Когда камеру вернувшегося лунного зонда Surveyor 3 миссии «Аполлон-12» разобрали для измерения радиации, в ее элементах были обнаружены бактерии. Оказалось, что это не инопланетные элементы, а земные бактерии. Ранее они попали в оборудование и прожили на Луне два года.

Surveyor 3 на Луне

В целом некоторые микроорганизмы могут выживать до 45 лет, несмотря на вакуум, экстремальные колебания температуры и высокую радиационную нагрузку в космосе, как показал недавний эксперимент на Международной космической станции. Это было доказано с помощью особо стойких бактерий рода Deinococcus, которые, в отличие от человека, могут выдерживать 3000-кратное гамма-излучение.

Искусственное загрязнение

Необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы чужие планеты не загрязнялись земными микроорганизмами в ходе космических миссий. Потому что, по словам директора Австрийского космического центра Гернота Грёмера, данные исследований могут быть просто фальсифицированы из-за загрязнения.

«С научной точки зрения мы провалим миссию стоимостью $100 млрд, если возьмем образцы почвы из, например, поверхности Марса и исследуем их на наличие признаков жизни — а они будут заражены земными микроорганизмами», — рассказывает он СМИ.

Чтобы постоянно поддерживать низкий риск загрязнения, была разработана программа «искусственного загрязнения». Эта флуоресцентная микроскопия является одним из наиболее многообещающих методов, используемых во всем мире.

«Мы можем пропитывать или покрывать поверхности, к которым прикасаемся образцами почвы, различными частицами и химическими веществами, чтобы они становились видимыми в флуоресцентном свете. Если мы находим эти частицы в образце породы, мы знаем, что загрязнили его», — объясняет исследователь.

Метод также подходит, в том числе, для посадочных платформ для пилотируемых миссий, которые должны весить от 70 до 80 тонн. С другой стороны, более мелкие зонды и роботы собираются в чистых помещениях людьми в специальной одежде и стерилизуются в соответствии со строгими правилами перед тем, как взлететь. То есть они не нуждаются в соответствующей обработке.

Астронавты переносят бактерии в космос

Микроорганизмы могут происходить от самих людей. В организме человека столько же бактерий, сколько и клеток. При искусственном загрязнении сразу видно, является ли находка инопланетной жизнью или клетками человеческой кожи.

Процесс подлежит дальнейшему совершенствованию в сотрудничестве с Европейским космическим агентством.

Каталог бактерий

Но другие меры также обеспечивают правильность данных исследования.

Обратите внимание: Пилотируемые миссии на Марс: как безопасно добраться до Красной планеты и вернуться обратно.

В течение нескольких лет ученые составляли каталог бактерий, которые перемещаются с человеком. Так что уже известно, какие из них астронавт перенесет в космос.

Хотя циклы мутаций бактерий меняются во время миссии из-за радиации, изменения невелики, когда эти элементы приземляются на соответствующую планету. Поэтому их можно было легко идентифицировать.

Исследование и разработка таких процедур, как правило, является молодой областью. По словам Грёмера, сегодня на Марсе находится около девяти тонн оборудования, половина из которого не стерилизована. Это не было проблемой в 1970-х. Тем не менее риск заражения маловероятен:

«Окружающая среда на Марсе опасна для жизни большинства форм жизни с Земли — Красная планета высокотоксична почти для всех земных бактерий, так что через несколько минут они будут мертвы».
Около четырёх тонн оборудования на Марсе не стерилизована

Устойчивые бактерии

Лишь немногие чрезвычайно устойчивые бактерии будут чувствовать себя на чужой планете комфортно. Например, бактерии с ледяного щита Гренландии или те, которые живут в охлаждающей воде ядерных реакторов.

«Эти бактерии могли бы выжить на Марсе, но они не очень распространены. Так что риск управляем», — заверил Грёмер.

И наоборот, требуется большая осторожность, когда образцы прибывают на Землю с других планет. Например, образцы горных пород с Марса, собранные марсоходом НАСА Perseverance, появятся на Земле в контейнере не раньше 2026 года. В отличие от нашей планеты, где можно найти разнообразную экосистему, внеземные экосистемы более однообразны и, следовательно, более деликатны.

Поэтому открытие контейнера происходит в контролируемых условиях в закрытом чистом помещении.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь, делитесь своими впечатлениями в комментариях.

Земные микроорганизмы в космосе. Как чужие планеты до сих пор остаются защищенными от зараженияИнтересные факты о солнце. Особенности которые вы могли не знатьOne Planet2 дня назад

#наука #наука и образование #астрономия #космос #бактерии #физика

Источник статьи: Земные микроорганизмы в космосе. Как чужие планеты до сих пор остаются защищенными от заражения.