Викинги у себя дома. Религия

Когда описываешь скандинавскую религию, сталкиваешься с определенными трудностями. Во-первых, материала огромное количество, изложение которого даже вкратце потребовало бы отдельной серии постов. А во-вторых, в определенном смысле скандинавская мифология не менее «попсовая», чем греческая, и всевозможные пересказы были тысячу раз. Поэтому обойдусь кратким описанием, иначе пропущу то, что широко известно. Ну, для тех, кто хочет подробностей, по крайней мере, они здесь.

Стоит начать с факта, который не до конца понятен современному человеку. Скандинавы не верили в богов, они знали, что они существуют.

Что это значит?

Вопросы о вере и неверии возникают на более позднем этапе развития религии и общества. Для человека в родовом строе не существует сомнений и вера не нужна.

Точно так же современный человек знает, что существует Австралия. Да, он сам этого не видел и, скорее всего, не знает, кто это сделал. Ну и что? Если вы скажете ему, что Австралии на самом деле не существует, он посмотрит на вас как на дурака и не станет искать доказательств.

Точно так же скандинав был абсолютно уверен в существовании сверхъестественного мира и точно так же смотрел бы на человека, сомневающегося в этом.

Но можно быть уверенным в Австралии? То же самое и с богами. Ты умрешь и узнаешь. Да и в этом мире бывают видения.

Судьба

Я не случайно ставил явление судьбы превыше всего, ведь скандинавы верили, что будущее всего существующего, в том числе и богов, предопределено. Неудивительно, что викинги жили в то время, когда жизнь человека зависела от такого количества случайностей, что свобода воли казалась сомнительной.

Но судьба – это не отсутствие выбора, а некий закон, вроде естественного, который просто существует, и все. Сомнения в чьей-то судьбе для скандинавов выглядели как сомнения в законе тяготения для нас. Судьбе неважно, как повел себя человек, хорошо или плохо, это не карма.

Главным для скандинава было не то, какова его судьба, а то, как он ее примет. Все удары жизни приходилось встречать с честью и достоинством. Примером здесь был Один, который знал, что умрет, но собрал сильнейших воинов, чтобы сделать это с блеском и героизмом.

Судьба приняла разные формы. Самыми известными являются Норны, три существа женского пола, живущие у корней Мирового Древа Иггдрасиль. На ногтях вырезают руны и изображают их по-разному. Ткут судьбы каждого на станках, в некоторых источниках вырезанные на дереве.

Их имена — Урд (судьба), Верданди (становление) и Скульд (долг). Скандинавы им никогда не молились, поскольку они были совершенно непримиримы.

Мир

Мир викингов возник в результате битвы льда и огня в первобытном хаосе. Первым появился великан Имир, он породил других морозных великанов, которые были еще до богов. Вместе с ним появилась корова Аудумла, которая накормила Имира и слизала со льда первого бога бури. Он родил знаменитого Одина. Эн и его братья убили Имира и создали наш мир из его тела. Люди тоже родились и всё начало поворачиваться. Так мир возник из убийства. Как раз для викингов.

Аудумла лижет Бури

Мировоззрение в скандинавской мифологии описывалось много раз, поэтому повторяться не буду. Я просто хочу сказать две вещи. Центральные миры Асгард (обитель богов) и Мидгард (ты и я) происходят от слова gjerde — граница. Для скандинава пространство должно быть огороженным. Вражеские отряды живут за забором. А мировое дерево Иггдрасиль, проходящее через все миры, — это ясень. Первый человек был сделан из пепла, и это что-то значит.

Боги

Для нас Бог – это какое-то всеведущее, всеблагое существо. Для скандинава Бог очень похож на человека, обладающего сверхъестественными способностями. Боги делают почти то же самое, что и люди. Они работают, развлекаются, дерутся и любят. Скандинавские боги не отличаются особой добротой, могут поступать подло и подло, иногда совершают поступки, которые могут быть ужасно постыдны для скандинава. Но боги охраняют космический порядок от хаоса и в какой-то степени защищают человека. Совсем не обязательно любить богов, но надо принять их существование и иногда служить им.

