Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 3

В связи с тем, что заказчик (АБТУ РККА) не настаивал на обеспечении возможности преодоления танком Т-34 водных преград по дну с установкой ОПВТ, конструкция его корпуса претерпела ряд изменений по сравнению с корпусом танка А-34, на котором это требование было частично реализовано. Конструкция крыши и жалюзи над моторным и трансмиссионным отделениями танка Т-34 была переработана в сторону упрощения, а система уплотнений – упразднена. Лист крыши над мотором, имевший у танка А-34 сложную сварную конструкцию с большим количеством резиновых уплотнений, для установочной партии танков Т-34 был спроектирован в виде цельной детали (деталь 34.29.057) с выштамповкой для размещения воздухоочистителя и вырезами для продольных жалюзи.

Вследствие изменения конструкции крыши над моторным и трансмиссионным отделениями танка Т-34 была изменена конфигурация броневых колпаков (детали 34.29.052 – правый и 34.29.053 – левый), закрывавших продольные жалюзи над радиаторами, и откидного колпака над трансмиссионным отделением. В броневых колпаках, для обеспечения заправки танка маслом без демонтажа последних, над заправочными горловинам масляных баков были сделаны лючки, закрывавшиеся снаружи броневыми крышками.

По сравнению с корпусом, башня танка Т-34 установочной партии по отношению к башне танка А-34 претерпела меньше изменений. Соединение лобового листа башни (деталь 34.30.001) с правым (деталь 34.30.018) и левым (деталь 34.30.019) бортовыми листами башни было усилено. В передней части бортовых листов башни был сделан выступ, а в лобовом листе башни с двух сторон были вырезаны пазы. Применение такого соединения повысило прочность башни по сравнению с прочностью башни опытных танков А-34.

Чертежи башни танка Т-34 установочной партии и бронировки пушки Л-11: корпус башни в сборе (34.30.сб)

Чертежи башни танка Т-34 установочной партии и бронировки пушки Л-11: корпус броневая защита маски пушки Л-11 в сборе (34.31.1сб)

Чертежи башни танка Т-34 установочной партии и бронировки пушки Л-11: корпус привинтной щит броневой защиты маски пушки Л-11 (деталь 34.31.003)

Кроме этого в конструкцию башни танка Т-34 установочной партии по отношению к башне танков А-34 были введены следующие изменения: на 28 мм увеличена высота башни; увеличены с 3°32′ до 5°21′ угол наклона переднего и с 3°30′ до 6°46′ угол наклона заднего листов крыши башни, что улучшило обзорность из приборов наблюдения, расположенных на крыше башни; изменена форма оснований боковых смотровых приборов (детали 34.30.051) и прибора кругового обзора (деталь 34.30.179).

Также претерпела изменения конструкция броневой защиты маски пушки Л-11 и спаренного с ней пулемета ДТ. Для лучшей защиты овального выреза в лобовом листе башни под спаренный с пушкой Л-11 пулемет, была увеличена на 90 мм ширина переднего защитного листа бронировки маски – «привинтного щита» (деталь 34.31.003).

Просмотр разработанных чертежей и их утверждение представителями АБТУ РККА для производства установочной партии танков Т-34 состоялись в последних числах февраля 1940 г. на техническом совещании у главного конструктора завода № 183. На совещании присутствовали: от завода № 183 – главный конструктор М.И. Кошкин, начальник КБ-520 А.А. Морозов, руководитель группы корпуса конструктор М.И. Таршинов, инженер-конструктор Б.А. Черняк; от АБТУ РККА – военинженер 2 ранга И.А. Бурцев и майор И.Г. Панов, курировавшие проектирование и производство танка Т-34, а также военные представители АБТУ РККА на заводе № 183 Д.М. Козырев и П.П. Байков; от Главспецмаша НКСМ – инженер Н.И. Масальская. Принятые на совещании решения были отражены в протоколе, в котором, в частности, было записано:

