Осоавиахим-1 подготовка к полету
В 1930 году несколько инженеров ленинградского отделения ОСОАВИАХИМа (Общества помощи обороне, авиации и химическому строительству) решили сконструировать новый стратостат, способный побить рекорды высоты того времени. С этого момента Советский Союз включился в гонку по освоению стратосферы. Однако, как это часто бывало, фактическая реализация идеи началась лишь в 1932 году из-за финансовых трудностей. Главным конструктором проекта был назначен Андрей Богданович Васенко, а стратостат получил название «Осоавиахим-1”.
Ход строительства также сопровождается множеством проблем. Например, проектам не хватает ясности и перспективы из-за частой смены руководства. Сам прототип переделывался трижды. Именно благодаря упорству, настойчивости и любви к делу ленинградские научно-технические работники сделали возможным постройку стратостата. В июне 1933 года объем корпуса Осоавиахим-1 был увеличен до 24 940 куб метров. Затем, в августе того же года, «Стратосферный аэростат» был представлен Управлению ГВФ, что позволило самолету эксплуатироваться, несмотря на неисправный люк кабины. Для проведения научных экспериментов и наблюдений изделие ОАХ-1 было оснащено лучшими для своего времени приборами, созданными главной геофизической обсерваторией.
Пуск Осоавиахима-1 был намечен на 30 сентября 1933 года. Однако из-за неблагоприятных погодных условий полет был отложен до весны 1934 года. Научное оборудование было демонтировано и отправлено в Ленинград, снаряд Осоавиахим-1 сложен и помещен в ящик. Помимо «Осавиахима-1», у альянса есть еще один аэростат — «СССР-1», который недавно достиг высоты 19 тысяч метров. Неожиданно его экипаж выступил с новым заявлением, в котором говорилось, что «СССР-1» готовится повторить полет в стратосферу зимой, не дожидаясь прихода тепла.
Это побудило руководство Осоавиахима-1 принять решительные меры. 28 января 1934 года стратостат был доставлен на космодром в Кунцево. Полет было решено посвятить 17-му съезду Коммунистической партии, проходившему в это время в Москве, и экипаж дал несколько интервью и выступил по радио. С 8:00 до 9:00 30 января 1934 года в Осоавиахиме-1 проходила предполетная подготовка, в ходе которой аэростат взвешивался. В результате стало возможным увеличить высоту полета до 20 500 метров.
Экипаж аэростата состоит из трёх человек: командира экипажа Павла Федоровича Федосеенко, бортинженера Андрея Богдановича Васенко и научного сотрудника Ильи Давыдовича Усыскина. В 9 утра Осоавиахим-1 взлетел. Это был первый в истории авиации зимний полет на стратосферном шаре. С другой стороны, командир экипажа Павел Федосеенко выразил обеспокоенность тем, что полет проводился зимой. По его мнению, это было слишком рискованно.
в первые несколько минут стратосферный шар поднимается со скоростью не более 3 м/с. Этот факт имеет очень хорошие последствия для проведения всех научных наблюдений.
Отрывок из записок бортинженера Васенко А.Г
– «Отправление в 9:04".
- «В 9:07 мы вошли в облака".
– «9:15, высота 2000 метров".
Следующий час полет продолжался нормально. Шар продолжает подниматься. Экипаж работает, отбирает пробы воздуха и проводит различные эксперименты.
- "10.10, корпус полностью готов. Внутренняя температура +4 градуса, высотомер 19.500, время 10.15".
Спустя 1 час 15 минут. После взлета экипаж теплового аэростата «Осоавиахим-1» под руководством Павла Федосеенко побил предыдущий рекорд, установленный советским аэростатом №1. Несмотря на обнаружение проблем - CO2 и отказ осушителя - восхождение продолжалось.
- "Говорит Сириус! Командир стратостата Федосенко у микрофона, и мы достигаем 20-километровой высоты".
- «Сириус говорит»! Сейчас 11:16. Высота высотомера 20 500 метров над уровнем моря".
В этот момент Осоавиахим-1 установил новый мировой рекорд.
Незадолго до 12:15 стратостат поднялся на высоту 22 000 метров. В лесу все было мирно. Экипаж не проявил никаких признаков паники.
Еще через 18 минут стратосферный шар начал снижаться.
—— «Пойдем вниз".
- «Высотомер – 21500 метров".
- «13:51, спускаемся".
- «Стратосферный шар снова завершил прогрев в 13 часов 47 минут".
- «Едим шоколад. Павел Федошенко".
