Нерон не поджигал город, Спартака не распинали, Коммод не убивал отца: как кинематограф врёт нам о Древнем Риме?

В качестве примера возьмем Коммода. Итак, вы видели «Гладиатора» Ридли Скотта? Итак: Коммод не убивал своего отца, римского императора Марка Аврелия. Он не стал бы лишать любимого военачальника ни власти, ни наследства. Вопреки распространенному мнению, Нерон не поджигал Рим и вряд ли винил в этом христиан. И, пока он окончательно не сошел с ума, он был вполне эффективным правителем. А Спартак? Кто знает, может быть, он вообще не был фракийцем и не умер на кресте? Так можем ли мы поверить тому, что видим в фильмах о Древнем Риме? Получается, что для «кинорежиссера» самое главное — одеть героя в халат и сандалии, а все остальное не имеет значения?

Возьмем, к примеру, довольно известный фильм 2004 года «Троя» режиссера Вольфганга Петерсена. Ну, Ахиллеса играет тот же парень, Брэд Питт, который специально тренировался для этой роли. Критики посчитали, что фильм далек от духа Гомера. Это правда – в поэме нет ни богов, ни большинства героев. Даже сам Ахиллес умирает иначе, чем Гомер. Однако в своем скептицизме вы можете пойти еще дальше и задать кощунственный вопрос: насколько достоверно повествование самого Гомера?

Хотя некоторые твердо верят в подлинность эпоса Гомера, в этом трудно быть уверенным. Это был Генрих Шлиман (1822-1890), немецкий предприниматель, который, разбогатев, бросил свое дело и посвятил себя поискам следов героического прошлого греков и троянцев. Шлиман проводил раскопки на территории современной Турции в поисках легендарной Трои, дома героев и арены эпических сражений. Он нашел его на горе Гиссарлык (что переводится как «место крепости»). Вернее, он обнаружил целых девять перекрывающихся друг с другом городов разных эпох, причем самые старые датируются периодом с 2929 по 2450 годы т е до последнего, относящегося к византийской эпохе (тринадцатый-четырнадцатый век нашей эры.).

По современной теории, так называемая Троя VIIа («та самая» Троя) была уничтожена страшным пожаром около 1200 г до н э е. Пожар мог быть результатом военного конфликта, описанного в «Илиаде». Но анализ оружия и военной тактики, описанных в стихотворении, показывает, что они принадлежат разным эпохам. Таким образом, хотя военный конфликт между греками и троянцами действительно мог иметь место, он мог сильно отличаться от того, что описывает Гомер. Конфликты могут быть вызваны торгово-экономическими интересами, что часто случается – например, контроль над жизненно важным торговым маршрутом. А красивая история любви Елены и Париса – не более чем литературный вымысел. Не говоря уже о постоянных конфликтах между богами.

между прочим, до сих пор ведутся споры о том, был ли автором этих стихотворений Гомер или же имя представляет собой собирательный образ нескольких древнегреческих поэтов-сказителей. В конце концов, мы не можем быть уверены, были ли «Илиада» и «Одиссея» написаны одним человеком или это были сборники рассказов, написанных разными авторами. Предание гласит, что автором этих двух стихотворений был слепой странствующий певец восьмого века до нашей эры э. Он составил 15 693 стиха, основанные на устной традиции, повествующие о войне, произошедшей за пять столетий до его рождения. Итак, если мы даже не уверены, насколько надежным был сам Гомер, можно ли обвинять создателей фильма «Троя» в исторической неточности? «Илиада» и «Одиссея» — великие произведения, эпические поэмы, которые сохранились на протяжении веков и продолжают очаровывать читателей, но их не следует воспринимать как абсолютные истины.

Вернемся в Древний Рим. Фильм «Гладиатор» возродил интерес зрителей к древним историям. По сути, «Гладиатора» можно считать ремейком раннего голливудского шедевра «Падение Римской империи». Хотя сюжеты этих фильмов имеют свои особенности, у них есть и кое-что общее. Давайте посмотрим поближе.

