Авианосцы Японии. Часть вторая. Время Драконов

«Официальное» водоизмещение «Акаги» и «Каги» составляло оба по 26 900 тонн, а после ввода в строй у Имперского флота еще оставалось 27 200 тонн сверх лимита, указанного в Вашингтонском военно-морском договоре. Это позволило построить еще один авианосец максимального водоизмещения, однако этим планам помешали финансовые проблемы. Поэтому было решено убить двух зайцев: сэкономить и сэкономить, воспользовавшись лазейкой в ​​положениях договора, определявших авианосцы как «корабли водоизмещением более 10 тысяч тонн» тонн». Поэтому авианесущие корабли меньшего водоизмещения официально не подпадают под это определение и, следовательно, ограничений на них нет.

Постарайтесь объять необъятность. "Город Драконов».
Второй японский авианосец специальной постройки был заложен 26 ноября 1929 года на верфи «Мицубиси» в Иокогаме и получил грозное имя «Рюдзё» («Парящий дракон»). Стандартное водоизмещение корабля первоначально планировалось составить 7900 тонн (полное водоизмещение — 9900 тонн), что значительно ниже «стандарта», предусмотренного Вашингтонским военно-морским договором. Однако даже в период постройки, 22 апреля 1930 года, на состоявшейся в Лондоне Второй «Конференции по ограничению и сокращению военно-морских вооружений» корабль все же не смог уйти от ограничений на общий тоннаж авианосцев, и был подписан новый морской договор, который значительно расширил и уточнил положения Вашингтона.

IJN Рюдзё, оригинальный внешний вид

В разделе об авианосцах этот тип корабля дается по-новому: «Любой надводный боевой корабль, независимо от водоизмещения, специально предназначен для перевозки самолетов и позволяет самолетам взлетать и приземляться на него. Кроме того, договор также сокращает» максимально допустимый калибр орудий на новых авианосцах с 203 мм до 155 мм.
Тем временем «Рюсей» был спущен на воду 2 апреля 1931 года и отбуксирован на верфь Военно-морского арсенала для достройки, которая продолжалась до 9 мая 1933 года, когда корабль был наконец принят в состав Императорского флота. Строительство малого корабля занимает так много времени как из-за проблем с финансированием, так и из-за множества доработок его конструкции, особенно на этапе достройки.
корпус нового авианосца имеет выраженную крейсерское соотношение почти 9:1 — длина 179,9 м и ширина всего 20,3 м. По первоначальным планам на нем должен был быть построен одноэтажный ангар вместимостью 24 самолета, однако в ходе строительства поступил заказ на увеличение его вместимости вдвое. В результате дополнительный ярус ангара вкупе с узким корпусом сильно ухудшил остойчивость корабля.
Силовая установка корабля выдает всего 66 000 л.с., но этого достаточно, чтобы обеспечить легкому кораблю хорошую максимальную скорость — 29,5 узлов (54,6 км/ч). Экономические масштабы автономии такие же, как и у гораздо более крупной модернизированной Каги, - 10 000 миль (18 520 км). Дым выводится через два горизонтальных воздуховода, расположенных по правому борту нижнего ангара и загнутых назад.
полётная палуба авианосца имела длину 156,5 м; она соединялась с ангаром двумя авиационными лифтами, причем задний лифт был настолько мал (10,8×8 м), что вскоре обслуживал только самолёты. Складной самолет. Поскольку надстройки нет, мостик расположен в носовой части, в виде стеклянной галереи прямо под полетной палубой. С обеих сторон установлена ​​пара антенных мачт, которые могут опускаться в горизонтальное положение при взлете и посадке.
Чтобы сохранить водоизмещение корабля в установленных пределах, его броня была ограничена минимальной защитой магазина и машинного отделения, по той же причине «Город Драконов» избегал установки крылатых орудий; В то же время он оснащен удивительным для своего размера количеством универсального оружия. Двенадцать 127-мм/40 орудий (идентичных огромному «Акаги») размещались в шести спаренных установках, по три с каждой стороны. Кроме того, учитывая ошибки, допущенные на «Акаги» и «Каге», спонсоны артсистемы были сразу установлены ниже уровня полетной палубы, что обеспечивало максимально возможную дальность стрельбы, а шестиорудийная установка В счетверенной установке была установлена ​​13,2-мм пушка. Отвечал за установку зенитных пулеметов ближнего действия.
Но 24 марта 1934 года произошло событие, серьезно повлиявшее на японское судостроение, — в шторм перевернулся эсминец «Томацуру». Комитет, расследовавший инцидент, пришел к неутешительному выводу, что серьезные проблемы со стабильностью, приведшие к трагедии, возникли не только на эсминце класса «Тидори», которому принадлежал погибший корабль, но и на многих других кораблях Имперского флота. В список кораблей с недостаточной остойчивостью входит «Город драконов». Всего через два месяца после происшествия, 26 мая 1934 года, новый авианосец, простоявший в строю чуть больше года, был отправлен на реконструкцию.
У корабля был усилен киль, добавлены противоторпедные выступы, добавлен балласт. Еще одной мерой по повышению остойчивости стала минимизация веса верхних палуб авианосца, что также сказалось на вооружении корабля. Ryujo лишился двух спаренных 127-мм/40-мм орудий и заменил их двумя спаренными зенитными орудиями 25-мм/60, сэкономив таким образом более 60 тонн «верхнего» веса. Чтобы предотвратить затопление, дымоход приподнят и изогнут вниз.