Главных богов называли Асами. Упав на землю, скандинав крикнул «о, неужели это так», что означало «о боже мой». Существовал еще род богов Ванеры, но чем они отличались от асов, знают только асы.

Как и у всех язычников, у викингов было много богов. Но выделяется большая тройка — Один, Тор и Фрейр. Хотя Один считался самым важным, Тор был гораздо популярнее. Судя по всему, Одину молились князья, воины и вообще высокопоставленные люди. Тем, кто попроще, больше нравился простой и добродушный Тор, защитник людей и победитель сил хаоса.

Тор в средневековом представлении ловит рыбу

Фрейр не очень популярен в массовой культуре. Это бог плодородия и сексуальности. Его часто изображали с огромным эрегированным пенисом. Его сестра Фрейя – главное женское божество, а также воплощение секса.

Это очень волнующий и очень редкий момент среди других мифологий скандинавской религии. В Асгарде были храмы и сами боги кому-то молились. Кому? Кто знает.

Другие сверхъестественные существа

Существовали также так называемые великаны (джетуны, буквально, пожиратели), силы хаоса, противники богов и людей. Знаменитый Локи – великан, которого боги пригласили в Асгард.

Помимо богов скандинавской мифологии, пожалуй, самыми известными являются валькирии. Слуги Одина, уносящие души воинов с полей сражений.

В массовой культуре их изображают девушками в бронированных бюстгальтерах, скорее сексуальными, чем воинственными. А ведь в мифологии это настоящие боевые демоны, «смотреть на них – все равно, что войти в пламя”.

Вот так они представлены сейчас

Особенно мрачен их образ в стихотворении «Паутина копий». Там валькирии ткут боевое полотно на ткацком станке из человеческих тел.

И тогда, возможно, скандинавы

Некоторые имена валькирий: «Хьялмтримул — Звон шлема, Хьортримуль — Звон мечей, Хьлёд — Вой, Рандгнитр — Скрежет щита и Скалмьолд — Время меча, Свава — Удар и Таннгнитр — Зубная гнида». Не слишком романтично, правда?

Были еще эльфы и гномы (точнее, гномы), совсем в отличие от Толкина. Эльфы были духами, очень похожими на славянских низших духов, таких как гоблины и водные духи. Гномы жили в скалах и под землей. Нигде не упоминается, что они были низкими.

Были еще тролли и туры, враждебно настроенные к народу.

Прохладный

На самом деле у скандинавов не было религии в современном понимании. Боги не требовали послушания и поклонения, они просто взаимодействовали с ними. Да, они приносили жертвы, но их вовсе не обязательно было любить. Ну, как правительство сейчас. Оно где-то есть, оно фиолетовое, любишь ли ты его, но платишь налоги.

У викингов вообще не было церкви как организации. Священство тоже. Ритуалы совершали простые люди. Правда, здесь был принцип: чем выше стоял человек, тем более важные ритуалы он совершал. Наиболее важные были осуществлены правителями. В результате при могущественных королях возникли религиозные центры.

Определенно существовали специальные помещения для поклонения, но богам поклонялись как в священных рощах, так и на горах. В этих местах создавались изображения богов.

Ритуалы непременно сопровождались песнопениями, похожими на обращение к Тору из поэмы: «Ты сломал конечности Лейкна, ты раздавил Тирвалди, ты поразил Старкада, ты растоптал мертвого Гьялпа», а также: «Твой молот раздробил череп Кайлы, ты раздробил Кьялланди на куски, ты убил Лута и Лейди, ты обескровил Бусейру, ты преследовал Хенгьянкьяпту; еще раньше умер Хуррокин, и еще раньше вся жизнь потерялась во тьме Сивора».