В 1964 году режиссер Сэмюэл Бронстон (молдавский еврейский иммигрант Сэмюэл Бронштейн) представил миру «Падение Римской империи» с поистине звездным актерским составом. В фильме рассказывается история последних дней императора Марка Аврелия (Алек Гиннесс), когда он борется со смертельной болезнью и возглавляет армию против германских племен. Его сын Коммод (Кристофер Пламмер) записался в армию. Его отец решил лишить его наследства из-за безрассудства и назначил своим преемником верного полководца Леви (Стивен Бойд), а также Леви, увлеченный дочерью императора Лусиллой (Lucilla). Софи Лорен). Марк Аврелий изложил свой план полководцу и его возлюбленной, но у него не было времени официально объявить о своем решении, поскольку люди Коммода отравили императора. Ливий, оказавшийся бессильным в борьбе за власть, и Коммод, явно психически больной, развернули царство террора, закончившееся лишь тогда, когда генерал убил его на публичной дуэли в Риме. В свои последние минуты Коммод узнает, что его настоящий отец - не Марк Аврелий, а гладиатор Верулло (Энтони Куэйл), с которым у его матери был роман. После смерти Коммода началась жестокая битва за трон, в которой самые амбициозные претенденты боролись за контроль над Римом, а империя скатилась в пропасть.

В 2000 году Ридли Скотт рассказал свою версию событий в фильме «Гладиатор», имевшим схожий сюжет. На этот раз приспешником Марка Аврелия (Ричард Харрис) стал Максимус (Рассел Кроу), генерал из римской Испании. Он возглавил легион, чтобы добиться решающей победы над немецкой армией. Император не доверяет своему сыну Коммоду (Хоакин Феникс), который проявляет признаки психопатии и, не желая лишаться наследства, убивает отца. Марк Аврелий, намереваясь передать власть Максиму, восстал, но его попытка не увенчалась успехом. Он чудом избежал смерти, но не смог спасти свою семью. Военачальник стал знаменитым гладиатором, слава которого распространилась до Рима, и сражался он под именем «Испанец», скрывая свою истинную личность. В конце фильма Максим и Коммод сражаются и умирают на арене, знаменуя конец тирании сына Марка Аврелия.

Стоит отметить, что ни одна из этих киноверсий не претендует на историческую достоверность. Римская империя не распалась после смерти Марка Аврелия. Хотя упадок империи не удалось остановить, империей по-прежнему управляли выдающиеся люди. Сам Марк Аврелий был испанцем по происхождению и был выдающимся философом, труды которого сохранились до наших дней. Его по праву считают последним из великих императоров, и, несмотря на его безупречные нравы и принципы, он был вынужден провести большую часть своего правления в войнах и защите границ Рима. Фактически, к моменту своей смерти в Вендобоне (современная Вена) он был близок к окончательной победе над германскими племенами и стабилизировал ситуацию на Рейнской границе.

Но Коммод не убивал своего отца. Более того, Марк Аврелий не сомневался в способностях своего сына. Он умер от болезни, скорее всего, от чумы, а не от рук убийц. Коммода он, конечно, не лишил наследства: во время военной кампании Марк Аврелий представил его легионам как «восходящее солнце». К тому времени, когда император заболел, немцы были фактически разбиты. После шести дней болезни Марк Аврелий собрал последние силы и объявил Коммода своим преемником, и тот умер.

Конечно, с Коммодом было трудно жить. Он любил сражаться, но предпочитал это цирковой арене, а не полям сражений на Рейне. Поэтому, став императором, он поспешил заключить мир с германцами, уже находившимися на грани поражения, и вернулся в Рим, где добился «славы» искусного гладиатора. Мы не зря слово «слава» взяли в кавычки – мастерство гладиатора было уделом рабов, что для свободного римлянина было совершенно немыслимо и постыдно. Не говоря уже об императоре. Чтобы понять, как смотрели на весь этот позор римские граждане, представьте себе, что президент развитой, современной страны снялся в порнографическом фильме и не только не скрывал этого, но гордился своими похождениями. Вот как это выглядит.

К сожалению, молодой император не оправдал возложенных на него надежд народа. С шестнадцати лет (со 177 лет) он разделил бремя власти со своим отцом и даже участвовал в нескольких сражениях. Однако, взойдя на престол в девятнадцатилетнем возрасте, Коммод увлекся совсем не тем, чем ему полагалось заниматься. Охота на диких животных и гладиаторов – это было его самое занятое занятие. Как и многие до него, он мечтал стать богом, но, конечно, ему это не удалось. Император, возможно, страдал психическим расстройством, которое усилило его паранойю и заставило его повсюду видеть заговоры, особенно со стороны его собственной тети Лусиллы. Его финал далек от героического образа, созданного фильмом. Он был убит своей любовницей Марсией. Во время пьяной ночи разгула она дала Коммоду сильнодействующее снотворное, и убийца, возможно, один из любимых гладиаторов императора, задушил его. Смерть Коммода превратила власть в предмет торга: самые богатые и влиятельные боролись за право носить мантию империи. Пертинакс и Дидий Юлиан недолгое время занимали эту должность, но в конце концов военачальник Септимий Север при поддержке своей армии положил конец этой «лотерее», восстановив порядок в раздираемом конфликтами Риме.

