Почему рабочие не любили священников в Российской империи

В предыдущей статье я писал о том, почему крестьяне в Российской империи не любили священников. Рабочие фабрик составляют 2% населения страны. Это молодой социальный класс, возникший после промышленной революции во второй половине XIX века. Пролетариат в основном состоит из крестьян. Каковы их отношения с церковью и пастором?

Антирелигиозный советский плакат.

С начала 1890-х годов недоверие рабочих фабрик к духовенству стало широко распространенным явлением. Религиозные конференции в большинстве промышленных районов сообщают, что рабочие избегают церкви и ритуальной жизни. В отчете 1893 года отмечалось, что пролетариат равнодушен к церковной жизни, к посещению исповеди и причастия и даже к соблюдению церковных праздников.

В сообщениях Уральской и Екатеринославской епархий говорится, что рабочие заводов и портов стесняются просить благословения у священников, не считают нарушение поста грехом, безразличны к церковной жизни и не слушают проповедей священников.

Командир отдельной жандармерии Петр Святополк-Мирский писал в 1901 году:

«За последние 3–4 года хороший русский человек превратился в некое подобие полуграмотной интеллигенции, которая считает своим долгом отрицать религию и семью, игнорировать закон, не подчиняться властям и высмеивать их. К счастью, на заводах еще есть несколько таких молодых людей, но это меньшинство.. ведет за собой остальных ленивых рабочих». (ММ Атеизм русских рабочих (1870-1905))

Петр Святополк-Мирский

В конце XIX века среди рабочих была популярна песня «История о попе и черте», написанная неизвестным автором. Люди без смущения пели эту песню на улицах и даже возле полицейских участков:

«В церкви, полной золота,
Перед разъяренной толпой
Проповедь с кафедры
Священник в парчовых одеждах.

Истощенный, худой
Есть лица прихожан,
Их руки покрыты мозолями…
У священника был гладкий, румяный цвет лица.

брат! - Он призвал людей
Вы восстаете против властей;
Ты всегда жалуешься на Бога,
Какая ужасная у тебя жизнь!

Дьявол искушает
Ваше преступное поведение,
Он заманивает тебя в свою сеть,
И тогда его душа упокоится с миром.

Вот почему, когда ты умираешь,
Вы будете вознаграждены по своим делам;
Ты попадешь в огонь ада
Общество движется в ад".

Антирелигиозные советские плакаты

Эта сатирическая песня показывает, что рабочие считали церковь защитницей несправедливого общественного порядка. В то время рабочие работали более 11 часов в день, получали низкую заработную плату и часто подвергались штрафам. Однако духовенство не заботилось о собственном статусе — что еще важнее, оно оправдывало действия правящего класса, сохраняя при этом свое собственное привилегированное положение.

Похожий образ нарисован в романе Льва Толстого «Воскресение», где он рисует образ фабричного рабочего Маркела Кондратьева:

«Его отношение к религии было столь же негативным, как и его отношение к существующей экономической системе. Он осознавал абсурдность религии, в которой он был воспитан, и боролся за то, чтобы порвать с ней, сначала с ужасом, потом с радостью, как будто желая отомстить за обман, которому подверглись он и его предки, и неустанно и злобно высмеивал священников и религиозные догматы".

Юридическая фирма Толстой

Все политические группы рассматривают трудящихся как живую силу для продвижения и реализации политических идей. Ленин призывал рабочих следовать марксизму, новому «евангелию», которое должно было заменить старое христианство.

Премьер-министр Сергей Витте отреагировал на социалистическую агитацию, призвав царское правительство перехватить инициативу:

«Рабочие попадают в руки революционеров, различных социалистических и анархических организаций, потому что революционеры на их стороне, проповедуют различные теории и обещают им различные выгоды. Как мы можем бороться с этим? Это очень просто. Мы должны делать то, что делают революционеры, то есть мы должны организовывать различные полицейские рабочие организации и защищать или, что самое главное, кричать о защите интересов рабочих. Организовывать различные общества, собрания, лекции, проповеди, собрания по сбору средств и т д."

