Мама и сын на приеме у гадалки/Флорентийский кодекс
Что такое «угадать»? «Сокровищница кастильского или испанского языка» Себастьяна де Коваррубиаса (первый испанский словарь 1611 г.) отвечает:
«Предполагать — значит говорить о чём-то, что произойдёт без уверенности и причины, с безрассудством и огромным бременем совести. Тех, кто практикует это злое искусство, называют прорицателями. Они делают это, совещаясь с дьяволом. Их ждёт небольшое суровое наказание.»
Чувствовали ли вы в то время признание общества?
Фактически, на протяжении всей европейской истории церковь строго осуждала гадания. При этом некоторые ее виды трактуются как нормальные: например, гадание в «Илиаде» Гомера, когда книга открывается наугад, палец указывает на линию — это предсказание. Или они сделали то же самое с Библией.
Люди до сих пор делают это со всеми видами книг.
В двенадцатом и тринадцатом веках. В Испанию было привезено большое количество трактатов и книг на иврите, арабском и греческом языках – и именно здесь начинается история таких предметов, как астрономия и астрология.
Фрагменты из книг по астрономии (в том числе Libro del saber de astrología)
С этого времени Церковь начала охватывать то, что называлось «естественной астрологией». Этот предмет даже начали преподавать в университетах: например, в университете Саламанки в 1460 году. Именно там учился Бернардино де Саагон.
Великолепный свод Университетской библиотеки Саламанки с астрологическими символами / Небо Саламанки, Фернандо Гальего, около 1480 г
Ну, это понятно: церковь повсеместно осуждала гадалок, прорицателей и астрологов. А как насчет Центральной Америки?
Давайте снова обратимся к словарю, но на этот раз это знаменитый словарь испанского языка и языка науатль, написанный отцом Алонсо де Молиной в 1571 году. В нем можно встретить различные термины и глаголы, относящиеся к священному: например, йолтеохуия, что означает «догадываться, придумывать, воображать». Или йолтеотль, что можно перевести как «Бог, сердце». Это слово относится к благоразумным людям и тем, кто обладает даром предсказания. Во Флорентийском кодексе это звание присваивалось дворянам и, что более важно, писцам Трахило, составившим кодекс.
другой важный термин — тональпоуки, «гадалка или предсказатель жребия». Оно состоит из двух частей: «тоналли» («день, судьба, душа») и «похуа» («счет»). Они также образуют всем известный глагол тональпохуа — «считать дни, считать судьбу». Молина переводит это слово как «гадание по знакам или снам».
наконец, важнейший термин для понимания практики гадания тональпохуалли – «расчет дней, судьбы». Это 260-дневный ритуальный календарь, не имеющий аналогов ни в одной другой цивилизации мира. Мы с ним ненадолго встретились. Это важно еще и потому, что с ним связаны самые старые мезоамериканские письменные свидетельства, которые у нас есть. Вот несколько примеров:
Рельеф Сан-Хосе-Могота, памятник 3: Здесь мы видим дату «первого землетрясения». Памятник датируется 200 годом до нашей эры. / Рисунок Марка Оушена
Фрагмент руин майя Сан-Бартоло: дата «7 оленей» и два иероглифа. 300-200 гг до н.э. / Фото Free Press: фото Хизер Херст, иллюстрация Дэвида Стюарта
Подобные связи можно обнаружить и в других древних цивилизациях: в Месопотамии и Китае, например. Как показано ниже: Слева и посередине есть два довольно странных объекта. Это модели печени. Они забивают корову или овцу, удаляют печень и делают предсказания по ее форме. На этой модели с клинописными символами в школе обучались навыкам гадания.
Справа — панцирь китайской черепахи: на нем мы также видим знаки, некоторые из которых являются древнейшими из когда-либо найденных. Эти панцири черепах помещали в огонь и на основании того, как образовались трещины, делались предсказания и размещались иероглифы.
Во всех древних цивилизациях существует тесная связь между гаданием и письмом.
Однако в случае с Мезоамерикой есть трудность: письменных материалов для исследования мало. Как вы думаете, сколько месопотамских клинописных табличек существует сегодня? Цифры ошеломляют: от 500 000 до 2 миллионов по всему миру! Существует всего 17 доиспанских рукописей.
Из них мы узнаем о годах и временах, датах и праздниках, снах и приметах, рождении и наречении детей, обрядах и обрядах. Хорошо, но откуда нам знать, что все это значит? Как расшифровать эти рукописи?