И «Падение Римской империи», и «Гладиатор» рассказывают о людях, которые рисковали своей жизнью на арене ради развлечения римских граждан: о гладиаторах. Среди ряда имен, данных этим воинам, особенно выделяется одно — Спартак. Его история, как и история фильма его имени, заслуживает особого внимания. Режиссером фильма стал Стэнли Кубрик в 1960 году. В фильме снимались Кирк Дуглас (в роли Спартака), Лоуренс Оливье, Чарльз Лотон, Джин Симмонс и Питер Устинов. Сценарий написал великий Далтон Трамбо.

Фильм основан на одноименном романе Говарда Фаста, который сам по себе имеет довольно интересную судьбу. Фаст, член Коммунистической партии США, был заключен в тюрьму за отказ сотрудничать с фракцией Маккарти и противодействие охоте на ведьм, развернувшейся в послевоенном Голливуде. Причиной преследования стало его нежелание предоставить Комитету Палаты представителей по антиамериканской деятельности списки коммунистов, помогавших бежать из Европы в США во время войны. Находясь в тюрьме, он написал роман, а Эдгар Гувер, всемогущий в то время директор ФБР, лично приложил все усилия, чтобы предотвратить публикацию книги.

В романе Спартак был фракийским пастухом, который позже был продан в рабство и стал успешным гладиатором.

Обратите внимание: Может ли суд убрать из городского сквера танк Т-34? Показываю на конкретном деле.

Фаст придал ему почти марксистский характер, как это было показано, когда Спартак поднял восстание гладиаторов в школе Капуи и создал армию, которая долго сдерживала римские легионы. Только Крассу, который позже сыграл важную роль в римской политике и был убит в борьбе с парфянами, удалось победить мятежников и распять Спартака.

Однако, возможно, все немного иначе. В официальных римских историях упоминается восстание Спартака и его значение для республики, которая уже сталкивалась с подобными, хотя и меньшими восстаниями. Вполне вероятно, что Спартак действительно происходил из Фракии и был воином, рабом и гладиатором, но некоторые историки не исключают, что определение «фракийец» может относиться к типу оружия, поскольку гладиаторов обычно называют «фракийцами». Тип снаряжения, которое они носят. Спартак был не единственным предводителем восстания, вместе с ним восстание возглавили Крикс и Оном. Также неясно, была ли это действительно организованная армия или она состояла из множества различных отрядов. Известный своим восстанием в Капуе в 73 г до н э., мастер партизанской войны, Спартак нанес несколько чувствительных поражений римской армии, прежде чем в конечном итоге потерпел поражение от Красса. Однако вполне вероятно, что он не был распят, а погиб в бою.

Образ гладиатора всегда привлекал внимание кинорежиссеров, а в Древнем Риме образ гладиатора был чрезвычайно популярен. Нация гордилась своими культурными достижениями, такими как римское право, но это также было жестокое общество. Первый зарегистрированный гладиаторский бой состоялся в 264 году до нашей эры. Его организовали братья Марк и Децим Бруты в память о похоронах своего отца. Возможно, эта традиция была заимствована у других итальянских народов (этрусков или самнитов), но вскоре бои перестали быть просто погребениями и превратились в народное развлечение, в имперский период оно стало государственной монополией. Большинство воинов были бывшими солдатами противника или рабами, хотя были и свободные люди, добровольно выбравшие эту опасную профессию.

Самые успешные и опытные гладиаторы грелись в лучах славы и богатства и были освобождены после серии побед. Спикулу, например, сам Нерон подарил несколько домов и Приск и Вер, которые сражались с такой яростью и храбростью, что император Тит простил их. Публий Австорий был освобожден после того, как одержал 51 победу на арене Помпеи. В каком-то смысле гладиаторы были «рок-звездами» своего времени, о чем свидетельствует надпись, посвященная Серадиусу, «мечте и разрушителю девичьих сердец». Зрители делились на группы болельщиков, причем самые страстные часто вступали в драки – точно так же, как на футбольных матчах в наши дни. Так, Тацит описывает случай, произошедший в Помпеях в 59 году нашей эры. Во время гладиаторских игр вспыхнула вражда между жителями Помпеи и болельщиками в соседнем городе Ночера. То, что началось с оскорблений, переросло в драки и закончилось тем, что люди взяли в руки оружие, что привело к многочисленным жертвам и ранениям. Судя по историческим данным, больше всего потерь понесли гости.

