снова появились на римской границе в 109 (или 108) г до н э., сразу после того, как римляне потерпели поражение в Нумидии. Война на севере выпала на долю консула Марка Юния Силана. Римляне еще раз совершили катастрофическую ошибку, недооценив врага: армия из 40 000 легионеров двинулась на север, в Нарбонскую Галлию (современная южная Франция), а Силан, похоже, пренебрег разведкой и потерпел поражение. Об этом сражении нет точных сведений, за исключением одного источника, что оно было вызвано отказом римских полководцев предоставить кимврам землю для проживания.

Последовавшее за этим поражение было встречено в Риме без особой радости, но, очевидно, поведение Слана сочли достаточно компетентным, чтобы его не привлекли к суду. У читателей могут возникнуть вопросы: Почему бы не отдать землю кимврам? Ответ был прозаичен: Рим никогда раньше этого не делал, а столетия спустя, когда он начал селиться на границах Содружества, он высылал небольшие отряды, в несколько тысяч человек, а не десятки и сотни тысяч. Теоретически земли Наньшаня и Нарбонагали могли быть открыты, но маловероятно, чтобы варвары-поселенцы легко принимали римские приказы. Республике потребовалось целых сто лет, чтобы ассимилировать галлов Южной Салпики, а в Нарбонской Галлии этот процесс был далек от завершения. Объединенные и воинственные варвары могут стать питательной средой для продолжающихся беспорядков на новых землях. Поэтому отказ римлян был закономерен – варварам, уже почувствовавшим свою власть, не оставалось ничего другого, как жестко отказаться.

Однако с самого начала она неправильно справилась с угрозой варваров и потерпела два последовательных поражения от неудержимых варваров, что привело к значительному падению престижа Республики. Если кимвры пока не хотели лобового конфликта с Римом, то галлы, жившие на границах, увидели слабости Рима и стали видеть в кимврах не только угрозу, но и возможность - новый центр силы в регионе могли уничтожить римлян. В результате племя тигуринов вторглось в Нарбонскую Галлию и остановило эту угрозу в 107 г до н э. Необходимо было послать еще одну консульскую армию под командованием Луция Кассия Лонгина, избранного вместе с Марием. Опять же, подробностей последовавшего сражения мы не знаем, только то, что римляне попали в засаду и были разбиты, консул и его легат Луций Кассий были убиты, а уцелевшие легионеры были сняты с цепей.

После этого поражения все племя начало выходить из союза с римлянами, став еще одной угрозой для буферной зоны. Эта новость сделала настроение Рима и Италии мрачным — варвары одну за другой разгромили консульские войска, союзники оторвались от Рима, и сокрушение варварской армии римских Галлии и Италии было лишь вопросом времени. В сложившихся обстоятельствах вести войну в Нумидии было совершенно нецелесообразно, но не победить уже было невозможно – Югурта мог продолжить войну, почувствовав слабость Рима. То же самое относится и к Фракийской войне, где Рим не смог сдаться Скордию и был так же близок к победе, как и Нумидия – решающая победа должна была быть одержана в следующем году, принеся мир.

Для Италии приближается критический момент – если республика не сможет в ближайшее время продемонстрировать военную мощь на севере, ее ждет геополитическая катастрофа. Тот, кто возглавит армию в этой битве мести, станет не только героем, но и новым спасителем Рима, чей авторитет сделает его самым могущественным человеком в Республике. Ставки очень высоки: цена неудачи слишком высока, но плоды победы очень заманчивы. Таким образом, амбиции отдельных политиков снова будут определять будущее Республики.. на землях вокруг Араусиона.

Пост с навигацией на Коте
Подпишитесь, чтобы не пропустить следующую часть завтра (27 июля, 18:00 по мск.

Вы также можете поддержать нас рублями, мы будем благодарны.
Значок рубля находится под публикацией и вы можете просмотреть его по ссылке, если заходите из приложения.

Также читайте другие ресурсы:
телеграфировать
ВК
Дзен

[my]Cat_cat История (Наука) Текст Войны Древний Рим Римская Империя Древние Длинные сообщения 0

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть V. Никто из ниоткуда.