В ночь на 20 марта 2009 года самолет Airbus A340 авиакомпании Emirates выполнял межконтинентальный рейс EK407 по маршруту Окленд – Мельбурн – Дубай, но при взлете из Мельбурна задел хвостом взлетно-посадочную полосу и с трудом начал набор высоты. Многие пассажиры наверняка слышали жуткий скрежет дифферента на взлетной полосе. Что пошло не так?
Та самая доска
Современный комфортабельный пассажирский самолет, которому всего 5 лет, под чутким управлением опытного экипажа преодолел первую часть маршрута и приземлился в Мельбурне. После завершения всех необходимых предполетных процедур и выруливания на исполнительный взлет по расписанию, рейс 407 начал ускорение по взлетно-посадочной полосе 16 (длина составляла 3657 метров) на высоте 22:30. Когда авиалайнер набрал необходимую для взлета скорость, и пилоты начали поднимать нос вверх, авиалайнер не оторвался от взлетно-посадочной полосы. Хвостовая часть ударилась о взлетно-посадочную полосу и пронеслась по ней несколько сотен метров, выбрасывая искры. КВС взял управление на себя и увеличил тягу всех четырех двигателей до максимальной, как при уходе на второй круг. Но самолет проехал всю длину взлетно-посадочной полосы и не оторвался от земли даже после того, как выкатился за пределы.
Вскоре пилотам удалось поднять самолет в воздух. Однако при взлете от земли на расстоянии 350 метров от конца ВПП он повредил стробоскоп, снес антенну курсового радиомаяка высотой 1,8 метра и повредил систему посадки по приборам на ВПП 16. Самолет также чуть не врезался в самолет ограждение по периметру аэродрома.
Рейс 407 начал набор высоты над заливом Порт-Филлип. Второй пилот решил перепроверить расчеты взлетных характеристик на своем бортовом компьютере и увидел, что допустил ошибку при вводе данных о взлетной массе самолета. В компьютер была введена цифра 262,9 тонны вместо реальных 362,9 тонны. Из-за этого тяга для взлета оказалась меньше необходимого уровня.
Пилоты начали сливать авиатопливо для аварийной посадки и завершили ее в 23:27, после чего узнали о задымлении в пассажирском салоне. Экипаж потребовал немедленного возвращения в аэропорт Мельбурна и в В 23.36 рейс EK407 благополучно приземлился на взлетно-посадочной полосе 34. Никто из 257 пассажиров и 18 членов экипажа не пострадал.
Повреждать
Австралийское бюро транспортной безопасности (ATSB) взяло на себя расследование инцидента с А-340. В ходе расследования была принята во внимание информация об ошибке второго пилота, введшего неверные данные о взлетной массе самолета. Необходимо было также выяснить, почему эта авария осталась незамеченной перед взлетом и почему экипаж не обнаружил причину недостаточной подъемной силы.
Следователи установили, что экипажу было сложно заметить введенные ошибочные данные. По этой причине ошибка второго пилота не была обнаружена. В результате Airbus начал работать над программой, которая поможет пилотам распознать причину отсутствия подъемной силы во время взлета.
Больше урона
В октябре 2011 года был опубликован окончательный отчет расследования. В качестве причин аварии были названы следующие факторы:
- Второй пилот случайно ввел вес 262,9 тонны вместо реальных 362,9 тонны;
- КВС отвлекся на проверку взлетных характеристик и не заметил ошибки второго пилота;
- При проверке второй пилот сообщил о взлетной массе 362,9 тонны вместо заявленных 262,9 тонны.
После этого аварийного рейса поврежденный самолет был доставлен в штаб-квартиру Airbus в Тулузе, где его отремонтировали и дали новый билет в небо. Пилотам, наоборот, не повезло — после допроса следователей они вернулись в Дубай, где их попросили покинуть Эмирейтс по собственному желанию. Именно это и сделали пилоты.
Пожалуйста, проголосуйте и подпишитесь. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[мин]АвиацияСамолетПолетАэропортПилотГражданская авиацияИнцидентОшибкаДлинный постНегативные 18 эмоций поддержкиБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ошибка в одной цифре и жуткий скрежет обшивки.