Император Траян организовал это кровавое зрелище, в котором участвовала 4941 пара гладиаторов и продолжалось 117 дней подряд, установив рекорд. Диоклетиан пошел еще дальше и устраивал ночные представления с участием женщин и даже пигмеев. Существование женщин-гладиаторов было подтверждено в 1996 году, когда возле древнего амфитеатра в Лондоне было обнаружено 30 римских захоронений. Один из них находится на некотором расстоянии от остальных. Археологи пришли к выводу, что останки принадлежали женщине-гладиатору. В Британском музее есть рельеф из Турции, изображающий двух женщин, сражающихся на арене. Эти жестокие развлечения, как для мужчин, так и для женщин, продолжались до 404 года нашей эры, когда империя обратилась в христианство, а император Гонорий наконец запретил гладиаторские бои.

Рим – бесконечная тема для историков, писателей и кинематографистов. На примере ее истории мы можем проследить все известные тогда формы правления: монархию, республику и империю. Он впитал греческие художественные и философские традиции и заложил основы современной европейской культуры. Пожалуй, самый интересный период — переход от Республики к Империи, связанный с фигурой Цезаря, Гражданской войной и ролью прекрасной Клеопатры. Юлий Цезарь оставил после себя династию Юлиев-Клавдиев, и в Риме родились первые пять императоров (Август, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон).

Однако история не была благосклонна к Юлиям-Клавдиям. Нерон, например, о котором мы уже упоминали, подвергался резкой критике в летописях, литературе и кино. Петр Устинов перенес свою карикатуру на экран в фильме «Откуда ты?» (1951), режиссер Мелвин Лерой, по одноименному роману поляка Генрика Сенкевича. В фильме Нерон играет на лире, наблюдая за Великим римским пожаром, который он якобы вызвал сам, чтобы восстановить город. Чтобы снять с себя ответственность, Нерон обвинил в поджоге христиан, причем многие христиане погибли на арене и были растерзаны дикими зверями.

Нерон предстает в искусстве и некоторых исторических источниках как безжалостный и безумный тиран, который считал себя великим художником, но наслаждался болью и убийствами других. Его обвинили в поджоге Рима, казни святых Петра и Павла, преследовании христиан, фанатизме и жестокости, а также убийстве собственной матери. Последнее может быть правдой, но как насчет остального? Многие современные историки ставят это под сомнение на основании своих исследований. Некоторые античные писатели, негативно отзывавшиеся о Нероне, были представителями другой династии, и им было выгодно подчеркивать преимущества правления собственной семьи, очерняя своих предшественников.

но есть и другие факты. Да, при Нероне Рим действительно пострадал от ужасного пожара. Пожар начался в ночь с 18 на 19 июля 64 года нашей эры э и продолжалось шесть дней и семь ночей. Предполагается, что пожар произошел на складе возле Цирка Максима, районе, усеянном бистро и ресторанами, где всегда полно гуляк, особенно по вечерам. Большая часть города была сожжена. Прежде чем пожар утих, жители искали убежища, в основном в церквях и на кладбищах. Но действительно ли Нерон заказал поджог? Это кажется маловероятным. Когда вспыхнул пожар, император проводил лето на берегу моря в своем родном городе Антиум, примерно в 50 километрах от столицы. Поклонники детективов будут утверждать, что преступник всегда готовит себе алиби, и что его алиби бессмысленно. Однако эта версия событий не согласуется с последующими действиями Нерона: он посылал войска для тушения пожаров, размещал жертв в общественных зданиях, способствовал строительству новых и лучших домов и снизил цены на зерно, чтобы предотвратить голод катастрофа. Фактически без особых усилий сгорело три четверти Рима: дрянная архитектура, узкие улочки, антисанитария... Примечательно, что современникам Нерона, в том числе христианским писателям, обвинения в поджоге ему не предъявлялись. Главным обвинителем был Светоний, писавший уже во времена династии Флавиев.