Святой Витус

Царское правительство при поддержке отца Георгия Гапона и протоиерея-философа Орназского развернуло рабочее движение в рамках «полицейского социализма» (зубатовщины).

Социалистическая проповедь Гапона оказала значительное влияние на рабочих Петербурга. К 1905 году его движение выросло до 10 000 человек. Но все закончилось 9 января того же года, когда рабочие двинулись к Зимнему дворцу с иконами и хоругвями.

Обратите внимание: Почему НАТО захотели свой Т-80БВМ.

По показаниям Витте, Габон знал о планируемой казни. Событие вошло в историю как «Кровавое воскресенье".

Кровавое воскресенье

Архиепископ Вениамин (Феченков), который в то время был семинаристом, написал об этом инциденте следующее:

«Я, монархист-идеолог, вместо того чтобы радоваться победе правительства, почувствовал скорбь: отец народа должен был принять свое дитя, что бы ни случилось потом... И вот они пришли с иконами и флагами... Нет, нет, я не верил, я не хотел этого. Хотя я, безусловно, продолжал быть верным царю и монархии, очарование царем исчезло. Говорят: идол повержен, но остается идолом. Нет, если он падет, то он уже не идол. Исчезла вера в силу царя и в эту систему. Генерал Трепов расклеил по столице длинные плакаты с призывом: «Не жалейте пуль! «Но тщетно. Это показывает страх правительства и, более того, разрыв между правительством и массами, что крайне ужасно». (Севастьянов А. Двести лет русской интеллигенции // Наука и жизнь. 1991. Вып. 3.)

Вениамин (Феченков)

Анатолий Луначарский передал настроение того времени в стихотворении, написанном в 1905 году:

«Мы не будем нести иконы,
Мы не выбираем портреты,
Бомбы, оружие, взрывчатка
Вы получите много ответов.
Никаких баннеров сверху
Золотая Ива
Мы будем высоко держать красный флаг,
Наше великое боевое знамя…
Мы не умеем петь гимны,
Давайте споем Марсельезу:
Мы его поймаем!".

А.В. Луначарский

В докладе Конференции по вопросам религии 1905–1907 годов социалистические идеи рабочих были охарактеризованы как религия будущего:

«Идеал счастливой жизни по вышеизложенным принципам, как его рисовали социалистические пропагандисты, был настолько привлекателен для молодежи, что социализм стали называть религией будущего. Желание скорейшего установления социализма использовалось также для оправдания применения насилия для разрушения существующего строя, который якобы основывался на капитале и собственности» (Гиппиус-Мережковская З.Н. Дмитрий Мережковский // Литературные проблемы. 1990. № 5.)

О своем разочаровании церковью и социалистическими устремлениями писали не только священники столицы. В 1906 году епископ Питирим писал о разочаровании рабочих духовенством:

«Счастливые времена, когда любой прихожанин считал себя вправе делать что угодно без совета и благословения своего пастыря, прошли, и духовенство оказалось в положении пастырей, которые не идут впереди стада, а гонятся за ним сзади». (Медик. Откровенные беседы о складе ума современного интеллектуала // The Missionary Review. 1902. № 5.)

Таким образом, в конце XIX — начале XX века фермеры и рабочие фабрик утратили веру не только в духовенство, но и в Церковь как институт, способствующий «спасению душ». Видимо, неприязнь к духовенству не является всеобщей. Люди продолжали посещать церковные праздники, ходить на службы и причащаться, но к тому времени их число достигло таких размеров, что купола церквей были снесены, иконы вывезены, церковь юридически маргинализирована как социальный институт, а большевики прибегли к другим методам борьбы с церковью.

https://dzen.ru/a/Z-OQYhRrRhxoQtxm

Религия политика церковь Россия Российская Империя вера православные русские христианство атеизм Яндекс Дзен (ссылка) длинный текст история России история (наука) марксизм Ленин коммунизм социализм левый 15

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Почему рабочие не любили священников в Российской империи.