Примерно в 280 световых годах от Земли находится звезда, которая всего в четыре раза больше Юпитера. И все же вокруг него вращается планета, и довольно большая. Это противоречит современным моделям образования газовых гигантов.

Недавно открытый мир TOI 5205b был назван учеными «запретной планетой». Почему? Он размером с Юпитер и вращается вокруг звезды, в четыре раза превышающей его размер. Наблюдения, сделанные спутником для исследования транзитных экзопланет (TESS), ставят под сомнение то, что мы знаем о газовых гигантах.

За открытие отвечает группа исследователей из Университета Карнеги-Меллона во главе с доктором Шубхамом Канодиа. Подробности нового мира сообщаются в The Astronomical Journal .

Звезда-хозяин — TOI-5205 — всего в четыре раза больше Юпитера, но каким-то образом сумела сформировать планету размером с Юпитер, что довольно удивительно! Доктор Шубхам Канодиа

Экзопланета TOI 5205b вращается вокруг красного карлика (M-карлика) TOI 5205, что составляет около 40 процентов. Размер и масса Солнца и температура поверхности около 3127 o C (по сравнению с 5527 o C у нашей звезды). Это нормально, потому что карлики М из-за своего размера обычно в два раза холоднее Солнца и краснее, потому что живут дольше.

Обратите внимание: Астрономы в недоумении: голубая гигантская звезда исчезла, не оставив следа.

Хотя экзопланеты обычно вращаются вокруг них, газовые гиганты встречаются редко.

На сегодняшний день не обнаружено ни одного газового гиганта, обращающегося вокруг карликовой звезды класса М на такой низкой орбите, как TOI 5205. Ученые сравнили TOI 5205b с горошиной, вращающейся вокруг лимона — в случае Юпитера, вращающегося вокруг Солнца, горошина — грейпфрутовая система достаточно. По этой причине TOI 5205b, проходящий перед основными звездными блоками, блокирует около 7 процентов света, что делает его одним из крупнейших известных транзитов в истории.

Планета TOI 5205b на орбите вокруг TOI 5205 (левая система) и, для сравнения, Юпитер на орбите вокруг Солнца (правая система) /Фото.Карнеги

Существование планеты разрушает существующие модели формирования планет. Проще говоря: звезды формируются из гигантских облаков газа и пыли, а материал, оставшийся от процесса звездообразования, становится вращающимся диском, из которого рождаются планеты.

Существование TOI-5205b расширяет наше понимание дисков, на которых рождаются эти планеты. Начнем с того, что если в диске недостаточно каменистого материала для формирования начального ядра, газовый гигант не может образоваться. Наконец, если диск испарится до того, как сформируется массивное ядро, газовый гигант не может образоваться. Тем не менее, TOI-5205b был произведен, несмотря на эти защитные барьеры. Основываясь на нашем нынешнем понимании формирования планет, TOI-5205b не должен существовать. Доктор Шубхам Канодиа

Эта аномалия пока не может быть объяснена. На экзопланету уже нацелился космический телескоп Джеймса Уэбба, который определит, есть ли у TOI 5205b атмосфера и есть ли еще такие планеты во Вселенной. К счастью, ее глубокий проход делает экзопланету чрезвычайно полезной для наблюдения.

Источник статьи: Примерно в 280 световых годах от Земли находится звезда, которая всего в четыре раза больше Юпитера.