Похоже, что культ Фрейра в Уппсале представлял собой своего рода драматические представления с аплодисментами, «звонами в колокола, недостойные мужа» и «женскими жестами». (Дж. Симпсон)

Главным ритуалом было жертвоприношение. Обычно упор делается на кровавое, но ежедневно могли подносить богам или духам еду и пиво, оружие и украшения.

Несколько животных были принесены в жертву. Обычно использовалась лошадь, бык, кабан или свинья. Животные этих видов были легко доступны древним скандинавам, и все они имели космологическое значение.

Животным перерезали горло, кровь собирали в миску и разбрызгивали вокруг. Интересно, что алкоголь считался почти такой же священной жидкостью, как жертвенная кровь, и также использовался в ритуалах.

Мясо жертв часто ели, но их также вешали и топили. В первом случае это считалось подношением Одину, поскольку с ним было связано повешение. Во втором вода считалась проводником в потусторонний мир. Болота считались особо священными. Они находят множество жертв, в том числе людей, а также оружие и драгоценности.

Приносились и человеческие жертвы. Обычно убивали рабов и преступников, но в особых случаях убивали знатных людей. Если страна долгие годы была бедной, правителем можно было принести в жертву.

Душа

В общепринятом представлении человек состоит из тела и души, или сознания. Большинство из нас, за исключением убежденных материалистов, представляют себе сознание отдельным от тела, и даже они могут быть неискренними. Для верующих душа бессмертна и может существовать без тела в загробной жизни.

Но у скандинавов личность состояла из четырех частей (слабых, говорили египтяне со своими семью душами).

Первый (молоток) кажется простым. Это просто тело. Однако скандинавы верили, что человек может изменить свое тело. Нет, не качать или отращивать живот, а становиться животным. Короче оборотень. Не все люди, конечно, некоторые. Знаменитые берсерки и менее известные ульфхеднары (волчьи головы) считали, что во время боя они превращаются в животных.

Второй аспект личности (хугр) ближе всего к тому, что мы называем душой.

Обратите внимание: Викинги. Ч.1.

Это мысли, чувства, характер человека. Как и многие другие народы, викинги верили, что душа может покинуть тело как случайно, так и по собственному желанию. Оно было тесно связано с магией. Существовал ли хугр после смерти, не совсем ясно.

А вот еще две души современному человеку покажутся весьма экзотическими.

Первое — это хаминджа, существо, вполне автономное от человека. Это личное везение, но оно может передаться в семье. Скандинавы верили, что удача – это не случайная вещь, а некая персонифицированная сила. Удача наиболее ярко проявилась на поле боя. Она могла оставить человека по своему желанию. Так что фразу «удача кончилась» скандинавы понимали буквально.

И последняя, ​​наверное, самая экзотическая часть личности называлась фюльгья. Имя примерно можно перевести как «сопровождающий дух». Как и предыдущее существо, фюльгья встречается как у мужчин, так и у женщин женского пола (или пола?). Это что-то вроде родового ангела-хранителя, оберегающего человека. Она защищала скандинава и несла в нем дух семьи, а после смерти переходила к следующему.

Если спросить исландца, верит ли он в троллей или эльфов, по словам Нила Прайса, он закатит глаза или просто рассмеется. Но если вы спросите его о фюльгье, он, скорее всего, отвернется и сменит тему.

Похороны

Стереотип гласит, что умершего викинга поместили на корабль с вещами и всевозможными жертвами, подожгли и корабль отпустили по воле волн. Нечто подобное действительно существовало, но задолго до эпохи викингов. На самом деле в Скандинавии существовало огромное количество погребальных обычаев.

Начнем с того, что даже основной способ захоронения был другим. В одних местах трупы преимущественно сжигали (огненное захоронение, кремация), в других - закапывали в землю (ингумация). Оба метода использовались в одних и тех же местах и ​​в одно и то же время. Принцип отбора совершенно непонятен.

