Dornier Do X – Больше не всегда лучше...

Выполняйте X на лету.

Если вы хотели пересечь Атлантику в 1920-х годах, ваши возможности были очень ограничены. Можно воспользоваться лодкой, но путешествие может занять до 12 дней. С конца 1920-х годов мощный дирижабль предлагал более быструю альтернативу, но такие полеты были нечастыми и очень дорогими. Потребность в надежном пассажирском самолете, способном путешествовать между Европой и Америкой, вдохновила на создание Dornier Do X.

Но что-то пошло не так. Тем более авиационные двигатели того периода были не очень надежны. Нередко проблемы с двигателем вынуждают самолет совершить незапланированную посадку. Хотя этот вид посадки относительно безопасен для наземных полетов, он невозможен для полетов на большие расстояния над водой. Отсюда и возникла идея использования летающих кораблей в трансконтинентальных перелетах — летающие корабли могут безопасно приземляться везде, где есть достаточно большой водоем.

Boeing 314 Clipper широко используется в качестве пассажирского самолета.

К 1930-м годам изящный американский Boeing 314 Clipper регулярно пересекал Атлантический и Тихий океаны, а британский гидросамолет Short Empire летал из Британии в Африку, Азию и даже Австралию.

Однако задолго до того, как британские и американские самолеты поступили на вооружение, огромный и роскошный немецкий самолет когда-то стал самым большим самолетом в мире.


представлять

Клод (Клавдий) Дорнье получил степень инженера в Техническом колледже Мюнхена в 1910 году и сразу же начал искать работу в авиакомпании. Ему удалось найти работу на заводе Цеппелин во Фридрихсхафене на Боденском озере на юге Германии. Однако Дорнье всегда больше интересовали самолеты, чем дирижабли.

Dornier Do R4 Superwal — еще одна летающая лодка компании. Источник изображения – Bundesarchiv Bild 102 10075 CC BY-SA 3.0.

Zeppelin всегда была в авангарде создания и внедрения новых материалов и сплавов. Цеппелин освоил использование металлических каркасов для повышения жесткости, но стальные конструкции оказались слишком тяжелыми для самолета. Дорнье был заинтересован в использовании легких алюминиевых сплавов в конструкции самолетов, и в 1912 году граф Фердинанд фон Цеппелин позволил Дорнье основать независимый авиастроительный завод в Линдау, в нескольких километрах к югу от Фридрихсхафена.

Результатом стал истребитель «Цеппелин-Линдау DI», совершивший свой первый полет в июне 1918 года. Хотя он никогда не состоял на вооружении Люфтваффе, это был удивительно способный небольшой самолет. Это был первый одноместный истребитель, в котором использовалась усиленная монококовая обшивка, которая была намного прочнее, чем деревянная и тканевая конструкция большинства военных самолетов того времени.

Истребитель Цеппелин-Линдао DI

Однако во время войны Дорнье сконструировал и цельнометаллический гидросамолет – огромный Цеппелин-Линдау Rs IV. Это моноплан с парашютным крылом и четырьмя двигателями, установленными в паре мотогондол между крыльями и нижней частью фюзеляжа. Гондолы расположены в фюзеляже с выступающими в стороны бортами, обеспечивающими водозащиту. RS IV (обозначенный Имперским военно-морским флотом Германии как Riesenflugzeug («Гигантский самолет») изначально задумывался как дальний морской патрульный самолет, но до конца войны был построен только один самолет.

Zeppelin-Lindau Rs.IV — новейшая разработка Дорнье в области гидросамолетов.

В 1923 году Клод Дорнье основал собственную компанию: Dornier Flugzeugwerke. Летающая лодка Do J Wal (Кит) — один из первых новых проектов Дорнье).

Это был еще один самолет с зонтичным крылом, в котором использовались боковые крылья для устойчивости на воде и одномоторная гондола для двух двигателей над крыльями. Впервые Wal был произведен в 1925 году и зарекомендовал себя как прочная и надежная конструкция: он использовался на многих дальних рейсах, причем как военные, так и гражданские версии производились до 1932 года. Однако, даже когда «Валь» все еще находился в производстве, Клод Дорнье все еще проектировал более крупный и впечатляющий летающий корабль.