В Кодексе Теллериано-Ременсиса показаны изображения тресен (тринадцатидневных недель) и их святых покровителей с пояснением на испанском языке:
Кодекс Теллериано-Ременсис назван в честь Шарля-Мориса Ле Телье (отсюда Теллиано), епископа французского города Реймса (отсюда и Теллиано), владельца рукописи)
Во флорентийском кодексе Бернардино де Саагуна есть целый раздел, посвященный тому, что он назвал «оценочной астрологией», то есть весьма ритуалистическому календарю. Саагун действительно был очарован этим календарем. С одной стороны, он оставил нам подробное описание на языке науатль. С другой стороны, он пошел в инквизицию, чтобы обличить высказывания другого священника, Торибио де Бенавенте (получившего среди местного населения прозвище «Мотолиния», то есть «Мотолиния» из-за своей ветхой одежды) бедняков»). Мотолинья описал превосходство этих календарей, сказав, что индейцы были мудрыми знатоками и что эти календари были замечательными произведениями. Саагун сказал: «Нет, это не красиво – это дело рук дьявола!» Моторинья уже была мертва, так что особого вреда она никому не принесла.
Диего Дюран также рассказывает нам о предсказаниях рождения и упоминает источники, к которым он обращался:
«Я нашел рисунок на очень старом листе бумаги, который был заполнен таким количеством уродливых демонических фигур, что меня это напугало
».
Наконец, важным источником для понимания древних сводов законов являются этнографические исследования современных индийских общин, которые используют ритуалы предков в своей повседневной жизни.
Ладно, перейдем непосредственно к гаданию. Кетцалькоатль был одним из богов, создавших календарь. Можно сказать, что он дал людям возможность размышлять посредством календаря. В правой нижней части иллюстрации он сидит перед женщиной, которая обмахивается веером, похожим на «козу-качалку» и разбрасывает кукурузные зерна и бобы:
Фрагменты Кодекса Туделы
Помимо него в кодексах упоминаются Зипактонал и Ошомоко, предки всех. Например, пара появляется в центре Кодекса Бурбонов. Зипактонал — мужчина, изображенный в виде жреца: за его спиной стоит сосуд из тыквы, наполненный табаком, в одной руке он держит кадильницу, а в другой — шип агавы для кровотечения. Напротив него сидела его жена Ошомоко, бросая кукурузные зерна, чтобы погадать:
Фрагмент Кодекса Бурбонов
Эта оригинальная пара также фигурирует во Флорентийском кодексе. На этот раз мужчина бросает семена, а женщина держит завязанную веревку – тоже техника гадания:
Флорентийский кодекс
К сожалению, информации о таком виде гаданий на самом деле нет, так как монахи не очень интересовались этой темой.
Обратите внимание: Конструктор Кошкин. Трагическая судьба изобретателя Т-34, танка Победы.
Этнографические данные также скудны: среди народа торупан (джичек) в Гондурасе зарегистрирован лишь один случай. По веревкам гадали: бросали веревки на землю и по положению веревки предсказывали, где охотиться на оленя.Кроме того, веревка может символизировать пуповину, учитывая ее значение в ритуалах, связанных с рождением ребенка. Некоторые акушерки теперь используют наличие маленьких шариков на пуповине, чтобы предсказать, сколько еще детей будет у только что родившей женщины. Однако это всего лишь предположение.
Фото: Элси Круз Парсонс
другие методы гадания включают наблюдение за звездами и кометами и интерпретацию рева диких животных, таких как ягуары. Охотясь на оленей, они могли использовать его внутренности, чтобы предсказывать судьбу: по положению оленя, когда ему разрезали брюхо, охотники могли предсказать сезон дождей или предстоящий урожай. Кстати, такая практика практиковалась и в Старом Свете (гаруспики в Древнем Риме).
Наблюдение за звездами (Покеболы — это звезды) / Фото: © Bodleian Libraries, Оксфордский университет, CC-BY-NC 4.0
Для гадания использовали и других животных: бедного перепела, например. Это одна из самых распространенных жертвенных птиц, используемых в различных ритуалах. Есть текст, объясняющий нам это: перепелам отрывают головы и они могут какое-то время судорожно бегать. На основании поведения птиц делаются предсказания и приметы.