IJN Ryujo, первые ходовые испытания после модернизации, сентябрь 1934 г

20 августа 1934 года корабль снова был принят в строй, но на этом его приключения не закончились. Год спустя авианосец был поврежден тайфуном, и его пришлось восстанавливать заново. Чтобы уменьшить наводнение, на вершине Города Драконов построили резервуар для воды и изменили форму носовой части, увеличив кривизну носовой рамы. Кроме того, носовую часть полетной палубы скруглили, уменьшив ее длину на два метра. После всех доработок полное водоизмещение корабля увеличилось с 9900 тонн до 12531 тонны.
В целом «Город Драконов» сложно назвать удачной разработкой. Желание охватить просторы – приобрести легкий, быстроходный авианосец с внушительной авиагруппой – привело к созданию корабля весьма сомнительной боевой ценности. Однако проект, конструкция и модификации Рюсэя дали японским кораблестроителям необходимый опыт, который вскоре позволил им построить то, что, возможно, стало вершиной японской школы авианосного строительства.

IJN Рюдзё, 1936 (Современная раскраска)


Рождение нового перспективного проекта авианосца.

Лондонский военно-морской договор 1930 года не позволял освободить Dragon City от общего лимита тоннажа авианосцев, а теперь из «официального» водоизмещения нового корабля вычли 7100 тонн. Поэтому в 1933 году верхний предел новых авианосцев, которые мог построить Императорский флот, составлял 20 100 тонн, и исходя из этой цифры, Генеральный штаб флота принял решение о строительстве двух авианосцев стандартным водоизмещением 10 050 тонн.
Еще одним последствием Лондонского договора стало ограничение валовой вместимости крейсеров, поэтому руководство Имперского флота в очередной раз попыталось убить двух зайцев - первый проект новых кораблей подразумевал не авианосец, а авианосец крейсер, вооруженный 203-мм орудиями и имеющий надлежащую броневую защиту. Иными словами, план строительства кораблей общего назначения может также сократить разрыв в количестве тяжелых крейсеров с США. Эти проекты находились в прямом нарушении Лондонского договора, ограничивавшего максимальный калибр орудий на авианосцах 155 мм, но, несмотря на это, работы по этим проектам продолжались с 1932 по 1934 год.
Первый из них, «Базовый проект № Г-6», по очертаниям был очень похож на первоначальную конфигурацию меньшего «Акаги», с той лишь разницей, что на нем не было дополнительной взлетной палубы, а вместо нее располагались три линейно поднятые двухорудийные башни корабль. На корабле планировалось разместить авиационную группу из 70 самолетов, шесть 203-мм орудий главного калибра, 12 универсальных 127-мм орудий и броневую защиту, аналогичную новейшим тяжелым крейсерам того времени. Кроме того, авианосец имеет максимальную скорость 36 узлов и дальность плавания 10 000 миль. Все они оптимистично рассчитаны на стандартное водоизмещение 12 000 тонн (17 500 тонн при полной загрузке).
В целом проект понравился Генштабу флота, но конструкторам было предложено доработать его по новым, более фантастическим техническим характеристикам. Авиационную группу пришлось увеличить до 100 самолетов, количество пушек общего назначения до 20 плюс «до 40 малокалиберных зенитных орудий», а длина полетной палубы должна была обеспечить не менее половины их численности авиагрупп за один взлетный цикл. При этом водоизмещение корабля также необходимо сократить до половины оставшегося лимита авианосца, составляющего 10 050 тонн. Единственное, чем ради этого готов пожертвовать заказчик, - это башней и 203-мм орудием.
Невозможно точно сказать, что заставило Генеральный штаб флота пересмотреть свои более реалистичные требования. Обычно это связывают с началом ходовых испытаний построенного тогда «Города драконов», наглядно продемонстрировавшего все проблемы, возникающие у корабля с уменьшенным водоизмещением и перегруженной надстройкой и вооружением. Тем не менее технические характеристики изменились, и к концу 1933 года проект «восьмерки» был готов.

Обратите внимание: Как сильно менялась длина Конкорда во время полета?.