Похороны Ибн Фадлана. Генрих Семирадский, 1833 г

Умерших хоронили на кораблях, лодках, деревянных ящиках или просто в земле. Над могилой были насыпаны сваи различных форм и размеров, разнообразной конструкции. Погребальные обряды также сильно различались.

«Женщин хоронили в рысиных шкурах или укладывали под тяжелые медвежьи шкуры. Меч вертикально вонзился в могилу. Щит, закрывающий лицо или лежащий рядом на уровне талии.

Единственная монета, по меньшей мере, столетней давности, уже тонкая. Серия похорон, на которых каждый умерший держит в руке гладкий белый камень. Приведенная к могиле лошадь, которая действительно стояла на трупе до того, как его зарезали; у подножия того же захоронения, внутри гробницы, находится вертикальный камень, о который было раздавлено тело собаки. Мужчина и мальчик похоронены в огромной могиле, перекрещенными так, что их тела образуют жуткий крест.

Ряд веретенообразных завитков аккуратно расположен вдоль ножен меча. Палочка волшебницы, сломанная тяжелым камнем. Двух лошадей разрезали пополам, части тел поменялись местами. Яма с мертвыми детьми, вырытая в братской военной могиле. Мужчина в скромной могиле, на вершине которой через несколько десятков лет был похоронен корабль, полный людей, так что киль находился ровно над первым захоронением – с годами ритуал повторялся, людей и кораблей становилось все больше. Подобных примеров хватит на целую книгу». (Н. Прайс)

Загробная жизнь

Стереотип также гласит, что мертвые викинги отправляются в Валгаллу, где вечно сражаются и веселятся. Более знающие люди знают, что туда отправляются избранные воины, а остальные попадают в некий Ад.

По сути, история та же, что и с похоронами, то есть очень широкий спектр поверий. В источниках высказывается мнение, что умершие живут прямо в своих могилах. Некоторые из умерших могут покинуть свои могилы, но не в буквальном смысле, а как нечто вроде материальных призраков, так сказать.

Часто такие беспокойные мертвецы причиняли вред, их называли драугерами. Они нападали на людей и животных и любили прыгать по крышам. Некоторые могут также совершать позитивные действия. К ужасу домочадцев, мертвые женщины могли вернуться в дом, чтобы готовить и убираться.

Даже мертвые могли жить в холмах. Некоторые источники утверждают, что на особом холме живет целый род. Мертвецы на холмах веселятся, по крайней мере, после встречи с новыми.

У мертвых почти всегда что-то помещалось в могилу, оружие, инструменты и другие вещи, поэтому можно предположить, что загробная жизнь была задумана как вариант этого. Считается, что большое количество сокровищ было зарыто в землю не для того, чтобы их однажды выкопали, а для использования на том свете. Так что скандинавы не поняли бы нашего выражения «с собой в могилу не унесешь”.

Я не буду подробно рассказывать о Валгалле (или правильнее Валгалле, «зале мертвых, дворце убитых»), хотя описание, как всегда, содержит множество красочных подробностей.

Но я расскажу вам о чем-то менее известном. На самом деле половина погибших в бою воинов отправлялась не к Одину, а к богине Фрейе, в ее дворец Сессрумнир (в котором есть место для многих сидений). Есть сведения, что туда отправляли и женщин, по крайней мере некоторых.

Была еще одна жизнь после смерти – Хель, буквально, могила. Дорога туда шла на север и вниз. Им правила дочь Локи, Хель, наполовину красивая, наполовину синяя, как труп.

Весь

Несмотря на то, что Хель похож на английский «ад», судя по всему, мертвецы живут там так же, как и на земле, а может быть, даже лучше. Скандинавы вообще не верили в идею божественного возмездия.

Но это не все. Те, кто тонет в море, идут к морской богине Ран. Что они там делают, неясно, но есть информация о том, что они будут делать. Когда корабль «Нагльфар», целиком сделанный из ногтей мертвецов, повезет Ледяных великанов на битву с асами, его экипажем станут мертвецы из Залов Раненых.

