Пилоты заблудились в тумане на полосе

Иллюстрация. Источник: https://admiralcloudberg.medium.com/the-1983-madrid-runway-disaster-anasis-e0da177efb85

Испания — страна, где произошла самая страшная авиакатастрофа в мире. И произошло это во многом из-за тумана (подробнее об этом здесь). Но мало кто знает, что через 6 лет после этой катастрофы в Испании произошли еще одни, аналогичные обстоятельства. И виноват опять туман.

Затем утро 7 декабря 1983 года. Аэропорт Мадрида (Барахас) окутан густым туманом. Видимость всего 100 метров. В то же время на взлетной полосе благодаря самолетам, разгоняющим туман потоками горячего воздуха от двигателей, видимость составляет уже 300 метров.

Iberia Boeing 727-256 будет выполнять международный пассажирский рейс в Рим. В 08:05 по местному времени на борт поднимаются 84 сонных пассажира, а экипаж из девяти человек проводит рутинные приготовления перед полетом. После завершения посадки экипаж связывается с диспетчером такси и запрашивает разрешение на запуск двигателей и руление. Диспетчер не дает его сразу, в 08:26, чтобы не допустить скопления самолетов на предварительном старте.

Тот самый Боинг 727

В то же время на северном перроне припаркован самолет McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Aviaco. Есть причина летать внутренним пассажирским самолетом в Сантандер. Однако из-за тумана в аэропорту рейс был задержан на 33 минуты. На борту находятся 37 пассажиров и 5 членов экипажа. Разрешение на запуск двигателей и начало движения было получено в 8:30, через четыре минуты после Боинга.

В 08:33 экипаж «Дугласа» получил разрешение на выруливание на взлетно-посадочную полосу 01 через внешние рулежные дорожки. Через три минуты с табло доложили, что покидают северную платформу. Затем диспетчер попросил экипаж сообщить, когда они были на рулежной дорожке OSCAR 5.

Тот же Макдоннелл Дуглас DC-9

В это время Боинг совершает предварительный взлет в начале ВПП №01. После получения разрешения на взлет от диспетчера взлета и посадки авиакомпания взлетает на 08:38 стартовый ход в северном направлении. В это же время диспетчер такси спрашивает Дугласа о его местонахождении, на что экипаж отвечает:

«Смотрите, мы не увидели на земле знака Оскара пять. Мы идем… курс ноль девятнадцать [019°], извините, курс один девяносто [190°], и похоже, что мы уже входим в него".

В это же время второй пилот на борту «Боинга» сообщает, что скорость V1 достигнута. И вдруг сквозь туман пилоты замечают прямо впереди силуэт Дугласа. Экипаж Боинга пытается поднять самолет в воздух в надежде избежать столкновения, но уже слишком поздно.

Левое крыло и левое основное шасси Боинга врезались в левую часть Дугласа, выравнивающего взлетно-посадочную полосу, разрывая его на части. От удара он взрывается и рушится, а все люди на борту погибают. Лишившись левого крыла, стабилизатора и двигателя, «Боинг» падает на взлетно-посадочную полосу, скользит по ней, переворачивается и загорается. На борту погибают 50 пассажиров и 1 член экипажа (стюардесса). Общее число жертв катастрофы составило, таким образом, 93 человека.

В качестве причины катастрофы комиссия назвала случайный вылет DC-9 на взлетно-посадочную полосу, где в момент взлета Боинг 727 скрыл от экипажа некоторые визуальные ориентиры, поэтому пилоты не смогли точно определить свое местоположение и не заметил, как они пересекли порог взлетно-посадочной полосы.

Схема. Источник: https://admiralcloudberg.medium.com/the-1983-madrid-runway-disaster-anasis-e0da177efb85

По результатам обследования также даны рекомендации по окраске и разметке РД цветами, существенно отличающимися от цветов ВПП.

Пожалуйста, проголосуйте и подпишитесь. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

«Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday/

[мин]АвиацияСамолетАэропортИнцидентКатастрофа в гражданской авиацииАвиакатастрофаТуман при столкновенииДлинный постПять отрицательных поддерживающих эмоций

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Пилоты заблудились в тумане на полосе.