Стандартное водоизмещение было увеличено до 14 000 тонн, а артиллерийское вооружение сокращено до пяти 155-мм орудий в двух башнях и шестнадцати (затем двенадцати) 127-мм орудий общего назначения. Авиационная группа была сокращена до исходных 72 самолетов, а броня снижена до уровня «Рюдзё», то есть защита магазинов и силовых отделений сведена к минимуму.
Строительство новых авианосцев по этому плану было включено в «Дополнительный план второго флота» и одобрено японским парламентом 20 марта 1934 года. Были выделены средства в размере 40,2 млн иен, и военно-морской арсенал Куре приступил к изготовлению брони для нового корабля, однако всего через четыре дня произошел вышеупомянутый инцидент с эсминцем «Томокаку». Комплексная проверка, вызванная этим инцидентом, затронула и проект «Большой восьмерки», который также обнаружил серьезные проблемы со стабильностью.
Проект начался с лихорадочного процесса доработок, который требовал максимально возможного уменьшения «верхнего веса» корабля с минимальным влиянием на базовую конструкцию. Авианосец окончательно лишился «крейсерского» вооружения, сократилось количество зенитных орудий и запасы топлива. По тем же причинам было решено отказаться от вертикального дымохода и значительно уменьшить «островную» надстройку. Получившийся новый проект имел индекс G-9, на базе которого был построен один из самых успешных авианосцев Японии.

Эпоха Драконов. "извини».

IJN Сорю, 22 января 1938 г. (Современная раскраска)

Новый авианосец получил название «Сорю», а первый камень в его фундамент был заложен 20 ноября 1934 года на военно-морской верфи Куре. Всего тринадцать месяцев спустя, 23 декабря 1935 года, корабль был спущен на воду и начался долгий процесс достройки. Поскольку на этом этапе проект неоднократно пересматривался, график строительства был сорван, и «Сорью» был принят на вооружение только 29 декабря 1937 года, почти на год позже запланированного.
Еще на стадии утверждения проекта G-9 становится ясно, что суммарное водоизмещение двух построенных по проекту авианосцев не может уложиться в остающийся лимит Японии в 22 100 тонн. Когда началось строительство, было принято политическое решение о выходе из системы морских договоров, но срок действия подписанного Лондонского договора истек только 31 декабря 1936 года, и японские власти снова использовали «официальную» форму тоннаж. (Например, «официальное» стандартное водоизмещение «тяжелых легких крейсеров» типа «Могами» постройки 1931-34 годов было заявлено в 8500 тонн, несмотря на его проектное водоизмещение в 9500 тонн). «Сорю» имел стандартное водоизмещение 10 050 тонн и был включен во все справочники того времени, хотя фактическое водоизмещение нового авианосца было в полтора раза больше – 15 900 тонн стандартного водоизмещения и 19 800 тонн полной загрузки.
Очертания «Сорю» были заимствованы из «Базового проекта C-37» (крейсер типа «Могами») и увеличены в масштабе. Длина — 227,5 м, ширина — 21,3 м, силовая установка точно такая же, как на крейсерах типа «Могами». Восемь котлов и четыре турбины вырабатывают максимальную мощность 152 000 л.с., что в сочетании с соотношением сторон 10,4:1 обеспечивает авианосцу впечатляющую максимальную скорость в 34,9 узла (64,6 км/ч), что быстрее, чем даже у Могами. Еще быстрее, его водоизмещение сократилось на 40%. В результате «Сорю» стал самым быстрым авианосцем того времени. Запас топлива обеспечивает кораблю экономичный запас хода в 7680 миль (14200 км). Дым выводился через два одинаковых по размеру воздуховода, расположенные по правому борту, изогнутые вниз и в корму и оборудованные системой охлаждения дыма — конструкция, которая стала стандартной на большинстве более поздних японских авианосцев.
Корабль оборудован двухэтажным ангаром, нижний уровень которого встроен в корпус, что значительно уменьшает высоту надводной части авианосца и повышает остойчивость. Ангар «Сорю» вмещает до 72 автомобилей, включая 9 запасных. Полетная палуба длиной 216,9 метра и шириной 26 метров (посередине) соединена с ангаром тремя авиационными лифтами. Сама палуба оборудована девятью новейшими авиационными органайзерами Type 4, а также четырьмя аварийными барьерами. Перед правой воронкой имеется небольшая надстройка, по бокам от хвостового оперения имеется по паре антенных мачт, которые могут опускаться в горизонтальное положение при взлете и посадке.
Авианосец имеет очень мало брони, хотя и не такой слабой, как Dragon City - склад боеприпасов и склады авиационного бензина защищены вертикальной бронёй толщиной до 140 мм, моторное отделение - бронёй толщиной до 40 мм, горизонтальная броня эти области составляют 40 и 25 мм. Как уже говорилось, класс «Сорю» не имеет орудий крылатого калибра, его артиллерийское вооружение состоит из двенадцати универсальных орудий калибра 127 мм/40 в спаренных установках, по три с каждого борта. За противовоздушную оборону ближнего действия отвечают четырнадцать спаренных 25-мм/60-мм зенитных орудий: три на носу, пять на правом борту и шесть на левом борту. «Сорю» был первым японским кораблем, оснащенным новейшими на тот момент универсальными системами управления огнем «Тип 94» (по одной на каждом борту.
Из-за чрезвычайных изменений в проекте, в том числе при его постройке, эта в целом удачная лодка не была лишена некоторых недостатков, но это не помешало ей пережить всю свою недолгую карьеру без каких-либо серьезных модернизаций. Большая часть этих недостатков была учтена при проектировании и строительстве следующего «Дракона».