Рагнарёк уже случился

Как известно, конец света в скандинавской мифологии называется Рагнарёк. Буквально это переводится как судьба владык, судьба богов. Дело в том, что смерть богов и мира предопределена и все, что боги могут сделать, это подготовиться к ней. Как, например, Один, который набирает в Валгаллу лучших воинов, чтобы они могли сражаться за него.

Описание Рагнарока очень красочное, но я не буду его здесь приводить. Еще интереснее другой вопрос. На самом деле конец света не свойственен язычеству. В нем мир обычно существует вечно, либо циклически умирает и возрождается. Эсхатологические мифы возникают, когда родовое общество переживает тяжелейший кризис. И у скандинавов это уже было.

До конца V века население Скандинавии росло, а освоение земель шло быстрыми темпами. Но потом что-то произошло. В первой половине VI века количество поселений, захоронений и других признаков человеческого существования резко сократилось. Многие тысячи ферм были заброшены. Почвенные исследования показывают, что пахотные земли повсюду были покрыты лесом. Производство многих вещей прекратилось, культура резко меняется, становясь более примитивной.

Что случилось?

Долгое время этот упадок был связан с падением Римской империи и общим кризисом миграционного периода. Однако это не объясняет всего. Исследования последних десятилетий прояснили картину.

Бурение льда в Антарктиде, исследования годичных колец и другие кропотливые исследования восстановили ситуацию.

В 536 и 539 годах произошли мощные извержения вулканов. Один из них был найден в Сальвадоре. Это извержение входит в десятку самых мощных за последние семь тысяч лет.

Вулканические выбросы закрыли солнце и привели к замедлению и гибели растений. Что, естественно, привело к неурожаю и социальным потрясениям. Они описаны, например, в индийских и китайских источниках.

Но Скандинавия была гораздо более уязвимой. Здесь люди всегда балансировали на грани голодной смерти. И такая катастрофа привела к уничтожению огромных территорий. Для десятков тысяч людей источники пищи просто исчезли, и они умерли от голода, в то время как другие начали яростно бороться за скудные ресурсы. А по ночам в небе покачивались горящие простыни, вероятно, усиливая ужас людей от случившегося. По некоторым оценкам, вымерло до 50% населения Скандинавии.

Кризис был настолько серьезным, что, по-видимому, оставил свой след в мифологии.

Вот что пишет Снорри в «Младшей Эдде»: «Приближается лютая зима, называемая Фимбулветр. Снег падает со всех сторон, мороз лютый, ветры свирепые, а солнца совсем нет. Три такие зимы идут подряд, без лета».

А потом наступает «Век топоров, век мечей, век отрубленных щитов, век вьюг, век волков - перед концом света…

И на этом я заканчиваю серию про викингов

@user8486636 user8486636, спасибо за пожертвование

Хорошие писатели:

@crystal75

@Аконит.Яд

@Доктор. Лимон

@historia.maximum

@olgertym

@ИринаКош

Литературный обзор

Гуревич А. Я. Кампании викингов

Как говорится, без комментариев. Наш лучший специалист по классической музыке

Джонс Гвин. Викинги

Классика, хоть и немного устаревшая.

Маккой Д. Дух викингов

Хорошее популярное введение в религию и мифологию. Примерно половина — это изложение самого интересного в мифах

Цените Нила. История викингов.

Одна из лучших работ, которые я читал на эту тему. И последний, вышедший в 2020 году. Большое количество интересных подробностей, множество отсылок к тому, как все это было обнаружено, социально-психологический анализ. К единственным недостаткам можно отнести плохую структуру и кое-где скользящую повестку дня.

Росдал Э. Мир викингов

Классика от датского учёного

Симпсон Дж. Викинги. Жизнь, религия, культура.

Хорошая книга от хорошего специалиста с хорошим балансом между популярностью и наукой.

[моё]История (наука)ВикингиСкандинавияСредневековье Длинный пост 21

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Викинги у себя дома. Религия.