«1. Предъявленные чертежи бронедеталей машины А-34 утвердить для изготовления со следующими изменениями:а) Отменить механическую обработку по плоскости бортовых листов, в местах соединения их с днищами подкрылков .
б) Уменьшить величину захода листов во всех замках.
в) Ввести обварку головок заклепок изнутри машины.
г) Снять все приварки к броневым (боковым) листам башни, и по возможности корпуса.
д) Отменить механическую обработку в носовом листе в плоскости крыши.
е) Всю сварку внутри корпуса и башни производить аустенитовыми электродами, а наружную электродами марки «МД».
ж) Ввести отбуртовку в лобовом листе башни с целью повышения снарядостойкости соединения с боковыми листами.
з) Проработать вопрос об увеличении диаметра башни на величину не менее 160 мм.2. Из предъявленных бюро 520 3-х вариантов будок водителя, утвердить для изготовления на установочную серию 3-й вариант будки с лазом, обеспечивающим посадку команды при всех положениях башни, хотя и с меньшим удобством по посадке. По сравнению со вторым вариантом, имеющим люк-лаз сверху на крыше.3. Чертежи утверждаются только для изготовления опытной (установочной) партии танков А-34 [Т-34], с правом последующего внесения изменений по результатам войсковых испытаний и полигонных испытаний обстрелом.Примечание:
1. По пунктам в), г) и е) изменения по возможности внести на первую партию 10-ти корпусов и башен.
2. По остальным пунктам, изменения ввести на последующие партии корпусов и башен.4. Кроме перечисленных изменений, Представителями АБТУ КА выдвинуты дополнительно следующие требования по изменению чертежей корпуса и башни:1. Увеличить толщину листов:
а) крыши башни – до 20 мм.
б) задней части крыши корпуса – до 20 мм.
в) экранов крыши над мотором – до 20 мм.
г) днища: передний лист – до 20 мм, задний лист – до 16 мм.
д) крышу лаза водителя – до 50 мм.5. Обеспечить снарядостойкость лаза водителя, путем создания более надежной опоры для крышки».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 48 – 49]

Необходимо отметить, что дополнительные требования представителей АБТУ РККА, изложенные в 4 пункте протокола, в чертежах на установочную партию Т-34 реализованы не были.

После утверждения заказчиком, разработанные конструкторами КБ-520 чертежи броневых деталей корпуса и башни на установочную партию танков Т-34, были отправлены в Мариуполь на завод им. Ильича, на котором 5 марта 1940 г. состоялось совещание по согласованию чертежей броневых деталей. В работе совещания приняли участие: главный инженер 7-го Главного управления НКСП А.А. Хабахпашев, старший инженер Главного управления НКСП П.Г. Першуткин, главный инженер Мариупольского завода В.С. Ниценко, начальник производственно-технического отдела Мариупольского завода Н.И. Арехов, представители отдела главного технолога Мариупольского завода М.Д. Ершов и О.М. Волков, начальник цеха танковой брони (цех № 5) А.Я. Варфоломеев и его помощник Г.Ф. Заседский, старший военный представитель АБТУ РККА на Мариупольском заводе военинженер 2 ранга Г.Э. Зухер, представитель НИИ-48 П.О. Пашков, а также представители завода № 183 конструкторы М.И. Таршинов и Л.Т. Кочетов. В протоколе, составленном по итогам совещания, было записано:

«Разобрав представленные чертежи заводом 183 по машине 34, совещание пришло к заключению, что завод сможет принять вышеуказанный заказ при условии нижеуказанных конструктивных изменений в чертежах:

1. Деталь 34.30.019 и 34.30.018 [левый и правый листы башни] общая форма детали принимается, замковые фаски подлежат конструктивному изменению, в частности рекомендуется поставить крепление детали на угольник.
2.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Деталь 34.29.010 [задний лист днища], общая форма детали принимается. Необходимо увеличить радиусы углов боковых вырезов с 10 до 30 мм. Обратить внимание на увеличение допуска по толщине листа.