На пути к совершенству. «Летящий поток».

Японский летающий дракон

Хотя «Сорю» и последующий «Хирю» обычно относят к одному и тому же типу авианосца, последний строился не под одним номером проекта G-9, а его модифицированной версией с индексным номером G-9. Г-10. Новый проект не только исправил недостатки предыдущего проекта, но и учел накопленный в то время практический опыт эксплуатации авианосцев, а также новые идеи в области применения палубной авиации.
Первый камень в фундамент «Хирю» был заложен 3 июля 1936 года на военно-морской верфи Йокосука. Хотя японское правительство официально заявило 29 декабря 1934 года, что не намерено ни заключать новое соглашение об ограничении военно-морских вооружений, ни продлевать существующее соглашение, до истечения срока действия подписанного Лондонского военно-морского договора 1930 года оставалось еще шесть месяцев. Поэтому, как и в случае с «Сорю», «официальное» водоизмещение нового авианосца было заявлено в столь же заниженные 10 050 тонн, хотя фактическое водоизмещение было значительно выше, достигнув стандартного водоизмещения 17 300 тонн и полного водоизмещения. 21 887 тонн. Шестнадцать месяцев спустя, 16 ноября 1937 года, корабль был спущен на воду, а 5 июля 1939 года в состав флота вошел четвёртый японский авианосец специальной постройки.
Корпус корабля усилен и его главное внешнее отличие состоит в том, что носовая часть построена на одной палубе, как и на «Рюдзё», это сделано также для уменьшения попадания воды по опыту японских верфей на «Рюдзё», носовая часть; конец ангара круглый. Кроме того, ширина корпуса была увеличена на один метр и соотношение стало 10:1, но на скоростных характеристиках это не отразилось. Несмотря на разницу в водоизмещении в 2000 тонн, максимальная скорость «Хирю» была всего на 0,3 узла ниже, чем у «Сорю», или 34,6 узла (64 км/ч). Экономический запас хода почти такой же, как у Soryu, — 7670 миль (14200 километров).
Длина полетной палубы осталась прежней, но средняя часть расширена на один метр. Сама палуба оборудована таким же количеством пневматических устройств, аварийных барьеров и авиационных подъемников; основные отличия от «Сорью» — изменение формы носовой части и увеличение размеров кормовой подъемной силы; Еще одним важным отличием является расположение «островной» надстройки по левому борту. Завершение строительства корабля совпало с модернизацией «Акаги», а на «Хирю» тоже решили попытаться разнести источники турбулентности над полетной палубой (дымоход и надстройку) по разным сторонам, компенсируя при этом вес дымохода.
Броня корабля была немного усилена. Количество орудий общего назначения и систем управления огнем такое же, как у «Сорю», а ЗРК малой дальности имеет пять дополнительных стволов. Общее количество зенитных артиллерийских установок калибра 25 мм/60 сократилось с четырнадцати до двенадцати, но девять из них были заменены вновь принятыми на вооружение встроенными установками.
Хотя строительство «средних» авианосцев было в основном мерой, вынужденной контрактными ограничениями по тоннажу, японским конструкторам удалось построить лучшие в мире корабли этого подкласса («средние» авианосцы других флотов этого подфлота) периода включали американский Ranger и Wasp, а позже британские Unicorn и Colossus), добившись оптимального сочетания скорости, размера авиагруппы и количества зенитных средств. Еще одним важным показателем является соотношение эффективности и цены, поэтому неудивительно, что проект «Хирю» впоследствии был использован для серийного строительства авианосцев в условиях военного времени и ограниченных ресурсов – типа «Унрю» и «Икома». Планировалось построить 15 таких кораблей, 6 из которых уже строились, но до конца войны успешно вступили в строй только 3 авианосца типа «Юньлун…

IJN Unryu, построенный по современному дизайну Hiryu, две фотографии

продолжение следует…

Это комната + несколько серий

Военная техника, военная история, корабль, эсминец, вооружение, длинная колонна, Япония 11

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Авианосцы Японии. Часть вторая. Время Драконов.