Где поселиться на Марсе? Китайские планетологи ищут подходящее место для базы

Если бы на Марсе были города.

Для будущих пилотируемых экспедиций на Марс необходимо заранее подобрать место базы, в котором можно обеспечить достаточную защиту от космического излучения. Атмосфера Марса по сравнению с земной практически не защищает от радиации, и на разных участках её толщина существенно различается. Астрофизики промоделировали взаимодействие космического излучения с марсианской атмосферой и породами на поверхности и выяснили, какие области планеты будут более благоприятными для станции и какой минимальный слой реголита необходим для защиты марсианских жителей.

В следующее десятилетие и NASA, и космическое агентство Китая (CNSA) планируют пилотируемые экспедиции к Марсу. Если эти планы вообще удастся реализовать, то космические корабли с экипажем можно будет посылать только в определённое время: в 2033, 2035, 2037 и т.д. годах — с интервалом 26 месяцев между последовательными «окнами запуска», когда Марс и Земля находятся в нужной конфигурации на орбитах друг по отношению к другу. Долгосрочная цель таких программ — обустроить станцию на Марсе, которая станет хабом для приёма следующих экипажей. Сложно пока судить, насколько эти планы удастся реализовать, но, скажем, Китай уже заявил о том, что он намерен строить на Марсе постоянную базу.

Атмосферное давление на разных участках Марса. Можно заметить, что схема в целом повторяет высотный профиль марсианского рельефа. JGR: Planets 127, e2021JE007157 (2022).

Посылка экипажа в полёт на Марс длительностью от шести до девяти месяцев в один конец требует решения слишком большого количества задач — настолько, что эту идею многие считают принципиально нереализуемой на сегодняшнем уровне технологии. Одна из таких задач — обеспечение защиты от радиации и космического излучения во время перелёта и на марсианской базе. На Земле приемлемую для нашего существования защиту обеспечивает плотная атмосфера и магнитное поле. На Марсе магнитное поле отсутствует, а атмосфера достаточно условна — атмосферное давление вблизи поверхности составляет меньше процента от земного.

Тем не менее рельеф Марса имеет гораздо большие перепады высот по сравнению с Землёй. Гора Олимпус, самый крупный вулкан в Солнечной системе, возвышается на 30 километров — в три раза выше самой высокой точки на Земле. На вершине Олимпуса атмосферное давление составляет всего 80 Па. В то же время дно каньонов Valles Marineris, а также самая глубокая точка Марса — огромный ударный кратер Равнина Эллада — лежат настолько глубоко, что атмосферное давление в этих местах предполагается равным 1,2 кПа, или в два раза выше среднего давления на поверхности 0,6 кПа (напомним, что «земное» атмосферное давление вблизи поверхности, то есть одна атмосфера — это 100 кПа).

Обратите внимание: Что там, на Марсе? 04.08.21 Curiosity захромал.

Поэтому разные точки Марса неэквивалентны даже с точки зрения какой-никакой, но защиты со стороны марсианской атмосферы.

Планетологи из Научно-технического университета Китая (USTC) промоделировали влияние атмосферы на разных участках Марса на уровень излучения на поверхности, а также исследовали, насколько хорошо излучение поглощается на различных глубинах под слоем реголита. […]

Моделирование каскадов вторичных частиц при торможении космического излучения в атмосфере и верхнем слое грунта. JGR: Planets 125, e2019JE006246 (2020).

Для калибровки подобных расчётов у планетологов в распоряжении есть данные марсохода Curiosity, который с 2012 года работает в кратере Гейл и замеряет как атмосферное давление (толщину атмосферы), так и уровень радиации возле поверхности.

[…]

Чем выше атмосферное давление на уровне поверхности планеты, тем эффективнее атмосфера поглощает космическое излучение. Но только слоя атмосферы для обеспечения даже минимальной защиты ещё недостаточно — необходимо использовать дополнительную защиту: или в виде искусственных укрытий, или строить помещения на глубине под слоем реголита. Однако такая защита может оказаться неудачным решением: покрытие из твёрдого материала задержит поток космических лучей — высокоэнергетичных заряженных частиц, но вместо этого породит каскады вторичных частиц, среди которых — поток нейтронов, который, наоборот, существенно увеличит дозу облучения астронавтов на такой базе. Каскады, или «ливни» вторичного излучения — характерный побочный продукт действия космической радиации. По ним на детекторах на Земле как раз и обнаруживают первичные высокоэнергетичные частицы, прилетевшие из космоса, но в данном случае для марсианских обитателей это станет дополнительным неблагоприятным фактором облучения.

Каскады вторичных высокоэнергетичных частиц при поглощении космического излучения земной атмосферой.

Так, оказывается, что максимум потока нейтронов и, соответственно, пик эффективной дозы облучения приходится на глубину около 30 см под поверхностью — то есть если обустраивать на Марсе землянку, необходимо будет сразу закапываться глубже (или, парадоксально — не закапываться вообще). Для моделирования необходимой толщины защитного слоя можно задаться физиологически оправданным пороговым значением эквивалентной дозы и рассчитать необходимую толщину слоя реголита в различных точках Марса. Условная пороговая доза 100 мЗв (миллизиверт) в год означает, что толщина защитного слоя реголита должна быть от 1 до 1,6 м. Для сравнения: эквивалентная максимальная годовая доза для населения в законодательстве разных стран принимается около 1 мЗв; 50 мЗв в год — это предельная доза для работников атомных электростанций (конкретно это значение установлено законодательством Канады, но в других странах эти параметры похожи).

Итак, наилучшие места для марсианской базы — в районах с понижениями рельефа и на глубине около полутора метров под поверхностью. Лучше всего для подходит северное полушарие планеты, как раз представляющее глобальную низину. Также неплохой вариант — система каньонов Valles Marineris на экваторе. Кроме дополнительной защиты за счёт более высокого атмосферного давления, районы интересны залежами водяного льда под поверхностью. Помимо того, что это неглубоко залегающий ценный ресурс, повышенное содержание водорода обеспечит дополнительную защиту от нейтронного излучения (вода — хороший замедлитель нейтронов, это её качество используется и в ядерных реакторах).

Марсианская подземная колония глазами художника.

Если марсианские экспедиции действительно осуществятся согласно планам, первые астронавты должны прибыть на Марс примерно через десять лет. Перелёт займёт от шести до девяти месяцев (если к тому времени кардинально не усовершенствуются ракетные технологии), а длительность «вахты» на Марсе составит до 18 месяцев, то есть до наступления следующего окна запуска. Итого в условиях опасного радиационного фона участникам экспедиции придётся провести до трёх лет. Пока неизвестно, насколько реально такое предприятие в принципе, но в любом случае важно не прогадать с выбором места жительства на полтора года.

Автор —Сергей Шапиро, XX2 ВЕК.

Источники: https://www.universetoday.com/155655/which-parts-of-mars-are-the-safest-from-cosmic-radiation, https://eos.org/editor-highlights/life-on-mars-estimating-radiation-risks-for-martian-astronauts, https://agupubs.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1029/2021JE007157, https://agupubs.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1029/2019JE006246

#астрономия #астрофизика #марс #космическиелучи #биозащита

Источник статьи: Где поселиться на Марсе? Китайские планетологи ищут подходящее место для базы.