Lviii. Падение небесных тел

Сколь часто пламенный след, озаривший небеса, громом сотрясая землю, привносил в мир наш что-то чужеродное? — бывало такое не раз. Случалось и в былом человечества.

Тела, достигшие поверхности Земли — #метеориты — разделяются сутью своей на железные (сидериты) и каменные (аэролиты).
Метеоритное железо богато никелем и от того сейчас его легко отличить от земного (теллурического) железа, взяв пробу на никель.
Каменные же метеориты можно подразделить на на содержащие в нутре своем маленькие круглые шарики эксцентрично-радиального строения и на не содержащие их. Такие образования, называемые "хондрами", неизвестны в земных породах, что делает их верным признаком внеземного происхождения каменистого тела.
Особняком стоят, т.н. стеклянные метеориты: тектиты — занимающие некое промежуточное положение между земными породами и метеоритами. В своей основе павшие небесные тела содержат известные на земле никелистое железо, оливин, ромбический пироксен, моноклинный пироксен, плагиоклаз. Также, при изучении их строения оказалось, что они образовывались в отсутствии воды и воздуха и в условиях слабого притяжения, а также, что никакая биохимическая деятельность не принимала участия в образовании метеоритов. Кроме того было обнаружено, что метеориты стремительно закристаллизовались, но при этом в них весьма часто наблюдаются включения позднейшего смешения различных сплавов, следы столкновения с иными телами и т. д.

Несется #Земля наша с огромной скоростью, вращаясь, вокруг Солнца вот уже более четырёх с половиной миллиардов лет. Но космическое пространство — не совершенная пустошь, тем более, если мы говорим о пространствах вокруг звёзд.

Обратите внимание: Астрономы озадачены резким падением температуры в атмосфере Нептуна.

Множество тел притягиваются большими, и извечно переплетают кружевом своих движений просторы окрестные. За день свой наша Земля не раз получала отметины на своих боках от премногих столкновений, некоторые из которых были способны уничтожить почти всё живое на нашем шаре. Огромные древние ударные кратеры испещряют поверхность Земли, образуя собою кольцевые взгорья, обширные заливы или впадины на дне морей.
Выпали и на веку людском столкновения Земли с небесными телами. К счастью же рода человеческого, те удары наносились лишь относительно небольшими метеоритами.

Подавляющее же количество небесных тел и вовсе сгорает в земной атмосфере, нагреваясь, входя на огромных скоростях, о плотные слои воздушных масс, оставляя после себя лишь яркий исчезающий след, словно в темноте чиркнувшей спички — и всё.

Наложение расчёта разлёта осколков метеорита на современную местность

Но были на людском веку и тела, падение которых оставляли впечатляющие воронки на поверхности Земли. Самым выразительным, но далеко не самым большим из таковых является, пожалуй, кратер озера #Каали , возникший в итоге падения крупного осколка метеорита на остров #Сааремаа в Прибалтике. Нет точного мнения относительно времени его падения, но уверенно можно считать лишь одно: ко времени падения сего метеорита, повлекшего разрушения сопоставимые с воздействием от ядерного взрыва, остров уже был заселён людьми. Предполагается, что большое небесное тело разрушилось в воздухе на высоте примерно 5 — 10 километров на несколько частей и пало на землю зарядом осколков, образовавших восемь кратеров, крупнейший из которых обратился в последствии в озерцо. Образовавшаяся воронка превышает в охвате сотню метров, а глубина его достигает 22 метра.

Главный ударный кратер заполненный водами — озерцо Каали

Безусловно бывают кратеры и больших, и меньших размеров, но всегда их размеры находятся в известном соотношении с их глубиной. Однако, при известном стечении обстоятельств (угол падения, скорость, строение, плотность тела и участка соприкосновения) ширина и глубина ударной воронки может выражаться и в иных соотношениях.
Порою, в различных кругах возникают вопросы: "могут ли небесные тела принести с собою что-либо кроме разрушений?" На эти вопросы нет однозначного ответа, но обнаруженный в Антарктиде в 1984 году, метеорит Allan Hills 84001 при тщательном изучении породил в общественности шумные волнения: "на Марсе была жизнь!"

Общий вид антарктического метеорита Allan Hills 84001 (кубик на своих гранях несёт указание о первоначальном положении метеорита при его обнаружении)

Всё дело в том, что было установлено: данное тело имеет однозначно марсианское происхождение, отколовшись от поверхности Марса в древние времена под воздействием чудовищного столкновения Марса с иным небесным телом. Оказавшись же в космическом пространстве, спустя многое время этот осколок красной планеты в итоге попал в область притяжения Земли и рухнул на поверхность ее.

Те самые предполагаемые следы окаменелостей пресловутых магнитотактических бактерий на метеорите Allan Hills 84001 под электронным микроскопом

Исследование метеорита выявило на его поверхности мельчайшие следы окаменелостей, очень похожие на т.н. "магнитотактические бактерии", которые по мнению учёных, могли бы свидетельствовать о существовании жизни на Марсе в те бесконечно древние времена, когда на нём шумели моря.

#cka3ka cka3ok #солнечная система #астрономия #космос #марс #планеты солнечной системы

Источник статьи: Lviii. Падение небесных тел.