Трудное детство и начало пути
Будущий создатель танка Победы родился в бедной крестьянской семье в Ярославской губернии. Ранняя смерть отца заставила десятилетнего Михаила, окончившего лишь три класса церковно-приходской школы, отправиться на заработки в Москву. Там он восемь лет проработал на кондитерской фабрике, начав с ученика пекаря. Его жизнь круто изменилась в 1917 году, когда юношу призвали в армию. После ранения на фронтах Первой мировой войны и демобилизации он всем сердцем принял Октябрьскую революцию, открывшую новые возможности для людей из простого народа.
Поздний старт в инженерии
Путь к конструкторскому олимпу для Кошкина был долгим. Лишь в 1929 году, по личной просьбе к Сергею Кирову, он получил шанс получить высшее образование. В 31 год Михаил Ильич стал студентом Ленинградского технологического института. Его дипломная работа, защищенная в 1934 году, была посвящена коробке передач для среднего танка — это определило его дальнейшую судьбу. Первый практический опыт он получил на ленинградском заводе опытного машиностроения, где участвовал в разработках танков Т-29 и Т-46-1. Однако эти модели на колесно-гусеничном ходу были признаны слишком дорогими и сложными, что заставило искать принципиально новые решения.
Переломный момент: назначение в Харьков
В конце 1936 года нарком тяжелой промышленности Григорий Орджоникидзе лично вызвал Кошкина и перевел его на Харьковский паровозостроительный завод (завод №183). Такое доверие было оказано благодаря выдающимся деловым качествам и инженерному таланту молодого специалиста. Ему была поставлена амбициозная задача: создать современный, быстроходный средний танк, пригодный для массового производства. Кошкин возглавил танковое КБ-190 в крайне напряженный период. Опыт гражданской войны в Испании наглядно показал уязвимость стоявших на вооружении РККА легких танков БТ. Требовалась срочная и радикальная модернизация всего танкового парка страны.
Рождение легенды: от А-32 до Т-34
Под руководством Кошкина менее чем за год была завершена модернизация танка БТ-7. Но главной его инициативой стала разработка принципиально новой машины — чисто гусеничного танка А-32. Эта идея получила высочайшее одобрение, в том числе и от Иосифа Сталина. К лету 1939 года были готовы опытные образцы А-20 и А-32. Испытания выявили преимущества каждой модели: А-20 отличался скоростью, а А-32 — проходимостью и бронезащитой. Однако окончательный выбор сделан не был, и работа продолжилась.
Осенью 1939 года на полигоне в Кубинке был представлен усовершенствованный А-32, оснащенный мощной 76,2-мм пушкой и получивший индекс Т-32.
Обратите внимание: Интересные Факты об танках и истории.
Танк произвел фурор не только техническими характеристиками, но и своим внешним видом. Начавшаяся Советско-финская война со всей остротой поставила вопрос о необходимости срочного перевооружения армии. Это ускорило принятие решения. 19 декабря 1939 года танк, теперь с усиленной 45-мм броней и под легендарным именем Т-34, был официально принят на вооружение Красной Армии.Триумф и жертва
Первые два серийных Т-34 сошли с конвейера в феврале 1940 года. Чтобы доказать надежность и потенциал новой машины, Кошкин принял смелое решение — совершить на опытных образцах тяжелейший пробег из Харькова в Москву своим ходом. Преодолев 750 км по весеннему бездорожью, танки прибыли в столицу. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля «тридцатьчетверки» были продемонстрированы высшему руководству СССР во главе со Сталиным. Показ стал полным триумфом — танк получил рекомендацию к немедленному серийному производству.
Однако этот успех был омрачен трагедией. Во время изнурительного пробега Кошкин серьезно простудился. Несмотря на болезнь, он продолжал работать, что привело к резкому ухудшению состояния. Развившаяся пневмония потребовала удаления одного легкого. Лечение в санатории не помогло, и 26 сентября 1940 года, в возрасте 41 года, Михаил Ильич Кошкин скончался, так и не увидев, как его творение стало главным символом мощи Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Память, оплаченная жизнью
Судьба не была щедра к памяти создателя легендарного танка. При жизни он был награжден орденом Красной Звезды. Сталинскую премию ему присудили посмертно в 1942 году. Высшее звание Героя Социалистического Труда Михаил Кошкин получил лишь посмертно в 1990 году, спустя полвека после своей смерти. Его имя увековечено в памятных досках, в названии улицы в Харькове, на почтовой марке. Но главным памятником гению и самопожертвованию Кошкина навсегда останется танк Т-34, внесший неоценимый вклад в Победу и навсегда изменивший историю мирового танкостроения.
#танк #оружие победы #кошкин #молотов #герой труда #советские танки #вторая мировая война #красная площадь #1941-1945
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Конструктор Кошкин. Трагическая судьба изобретателя Т-34, танка Победы.