Разработчиком нового дизайна является компания Dornier Do X. Фото предоставлено Bundesarchiv Bild 102 12963 CC BY-SA 3.0


Делать

Что касается инноваций, в Do X нет ничего нового. Это высокоплан с металлической обшивкой на дюралюминиевом каркасе фюзеляжа и тканевой обшивкой на металлических каркасах крыла. Устойчивость на воде обеспечивается парой бортов, прикрепленных к нижней части корпуса (они же обеспечивают доступ к самолету пассажиров и экипажа), а двигатели попарно установлены в гондолах над крыльями.

Что отличает Do X от других, так это его огромный размер. Имея размах крыла более 47,2 м и длину более 39,6 м, Do X по размерам сравним с современным авиалайнером Boeing 767-300.

Он был оснащен двенадцатью девятицилиндровыми радиальными двигателями Siemens Jupiter мощностью 500 л.с каждый, установленными попарно в шести мотогондолах. Управление двигателем очень сложное, и пилот не имеет прямого контроля над тягой: пилот, как и на корабле, передает команды двигателя бортинженеру по командному телеграфу.

Dornier Do X — поистине гигантский самолет, сравнимый с Боингом 767.

этот гигантский самолет имеет 3 палубы: на верхней расположены пилотская рубка, навигационное отделение, отделение управления двигателем и радиорубка, а на главной палубе находится основная зона отдыха для пассажиров (которая при необходимости может быть преобразована в спальную зону), письменная комната, ванная комната, кухня, бар и столовая, длина 18 м, девять водонепроницаемых отсеков и топливные баки на нижней палубе.

Делать

В октябре того же года он установил новый рекорд, перевезя 159 пассажиров (в основном журналистов и работников Дорнье) и 10 членов экипажа в 45-минутном полете вокруг Боденского озера – никто никогда не перевозил больше пассажиров в одну сторону. Более 20 лет.

Роскошный интерьер салона «Гигант.

За год, прошедший с момента этого рекордного полета, на Do было проделано много работы. Комната была устлана персидскими коврами, мебель богато украшена, пассажиры сидели на кожаных креслах.

Хотя самолет рассчитан на перевозку до 100 пассажиров, ожидается, что большинство рейсов будут перевозить только 40 богатых пассажиров.

Авиационные двигатели также были модернизированы. Двигатель воздушного охлаждения Siemens Jupiter недостаточно мощный, и при полной загрузке самолет не может подняться выше 150 м.

На самолете 12 двигателей, но его характеристики плохие, а расход топлива высокий. Источник изображения – Bundesarchiv Bild 102 10659 CC BY-SA 3.0.

На смену им пришли более мощные 12-цилиндровые двигатели Curtiss Expedition с водяным охлаждением, каждый мощностью более 600 лошадиных сил. Более мощный двигатель позволяет Do X развивать скорость 185 км/ч и подниматься на несколько большую высоту — около 600 м при полной загрузке. Хотя это ниже расчетной высоты полета в 3000 метров, ее достаточно для безопасного трансатлантического путешествия.


На службе

30 ноября 1930 года Do X вылетел из Фридрихсхафена и направился в Нью-Йорк. Первоначальный план был триумфальным подтверждением развития немецких технологий и дизайна, но все пошло не так.

У Do X есть одна серьезная проблема: расход топлива. Более мощные двигатели Curtiss позволяли дирижаблю развивать несколько более высокие скорости и высоты, но на крейсерской скорости 12 двигателей потребляли около 1800 лошадиных сил. Заправляйтесь каждый час. Таким образом, его первый дальнемагистральный полет представлял собой серию коротких полетов с возможностью частой дозаправки.

Покинув Фридрихсхафен, Do X вылетел в Нидерланды, Великобританию, Францию ​​и Испанию и 29 ноября приземлился в Лиссабоне, Португалия. Пожар уничтожил большую часть левого крыла.

Для работы самолетов Do X требуется большой экипаж. Для поддержания двигателей в полете был нанят инженер. Источник изображения – Bundesarchiv Bild 102 10658 CC BY-SA 3.0.

Ремонт занял более шести недель, после чего Do X совершил несколько коротких полетов вдоль побережья Западной Африки, а затем направился на запад к островам Зеленого Мыса, где приземлился в июне. Затем он в конце концов пересек Атлантику и добрался до Бразилии, затем повернул на север и прибыл в Нью-Йорк 27 августа 1931 года. Время полета было «впечатляющим» — более девяти месяцев!

Обратный полет прошел гораздо лучше: Do X вылетел из Нью-Йорка 21 мая 1932 года и прибыл в Берлин через три дня, 24 мая. Однако в то время мир вступал в Великую депрессию, и рынка роскошных авиалайнеров с чрезвычайно высоким расходом топлива больше не существовало.