3. Деталь 34.29.011 [передний (подбашенный) лист крыши корпуса танка] общая форма принимается. Допуск на внутренний диаметр размером 1408 мм необходимо изменить до размеров «огневой» порезки. Обратить внимание на увеличение допуска по толщине листа.
4. Деталь 34.30.001 [лобовой лист башни] общая форма принимается. Для выхода резца фаску необходимо сделать сквозную. Радиус в замках полубашен по внутренним углам допустить 10 мм. Уступы среднего выреза свести на нет. Допуск на радиус гибки предусмотреть 3 мм. Необходимо предусмотреть развод концов.
5. Деталь 34.30.014 [крышка люка для сигнализации] общая форма принимается. Необходимо потай для петли сделать сквозным, для удобства обработки.
6. Деталь 34.30.010 [крышка люка башни] общая форма принимается. Необходимо сделать новый штамп и расширить фрезеровку под прямым углом в сечении «Н-Н».
7. Деталь 34.29.057 [лист крыши над мотором] общая форма совершенно не приемлема, заменить полностью и предусмотреть штамповку из трех частей. Изготовить три новых штампа. Выступ для оси вращения жалюзи сделать ровным. Кромки сделать параллельными.
8. Деталь 34.29.052 и 34.29.053 [правый и левый колпаки над продольными жалюзи] общая форма принимается. Необходимо сделать штампы. Предусмотреть углубление конфигурации вырезов на передней кромке.
9. Деталь 34.12.003 [диск опорного катка] общая форма принимается. Изготовляется в штампованном виде в высокоотпущенном состоянии с твердостью не менее Ø 3,7 отпечатка по Бринеллю. С дальнейшей мехобработкой на заводе № 183.
10. Деталь 34.29.021 и 34.29.022 [защита правого и левого картеров бортовых редукторов], общая форма принимается. Сделать штамп. Предусмотреть допуск на утяжку, волнистость и радиус закругления после первой штамповки.
11. Деталь 34.31.002 [лобовая крышка защиты противооткатных устройств пушки Л-11] общая форма принимается, причем изготовление ее вести по старым чертежам и при старом штампе. Утяжка устанавливается после штамповки.
12. Деталь 34.29.023 [колпак защиты трубы выпуска отработавших газов] общая форма принимается. Штамп делать новый. Допуск на вытяжку установить после опытной штамповки.
13. Деталь 34.29.001 [лист носа корпуса танка] в представленном виде принята быть не может. Деталь возможно изготовить при условии если верхняя перемычка с выштамповкой будет делаться отдельно. Деталь можно делать неразрезной по старым штампам и допуски уточнить после первой штамповки. На перемычку сделать новый штамп.
14. Деталь 34.29.007 [нижний лист кормы] Предложить 5 цеху вести изготовление данной детали по чертежу штамповкой и гибкой на вальцах с допуском до 150 мм в радиусе закругления. Одновременно предложить представителю 183 завода подготовить чертежи для отливки всего моста и согласовать с НИИ-48.
15. Деталь 34.29.012 и 34.29.013 [правый и левый лист подкрылка] общая форма принимается. Необходимо предусмотреть срезку фасок нижних подкрылков днища «огнем».
16. Деталь 34.29.008 [верхний лист кормы] предложить представителю «183» завода предусмотреть возможность замены механической обработки кромок «огневой» порезкой с последующей шлифовкой камнем.
17. Допуска на механическую обработку деталей установить ориентировочно начальнику цеха № 5 совместно с представителем завода «183». Окончательно допуска уточняются после изготовления первой детали.
Поручить начальнику цеха № 5 проверить существующие штампы на предмет увязки их с новыми чертежами».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1176. Л. 82 – 84]

Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #т-34 #танк т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #средние танки #танки второй мировой

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 3.

Написать комментарий