Гадание на перепела — фигура слева держит свое тело, а голова парит над землей/Codex Vindobonensis Mexicanus I
то же самое можно сделать и с насекомыми! Разновидность таракана или сверчка — пинауизтли (также переводится как «стыд») — водится в Мексике. Как следует из названия, люди не особо довольны его внешним видом и считают это плохим знаком. Саагун написал:
«Когда этот вредитель заходит в чей-то дом или кто-то находит его на дороге, у этого человека сразу же возникает мысль, что это признак того, что он заболеет, или что с ним постигнет какое-то зло, или что кто-то собирается – вот и обидит Его. Чтобы это исправить, взяли паразита, нарисовали на земле два креста и плюнули на них, спрашивая: «Зачем ты пришел? ", а затем понаблюдайте, куда пойдет паразит. Если.. на север, то.. это признак того, что этот человек.. скоро умрет. Если ему случится пойти куда-то еще, то это можно определить что этот знак Не о смерти, а о чем-то другом, чем-то неважном...»
Пинауицтли в Кодексе Мариабека (слева) и Кодексе Тудела (справа
Другая техника гадания предполагает использование пепла и понятия «следы». В 1671 году французский пират по имени Александр Экскемелен отплыл на полуостров Юкатан и побережье Белиза. Вот что он нам сказал:
«То, что они делают с новорожденным младенцем, достойно восхищения. Как только он появляется на свет, его отводят в храм, где выкапывают яму и засыпают ее пеплом остался один внутри на всю ночь... Никто не осмеливался приблизиться к нему, но храм был открыт и все виды животных могли свободно приходить и уходить. На следующий день отец ребенка и родственники вернулись, чтобы проверить животное следы в пепле будут посвящены животному, каким бы оно ни было, как если бы оно было их Богом, и ребенок будет привязан к нему на всю оставшуюся жизнь, видя в звере своего покровителя и защитника».
Трогательно видеть, как пират так беспокоится о ребенке, лежащем в яме, наполненной пеплом.
Это животное будет двойником ребенка, его навалли, его покровителем. Разновидностью этого обычая является разбрасывание пепла в кроватке новорожденного или по дому и наблюдение за появлением следов на следующий день.
Другой пример «предсказания шагов» описывает фестиваль Теотелеко («Приход богов»). Священники раскладывали кукурузную муку на храмовые циновки и регулярно проверяли наличие детских следов. И когда он появляется, значит, боги прибыли. После этого проводился ритуал: узника раскрашивали разноцветными полосками и бросали в огонь живым, но перед смертью его вытаскивали, вынимали сердце и обезглавливали голову. Так они стали звездами «Мимишкоа.
Фестиваль Теотлеко: Обратите внимание на мяч в руке женщины — подношение богам в виде лепешек / Primeros Memoriales, ф. 252р.
Мифы о происхождении человека объясняют важность использования семян, веревок и пепла в ацтекских ритуалах. Самый известный выбор мы с вами уже знаем: Чтобы создать человечество, Кетцалькоатль отправился в Миктлан, попал в беду, но все же сумел вернуть кости и пепел предыдущих поколений. Затем он возвращается в наш мир, где кости и пепел смешиваются с кровью и обогащают (в прямом и переносном смысле). Это облик современного человека.
Процесс аналогичен приготовлению кукурузного теста — можно использовать и золу (например, в Герреро до сих пор используют золу вместо извести). Человеческое тело состоит из кукурузы, семян и костей (также называемых семенами). Поэтому почти все эти материалы, используемые для гадания, являются в той или иной степени «сырьем» для создания человека.
Сильвия Эрнандес поет для очищающих ритуалов во время гадания. Она держит свечу из пчелиного воска и пачку табака. Она предсказывает судьбу, бросая кукурузные зерна в зависимости от их положения после того, как они упадут
что означает то, как падают зерна? Каково значение ткани, шарфа или коврика, на которые они упали? Эти гадательные «столы» (на фото выше) известны во многих странах как зеркала. Они отражают судьбу человека. Это также напоминает нам об одном из важнейших богов – Тескатлипоке, «боге дыма и зеркал», боге судьбы. Эти зеркала подобны проходам к познанию будущего, познанию судьбы. Кстати, эти коды метафорически называются тескатль (tezcatl — зеркало), а иногда частицы забрасываются и в сам код...
Некоторые интерпретации зерен в гадании / Алан Р. Сэндстрем «Кукуруза — наша кровь», перевод mexicalli
Это все на сегодня. В следующий раз мы рассмотрим коды ацтеков и микстеков, которые древние использовали для предсказаний и многого другого.
Спасибо за внимание! Если вам понравился материал, вы можете поддержать канал ссылкой. Я буду очень рад вашей поддержке!
© Мехикали
[Моя] Археология Древние Артефакты Бог Мезоамерики Ацтеки Гадания Предсказания Религия Длинный пост 0Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Гадания и судьба в мезоамериканских кодексах и ритуалах.