Расписание рейсов Do X. // Сделайте X в Нью-Йорке.

Не имея возможности финансировать дальнейшие полеты, Дорнье летом 1932 года передал Do X немецкой государственной авиакомпании Lufthansa. После нескольких коротких полетов вдоль немецкого побережья Do X в 1933 году долетел до Стамбула, но добрался лишь до водоема возле баварского города Пассау и был серьезно поврежден при приземлении.

Do X пришвартован и готов к посадке пассажиров.

Было очевидно, что Lufthansa не была заинтересована в таком большом и сложном самолете, и после реставрации его вернули в Берлин, где он был выставлен в качестве центрального экспоната нового немецкого музея авиации, Deutsches Aviation Museum.

Он больше никогда не летал и оставался в музее до 1943 года, когда был серьезно поврежден бомбардировками союзников. В 1945 году большую часть обломков отправили на металлолом. От могучего Do X остались только фрагменты хвоста, которые в настоящее время выставлены в музее Дорнье во Фридрихсхафене.

Сделайте X в музее.


Италия Do X

Хотя только один Do X эксплуатируется компаниями Dornier и Lufthansa, два других были проданы в Италию. В 1931 году итальянская авиакомпания Società Anonima Navigazione Aerea (SANA) приобрела два самолета: Do X2 «Умберто Маддалена» и Do X3 «Алессандро Гуидони». Хотя обе компании были приобретены с намерением использовать их для пассажирских авиаперевозок по Средиземноморью, этого не произошло.

Основная проблема в том, что обе итальянские модели оснащены 12 двигателями Fiat, каждый мощностью чуть более 440 лошадиных сил, что еще больше снижает и без того низкие характеристики при полной загрузке. Вместо этого оба Do X используются итальянскими вооруженными силами в качестве самолетов дальнего морского патрулирования.

Итальянский Do X.

Их даже испытывали как бомбардировщики, в ходе которых у основания хвостового оперения установили стеклянную бомбометную станцию. Do X2 был поврежден в результате серии аварий и выведен из эксплуатации в 1935 году, а два итальянских Do X были списаны в 1937 году. Ни от одного из них не осталось и следа.


в заключение

В 1920-е годы возник большой интерес к разработке трансатлантического пассажирского самолета. Именно тогда родилась идея Do X, однако созданию самолета мешали серьезные недостатки. Наиболее примечательными из них являются высокий расход топлива и малая дальность полета.

отсутствие мощности двигателя также означало, что он никогда не мог пролететь более 600 метров с пассажирами. Для этого потребуется перелет через поверхность Атлантического океана, что существенно снизит комфорт пассажиров, каким бы роскошным ни было их окружение.

Хотя это было довольно роскошно, экономика того времени не могла поддерживать такой самолет. Фотография предоставлена ​​Федеральным архивом Германии, изображение 102-10252 CC BY-SA 3.0.

Однако главная проблема этого самолета — сроки его появления. Его эксплуатация дорогая, и он обслуживает богатых пассажиров, готовых платить большие деньги за роскошные путешествия. Когда последствия Великой депрессии стали очевидны, он впервые прилетел в Соединенные Штаты. Рынок роскошных путешествий резко сокращается, и ни одна авиакомпания, кроме SANA, не заинтересована в покупке Do X.

Do X был смелым экспериментом и одним из крупнейших и самых известных самолетов межвоенного периода. Но он также был гораздо менее коммерчески успешным, чем меньшие по размеру гидросамолеты Dornier Wal, которые до 1938 года обеспечивали авиапочту и пассажирские перевозки в Южной Атлантике. Больше не всегда значит лучше…


Спецификация:

Экипаж: 10-14 человек.

Вместимость: 66-100 пассажиров.

длина: 40,05 м.

пролет: 47,8 м.

максимальная ширина кузова: 4,8 м

высота: 10,25м.

максимальный вес: 49т.

Двигатель: 12 радиально-поршневых двигателей Siemens Jupiter с воздушным охлаждением, мощностью 525 л.с. Каждый.

Максимальная скорость: 242 км/ч.

Дальность: 1700 километров.


Источник: PlaneHistoria, 21 января 2023 г

Автор: Стив МакГрегор

Мой перевод.

[Мой]Перевод Авиации и Авиационной техники Старые фотографии дирижаблей и гражданской авиации в переводе Длинный пост по истории авиации 7

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Dornier Do X – Больше не всегда лучше....