Луций Домиций Агенобарб, более известный как Нерон, правил Римом четырнадцать лет, и это правление было столь же полным противоречий, как и сам этот человек. Молодой Нерон славился своей красотой, но у нас сложилось впечатление о Нероне как о толстой, неприятной фигуре. Первые пять лет его правления считались образцовыми, и другие императоры, например Траян, уважали их; В те годы Нерон был скромным и справедливым, принимая демократические меры: снижая налоги, уменьшая стоимость пышных банкетов за государственный счет и принимая на себя зарплаты судей, которые ранее выплачивались участниками процесса, что создавало множество возможностей для злоупотреблений властью. Он также подавлял восстания в Британии и Иудее, но его главной целью был мир. Однако его правление не обошлось без жестокости: он убил свою мать Агриппину, а также Британника, сына предыдущего императора Клавдия, и его сводного брата. Освободившись от опеки матери, он предался излишествам, например, построил роскошный золотой дом после пожара в Риме. Однако свидетельств того, что он жестоко преследовал христиан, нет: масштабные гонения начались позже.

Нерон стал последним императором династии Юлиев-Клавдиев. Династию основал Август, в семью которого входили Тиберий, Калигула, Клавдий и сам Нерон. Они могли страдать от наследственных психических или неврологических расстройств, поскольку многие из них, как Калигула, демонстрировали странное поведение, хотя многие из них могли быть преувеличенными, как в случае с Тиберием.

Писали, что Тиберий устраивал на Капри оргии с детьми, был пьяницей и кровожадным тираном. Однако важно, что Тиберий был эффективным администратором и одним из лучших полководцев своего времени и заслужил уважение своих войск. Он сражался в Редии, Иллирии, Паннонии и Германии, восстанавливая границы после победы над Квинтилием Варом, который с тремя легионами перебил германские племена. В 18 лет Август доверил Тиберию важную дипломатическую миссию в Армении и в 26 лет назначил его губернатором Галлии. Однако он стал императором только в 55 лет.

Тиберий любил простую жизнь и любил простые блюда, такие как спаржа, редис и фрукты. В своей первой речи в Сенате Тиберий предложил восстановление республики, но его никто не поддержал. Среди его недостатков - алкоголизм и старость в молодом возрасте. В начале его военной карьеры солдаты прозвали его «Старик». Некоторые люди в детстве даже кажутся старше своего фактического возраста. Современные историки подвергают сомнению записи о его сексуальных оргиях, утверждая, что они относятся к тому времени, когда он был уже стар и немощен. Если бы у Тиберия был пресс-секретарь, возможно, мы бы считали его серьезным правителем, а не пьяницей и лотарио. Например, он отверг предложение назвать месяц в его честь, сказав: «Что вы будете делать после тринадцати императоров?»

Тиберий унаследовал империю от великого Августа и правил мудро до событий, известных как Заговор Сеяна. Луций Элий Сеян упоминается как префект преторианской гвардии и фактически был вторым в государстве после Тиберия. Более того, когда Тиберий по какой-то причине отсутствовал в Риме, он оставил все дела Сеяну, который стал фактическим главой государства. Трудно сказать, что именно там произошло – то ли власти в какой-то момент изменили отношение к Сеяну и он начал свергать Тиберия с престола, то ли его оклеветали политические оппоненты. Лишь в 31 году нашей эры император, находившийся в то время на Капри, получил известие о том, что в Риме вынашивается заговор против него. Реакция Тиберия была молниеносной – 18 31 октября Сеян и его ближайшие сторонники были арестованы и быстро казнены. По приказу Тиберия все следы Сеяна и его правления были стерты: его статуи уничтожены, а имя стерто из всех официальных документов. У Тиберия, возможно, развилась паранойя в контексте (возможного) предательства человека, которому он так доверял. Следующие два года он провел, обыскивая Рим на предмет каких-либо признаков измены. Массовые «чистки» и репрессии начались по самым тривиальным причинам. Тиберию достаточно было просто заподозрить кого-то в измене — и судьба этого человека уже была предрешена. Именно этот эпизод из жизни Тиберия стал основой большинства плохих историй, рассказанных античными писателями об императоре.

***********************
Подпишитесь на мой Telegram-канал — пост там был опубликован неделю назад.

Я также веду стрим истории — подписывайтесь, чтобы получать уведомления. Запись можно найти на моем канале.

[Мой] Древнеримский фильм с баской, длинная статья 11

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Нерон не поджигал город, Спартака не распинали, Коммод не убивал отца: как кинематограф врёт нам о Древнем Риме?.