Адам Эльшеймер «Египетская ночь», 1609 г
Картина Адама Эльшеймера 1609 года «Бегство в Египет» — это не только шедевр раннего барокко, но и свидетельство возникновения нового художественного подхода, основанного на научном наблюдении мира. Потрясающе точное изображение ночного неба на этом полотне долгое время оставалось загадкой для искусствоведов.
В 2005 году ученые Немецкого музея в Мюнхене сделали открытие: положения звезд и Луны на снимке соответствуют истинным положениям небесных тел над Римом около 21:45 вечера 16 июня 1609 года.
Таким образом, Эльшаймер сделал больше, чем просто нарисовал ночь: он запечатлел конкретный момент, словно фотографию звездного неба. Такая точность и детализация были невообразимы для живописи того времени. Но как художникам добиться такой аутентичности?
Ответ кроется в революционном изобретении той эпохи – телескопе.
Влияние Галилея и рождение нового искусства
Тем не менее, линзы использовались для наблюдения за небом еще до начала нашей эры. Однако ключевой поворотный момент в истории наступил в 1609 году, когда Галилео Галилей построил прототип устройства, которое позже назвал телескопом. До него Липперш из Мидделбурга построил аналогичный телескоп, но не дал своему открытию названия.
Поэтому Галилей направил свой телескоп в небо, открывая миру ранее невиданные детали поверхности Луны, спутников Юпитера и многих звезд Млечного Пути. Он описал все это в Sidereus Nuncius 1610 года.
Его творчество нашло отклик в душах многих любознательных и творческих людей и, конечно же, художников.
Анализируя картину, исследователи убеждены, что Эльсхаймер при ее создании использовал телескоп. Создавая «Бегство в Египет», художник, возможно, обратился к самому Галилею или воспользовался его телескопом.
Обратите внимание: Под светом трёх светил: учёные нашли планету в окружении трёх звёзд.
В конце концов, в год написания этой картины в Италии телескопы еще не были распространены. В 1609 году итальянец Галилео Галилей открыл для многих людей возможности телескопа.Этим объясняется невиданная художником детальность Млечного Пути, бесчисленное множество звезд, разбросанных по холсту, изображение поверхности Луны и ее кратеров (вверху). Галилей в «Звездном вестнике» также уделил большое внимание лунной поверхности.
Изображение Луны Галилео Галилея/Сидереуса Нунциуса, 1610 г
Художник Эльсхаймер вдохновлялся научными открытиями и стремился оторваться от традиционных норм средневековой живописи и создать максимально реалистичные изображения природы.
Связь Эльсхаймера с физиком косвенно подтверждается фигурой Питера Пауля Рубенса, близкого друга обоих деятелей. Например, в «Автопортрете с друзьями в Мантуе» Рубенс изображает себя с Галилеем и другими людьми из своего круга общения.
Автопортрет среди друзей в Мантуе, Питер Пауль Рубенс/1602-1606
Интересно, что Рубенс также был вдохновлен открытиями Галилея и позже создал собственную версию «Бегства в Египет» (1614) и написал аллегорическую картину «Происхождение Галилея» (1636-38).
Питер Пауль Рубенс, «Египет» / 1614 г
Тот факт, что картина Эльсхаймера совпадает с публикацией «Sidereus nuncius» Галилея, добавляет возможной каноничности этой версии, согласно которой художник, возможно, тесно сотрудничал с физиком. Более того, оба, вероятно, находились в Риме или Венеции в одно и то же время, как и в Италии во время написания картины.
Звёздный вестник
Одним из аспектов творчества Галилея, который особенно вдохновлял художника, было наблюдение за звездами. Поэтому астрономы описывают, что если вы можете увидеть много звезд невооруженным глазом, то с помощью телескопа вы сможете увидеть в сотни раз больше звезд.
Наблюдаемый в телескоп Млечный Путь также описывался Галилеем как «не просто облако», а «скопление бесчисленных звезд».
Видимо, это побудило многих будущих наблюдателей за небом использовать телескопы, чтобы добавить деталей к своим картинам.
Символ новой эры
Вернемся к истории Адама Эльшеймера и его бегства в Египет. В интерпретации автора эта картина стала важной вехой в развитии европейской живописи.
Вдохновленный открытиями Галилея, Эльсхаймер показал своим современникам, что искусство может быть «с точностью до минуты» и основываться на мельчайших наблюдениях и исследованиях природы. Этот новый подход, зародившийся в начале 17 века, впоследствии привел к расцвету реализма и оказал глубокое влияние на последующее развитие европейского искусства.
Конечно, картина художника не лишена некоторого преувеличения и далека от истинного реализма, но она показывает, как начало меняться восприятие пространства, особенно под влиянием научных открытий. Как известно из истории Галилео Галилея, эти открытия дорого обошлись человечеству.
Но они все равно того стоят.
[Мой] Космос Астрофизика Технологии Искусство Астрономия Вселенная Художник Открытие звезд Небо Наука Наблюдение Искусство Длинный пост 7Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: Как Галилей научил художников астрономии: картина 1609 года, точное время создания которой современные учёные смогли понять по звёздам.