"Падаем, конец" Катастрофа Ил-18 под Ленинградом

Интерлейкин 18

27 апреля 1974 года самолет Ил-18 готовился к взлету в аэропорту Пулково. Погода весной была хорошая: легкая облачность, умеренный ветер, видимость 10-20 километров. Самолет выполнял очередной нерегулярный пассажирский рейс из Ленинграда в Краснодар с остановкой в ​​Запорожье. На борту находились 102 пассажира, большую часть из которых составляли молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет — студенты, спешащие домой на первомайские праздники. Среди пассажиров было четверо детей. Экипаж состоял из семи человек во главе с капитаном, 46-летним Николаем Валерьяновичем Даниловым.

Получив разрешение, в 18:00:08 экипаж начал ускоряться по взлетно-посадочной полосе, а через минуту капитан доложил о ситуации на взлете. В ответ диспетчер дал условия для выхода из зоны аэропорта, и экипаж подтвердил получение информации. Однако через две с половиной минуты, когда Ил-18 сделал первый разворот, капитан неожиданно доложил:

«Горит знак «Пожар четвертого двигателя», опасная вибрация, разворот"

Диспетчер рекомендовал экипажу приземлиться на военном аэродроме Горелово или Пушкин, но Данилов отверг эти варианты и заявил, что будет следовать процедуре захода на посадку в Пулково.

В середине второго разворота экипаж доложил, что четвертый двигатель находится на флюгере. Через пять минут и 55 секунд после взлета капитан выдал тревожное сообщение:

«Двигатель №4 горит"

С земли было замечено возгорание двигателя, начавшееся между вторым и третьим витками, причем, по словам очевидцев, шлейф огня распространился на две части фюзеляжа.

та же доска

Выполнив четвёртый разворот, самолёт выходит на рулежную дорожку. Скорость снижается до заданной. Однако это действие оказалось ошибочным, поскольку приток воздуха также был уменьшен, что привело к значительному усилению пожара. Пассажирский самолет в посадочной конфигурации (шасси выпущено, закрылки развернуты на 30°) летел по маршруту руления, когда внезапный сильный пожар в течение 5-7 секунд уничтожил механизмы правого самолета. Когда самолет отправил свое последнее сообщение, он находился в 2,5 километрах от взлетно-посадочной полосы:

«Мы падаем, все кончено"

Опустив нос, самолет начал быстро входить в правый берег. В 18:07:24 Ил-18 перевернулся под углом 60° практически без крена, врезался в поле и взорвался в 70 метрах от железнодорожного пути, в результате чего погибли все находившиеся на борту 109 человек. Катастрофа, произошедшая в апреле 1974 года, была самой страшной в Санкт-Петербургской и Ленинградской областях.

на месте катастрофы

Позже родственники погибших посадили на этом месте небольшой берёзовый лесок. Этим деревьям сейчас 50 лет. В лесу установлены памятники, бетонные обелиски и скамейки с фотографиями жертв.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Сюда же привезли сохранившиеся на месте обломки пассажирского самолета. Трехметровый крест был установлен несколько лет назад. 9 января члены экипажа Ил-18 были похоронены на Кладбище памяти жертв, где им был установлен памятник.

Следствие отметило профессионализм экипажа, который следовал руководству по летной эксплуатации, оставаясь при этом спокойным и мужественным. При этом он пролетел более коротким маршрутом и на меньшей высоте, чем планировалось, сократив время полета почти вдвое.

Установлено, что первопричиной катастрофы стало разрушение диска третьей ступени турбины четвертой силовой установки при взлете. Осколки диска повредили топливо- и нефтепроводы, вызвав пожары. Первый уровень пожаротушения срабатывает автоматически, но не может быть потушен, а второй уровень не работает. По мере развития пожара на крыле часть выпущенного закрылка сгорела, а другая часть была снята под давлением набегающего потока воздуха. Возникла аэродинамическая асимметрия - возникла значительная разница в подъемной силе между левым и правым крылом, из-за чего самолет быстро ушел в правый крен и перевернулся, несмотря на то, что экипаж пытался противодействовать ситуации, полностью отклонив руль.

Гроув на месте трагедии

Причиной повреждения диска предположительно является использование повышенного режима работы дольше, чем позволяет инструкция, что приводит к постепенному снижению его механической прочности в процессе эксплуатации. Кроме того, сами диски изготовлены из материалов с пониженными механическими свойствами. Появилась растущая трещина, в конечном итоге приведшая к разрушению.

По неофициальным данным, вибрации в четвертом двигателе наблюдались во время предпоследнего рейса самолета из Краснодара, однако после проверок самолет разрешили взлететь. Экипаж, выполнявший рейс, отказался управлять неисправным самолетом, поэтому был вызван дублирующий экипаж Николая Данилова. Однако более вероятна плановая смена экипажа, поскольку предыдущий член экипажа уже совершил рейс туда и обратно из Ленинграда в Краснодар.

Перед фатальным полетом у Данилова уже после взлета загорелся двигатель, поэтому экипаж не соблюдал процедуру и выполнил аварийный заход на посадку. Датчик сработал неправильно, а начальство отругало капитана за то, что он приблизился к самолету с нарушением правил. Вероятно, поэтому Данилов на этот раз решил последовать этой схеме, а не пойти в противоположном направлении. Кажется понятным, что капитан отказался приземлиться на предполагаемом военном аэродроме. Посадка на привычную «домашнюю» полосу предпочтительнее по ряду причин. Учитывая конструкцию режима захода на посадку, существенно сократить время сложно. Барьеры между ведомствами также очень велики.

После крушения самолета в Пулково, если при взлете возникал пожар, самолету предписывалось немедленно приземлиться по кратчайшему маршруту до аэропорта вылета.

Расследование авиакатастроф ВК:

https://vk.com/club227048718

[Мой] Самолет Авиация Полет в аэропорту Гражданская авиация Советский Инцидент Катастрофа Авиакатастрофа Ленинград Длинная история Негатив 7

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Падаем, конец" Катастрофа Ил-18 под Ленинградом.