Прорыв в небе: как Чак Йегер и Bell X-1 покорили звуковой барьер

История мировой авиации кардинально изменилась 14 октября 1947 года. В этот день американский летчик-испытатель Чак Йегер на экспериментальном самолете Bell X-1 впервые в мире преодолел звуковой барьер, открыв человечеству дорогу в эру сверхзвуковых полетов. Это достижение по праву разделило развитие авиации на «до» и «после».

Экспериментальный самолет Bell X-1, созданный специально для этой миссии.

Предыстория и вызов скорости

В 1930-40-е годы авиация развивалась стремительными темпами. Появление реактивных двигателей позволило самолетам вплотную приблизиться к скорости звука, составляющей примерно 1062 км/ч на высоте 11 км. Однако при достижении скоростей около 950 км/ч пилоты сталкивались с опасным и необъяснимым явлением: самолеты начинали неконтролируемо вибрировать, а управление становилось невозможным. Многие испытатели погибли, столкнувшись с этой невидимой преградой, которую назвали «звуковым барьером». Инженеры понимали, что преодолеть его теоретически возможно, но на практике это оставалось смертельно опасной задачей.

Bell X-1 оснащают измерительной аппаратурой для фиксации всех параметров исторического полета.

Гонка за сверхзвуком

Исследования в области преодоления звукового барьера активно велись в Германии и Великобритании. США первоначально скептически относились к такой возможности, но к концу Второй мировой войны, получив доступ к немецким разработкам, также включились в гонку. В 1944 году в США была сформирована «Группа высоких скоростей», объединившая усилия Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA) и Армейских воздушных сил. Их целью было не просто построить быстрый самолет, а создать машину, способную сохранять управляемость на сверхзвуке.

Бомбардировщик B-50 Superfortress использовался в качестве воздушного стартового носителя для Bell X-1.

Создание «пули с крыльями»: Bell X-1

В марте 1945 года компания Bell Aircraft получила контракт на создание экспериментального самолета X-1. Конструкторы под руководством Роберта Вудса пошли по пути создания «пули с крыльями»: фюзеляж самолета длиной 9,5 метров имел обтекаемую, заостренную форму, а крылья были невероятно тонкими. Для кратковременного, но мощного разгона был выбран ракетный двигатель Reaction Motors XLR-11. Поскольку собственного запаса топлива хватало лишь на несколько минут полета, X-1 поднимали в воздух на «спине» модифицированного бомбардировщика B-29 или B-50.

Связка B-29 и Bell X-1 — необычный тандем, сделавший историю.

Кабина пилота Bell X-1 была крайне тесной, а попасть в нее было непростой задачей.

Путь к рекорду

Испытания X-1 начались в 1946 году. Постепенно увеличивая скорость, летчики-испытатели приближались к заветному рубежу. В августе 1947 года к программе подключился молодой, но опытный пилот Чак Йегер. 14 октября 1947 года его самолет, который он назвал «Glamorous Glennis» в честь своей жены, был сброшен с носителя B-29 над высохшим озером Мюрок. Включив двигатель, Йегер разогнал машину. На скорости около 0,95 Маха самолет затрясло, но пилот не отступил. Вскоре наблюдатели на земле услышали оглушительный хлопок — звуковой удар, а приборы зафиксировали скорость в 1,06 Маха (около 1100 км/ч). Звуковой барьер был покорен.

Момент отделения Bell X-1 от самолета-носителя Boeing EB-50A.

Легендарный дуэт: капитан Чак Йегер и его Bell X-1 «Glamorous Glennis».

Начало новой эры

Поначалу достижение Йегера засекретили, опасаясь утечки технологий. Однако в декабре 1947 года мир узнал о прорыве из статьи в журнале Aviation Week. Этот полет доказал, что управляемый сверхзвуковой полет возможен, и дал мощнейший импульс развитию авиации. Вскоре сверхзвуковые самолеты перестали быть диковинкой, появившись на вооружении ведущих стран мира, а позже и в гражданской авиации.

Bell X-1 в полете — символ технологического триумфа и человеческой отваги.

Заключение

Подвиг Чака Йегера и команды инженеров Bell Aircraft стал одним из величайших технологических прорывов XX века. Преодоление звукового барьера не просто установило новый рекорд скорости, а кардинально изменило представления о возможностях авиации, открыв путь к созданию реактивных истребителей, сверхзвуковых бомбардировщиков и знаменитых пассажирских лайнеров вроде Concorde и Ту-144.

с помощью

Авиация ЗвукобарьерFly PilotДлинный постЯндекс Дзен (ссылка) 10 Поддержка эмоций

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: 76 лет назад, 14 октября 1947 Чак Йегер первым в мире пробивает звуковой барьер.