- "Снова поднимаемся. На высотомере 21500".
Идет неравная борьба между пилотом и постоянным нагревом газа.
- «14:01. Давление в канатке не изменилось, едим шоколад и яблоки".
- «14 часов 24 минуты.Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Высотомер – 21 200 метров".
- «21150 метров, я тебя не слышу".
- «14 часов 36 минут и мы медленно спускаемся".
—— «15 часов 15 минут, спускайтесь в хорошем настроении".
– «15 часов 28 минут. Высотомер снижается".
Выше приведены заметки бортинженера Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыкина. Связь с пилотом была потеряна около полудня. Позже эксперты узнают, что происходило на стратосферном шаре за последние пять часов.
Схема полета стратосферного шара Осавиахим-1
«Осоавиахим-1» столкнулся с землей около 16:23. В 17 часов в деревне Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области, в 16 километрах от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги (ныне Ян, Инсарский район) возле деревни Усискино был обнаружен смятый вагон-стратозонд, сельское поселение в Довещенском, Республика Мордовия). Полет закончился катастрофой.
Все оборудование стратосферного шара было уничтожено, трое членов экипажа погибли. За несколько минут до смерти Васенко записал в бортовом журнале:
– «Высотомер 13 400 метров, время 16:05, солнце ярко светит в канатную дорогу…".
– «16:13,5 Высотомер 12 000 метров".
Сдача в эксплуатацию места крушения канатной дороги Осоавиахим-1
Расследование основывалось на изучении бортовых журналов и показаний приборов. Из этого можно определить, что стратосферный шар достиг рекордной высоты 22 000 метров в 12:33 и оставался на этой высоте около 12 минут, прежде чем начать устойчивый спуск. Экипаж держал клапан открытым около трёх минут, однако стратосферный шар, нагретый солнечными лучами, опускался гораздо медленнее, чем ожидалось. Час спустя стратосферный шар все еще находился на высоте около 18 000 метров, хотя пилот выпустил из внешней оболочки большое количество газа.
наступает ночь. Световой день подходит к концу. После захода солнца нагрев шара солнцем резко падает, что может привести к быстрому падению подъемной силы газа внутри шара, что представляет опасность. На данный момент продукт падает со скоростью 1 м/с. Хотя скорость низкая, она все еще находится в пределах расчетного диапазона. На высоте 14 300 метров пилот снова собрал пробы наружного воздуха. Падение продолжает увеличиваться. Газ внутри сферической оболочки охлаждается пропорционально увеличению скорости.
Космонавты «Осоавиахим-1»: командир экипажа П.В. Федосеенко, бортинженер А.Г. Васенко, научный сотрудник И.Д.
на высоте 12 000 метров температуры газа и наружного воздуха практически равны, и подъемная сила стратосферного шара резко падает. Чтобы спастись, экипажу пришлось сбросить более 700 килограммов балласта. Но даже с учетом срочных они весят всего 420 килограммов. Но даже его экипаж не успел его бросить. Все устройства вышли из строя. Скорость спуска в это время превысила 15 м/с и продолжает увеличиваться. Капсула с огромной силой потянула стратосферный шар, и на высоте 1,5-2 километра над землей веревка оборвалась.
В последние 10 секунд падения экипаж находился в хаотично вращающейся кабине, соударяющейся с корпусом и приборами. В этом случае просто невозможно выйти и воспользоваться парашютом.
Это также важно, потому что конструкция капсулы не предусматривает функции аварийного открывания крышки, которую можно открыть изнутри. Даже если бы экипаж смог дотянуться до этой крышки, открыть люк можно было бы только открутив 12 крепежных болтов. Напомним, именно из-за дефектов люка кабины Комиссия до сих пор разрешает полеты на стратосферных шарах.
Памятник стратосферным космонавтам в поселке Усискино, рядом разбился стратостат
Все члены экипажа Осавиахима-1 посмертно награждены орденом Ленина (первым в Советском Союзе такого рода - посмертно). К. Е. Ворошилов, И. В. Сталин и В. М. Молотов лично похоронили прах героя в стенах Кремля. А на месте падения стратосферного шара был установлен обелиск, а в Саранске установлен памятник.
Расследование авиакатастрофы в Telegram
https://t.me/rumayday
[Мои] Инциденты в авиационных полетах Советские пилоты воздушных шаров фиксируют авиационные происшествия Длинный пост 37Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Рекорд ценою в жизнь. Катастрофа советского стратостата "Осоавиахим-1".