Рекорд ценою в жизнь: трагическая гибель экипажа стратостата «Осоавиахим-1»

Подготовка стратостата «Осоавиахим-1» к историческому полету.

Истоки амбициозного проекта

В начале 1930-х годов группа инженеров ленинградского отделения ОСОАВИАХИМа загорелась идеей создать стратостат, который смог бы установить новый мировой рекорд высоты. Этот проект должен был продемонстрировать научно-технический потенциал Советского Союза в освоении стратосферы. Однако путь от идеи до реализации оказался долгим и тернистым. Из-за недостатка финансирования практическая работа началась лишь в 1932 году. Руководителем конструкторских работ был назначен талантливый инженер Андрей Богданович Васенко, а сам летательный аппарат получил гордое имя «Осоавиахим-1».

Трудности создания и подготовка

Процесс постройки стратостата сопровождался многочисленными организационными и техническими сложностями. Проект страдал от отсутствия четкого плана и частой смены руководства, из-за чего конструкцию пришлось кардинально переделывать три раза. Только благодаря невероятному упорству и энтузиазму ленинградских специалистов удалось довести дело до конца. К июню 1933 года объем газовой оболочки аэростата был увеличен до рекордных 24 940 кубических метров. Несмотря на выявленный дефект люка герметичной гондолы, в августе того же года стратостат был принят в эксплуатацию Управлением Гражданского воздушного флота. Для проведения научных исследований гондола была оснащена по последнему слову техники, включая уникальные приборы, разработанные Главной геофизической обсерваторией.

Гонка за рекордом и роковое решение

Изначально старт был запланирован на 30 сентября 1933 года, но из-за непогоды его перенесли на весну следующего года. Оборудование демонтировали и отправили в Ленинград, а сам стратостат упаковали в ящик. Ситуация резко изменилась, когда экипаж другого советского стратостата, «СССР-1», установившего рекорд в 19 километров, заявил о готовности к новому зимнему полету. Это заявление подстегнуло руководство проекта «Осоавиахим-1» действовать немедленно, не дожидаясь благоприятного сезона. 28 января 1934 года аэростат доставили на подмосковный аэродром в Кунцево. Полет решили посвятить работе XVII съезда ВКП(б), что добавило событию политической значимости. В ходе предполетной подготовки утром 30 января выяснилось, что можно увеличить расчетную высоту полета до 20 500 метров.

Экипаж и начало исторического подъема

В состав экипажа вошли три человека: командир — опытный аэронавт Павел Федорович Федосеенко, бортинженер и главный конструктор аппарата Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин. Несмотря на личные опасения командира о рискованности зимнего старта, в 9 часов утра «Осоавиахим-1» отправился в путь. Это был первый в мировой истории зимний полет в стратосферу.

Стратостат в первые минуты полета. Медленный подъем на начальном этапе был благоприятен для проведения научных наблюдений.

Хроника полета к рекорду

Полет начался штатно. Сохранившиеся записи бортового журнала, которые вел инженер Васенко, позволяют восстановить хронологию событий:
– «Отправление в 9:04».
– «В 9:07 мы вошли в облака».
– «9:15, высота 2000 метров».
В течение следующего часа экипаж спокойно работал, отбирая пробы воздуха и проводя эксперименты, пока шар неуклонно набирал высоту.
– «10.10, корпус полностью готов. Внутренняя температура +4 градуса, высотомер 19.500, время 10.15».
Через 1 час 15 минут после старта был побит предыдущий советский рекорд. Несмотря на мелкие неполадки, подъем продолжался.
– «Говорит Сириус! Командир стратостата Федосенко у микрофона, и мы достигаем 20-километровой высоты».
– «Сириус говорит»! Сейчас 11:16. Высотомер 20 500 метров над уровнем моря».
В этот миг был установлен новый мировой рекорд. Около 12:15 стратостат достиг своей максимальной высоты — 22 000 метров. Обстановка в гондоле оставалась спокойной.

Роковой спуск

Примерно в 12:33, продержавшись на рекордной отметке около 12 минут, экипаж начал плановый спуск. Однако здесь и начались фатальные проблемы. Солнце интенсивно нагревало оболочку шара, из-за чего он опускался гораздо медленнее, чем рассчитывали. Даже выпустив значительное количество газа, через час аэронавты все еще находились на опасной высоте около 18 км. С приближением вечера и заходом солнца ситуация стала критической: нагрев прекратился, и подъемная сила газа внутри оболочки стала резко падать. Скорость снижения начала нарастать.
Записи отражают борьбу экипажа со стихией:
—— «Пойдем вниз».
- «Высотомер – 21500 метров».
- «13:51, спускаемся».
- «Стратосферный шар снова завершил прогрев в 13 часов 47 минут».
- «Едим шоколад. Павел Федошенко».
- "Снова поднимаемся. На высотомере 21500".
Экипаж пытался управлять падением, но силы были неравны.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

На высоте 12 000 метров, когда температура газа сравнялась с температурой наружного воздуха, подъемная сила практически исчезла. В отчаянной попытке спастись экипаж сбросил весь имеющийся балласт (более 700 кг), но этого оказалось недостаточно. Скорость падения превысила 15 м/с и продолжала расти. На высоте 1.5-2 км трос, соединявший гондолу с оболочкой, не выдержал и лопнул.

Схема полета стратостата «Осоавиахим-1», восстановленная по данным расследования.

Катастрофа и ее причины

«Осоавиахим-1» врезался в землю около 16:23 в районе деревни Потиж-Острог в Мордовии. Все трое членов экипажа погибли мгновенно. Последние записи в бортовом журнале, сделанные рукой Васенко, гласили:
– «Высотомер 13 400 метров, время 16:05, солнце ярко светит в канатную дорогу…».
– «16:13,5 Высотомер 12 000 метров».

Обломки гондолы стратостата «Осоавиахим-1» на месте катастрофы.

Расследование выявило целый ряд трагических обстоятельств. Конструкция гондолы не имела системы аварийного покидания. Люк можно было открыть только изнутри, открутив 12 болтов, на что в условиях хаотичного вращения падающей кабины не было ни времени, ни физической возможности. Напомним, именно дефект этого люка изначально вызывал вопросы у приемочной комиссии. Экипаж оказался в смертельной ловушке.

Герои-стратонавты (слева направо): Павел Федосеенко, Андрей Васенко, Илья Усыскин.

Память о героях

Все члены экипажа «Осоавиахим-1» были посмертно удостоены высшей награды страны — ордена Ленина. Их прах с почестями захоронили в Кремлевской стене. На месте падения стратостата был установлен памятный обелиск, а в Саранске — монумент отважным покорителям стратосферы. Их полет, увенчавшийся мировым рекордом, навсегда остался в истории как символ человеческого мужества и трагической цены научного прогресса.

Памятник экипажу стратостата в поселке Усыскино, названном в честь погибшего исследователя.

Расследование авиакатастрофы в Telegram

https://t.me/rumayday

[Мои] Инциденты в авиационных полетах Советские пилоты воздушных шаров фиксируют авиационные происшествия Длинный пост 37

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Рекорд ценою в жизнь. Катастрофа советского стратостата "Осоавиахим-1".