Образ татарина, порабощающего русский народ, знаком всем жителям России, от книг былин и мультфильмов для детей до университетских курсов, фильмов и сериалов. Образ татарской угрозы рабства прочно укоренился в мировоззрении и практически стал частью русской культуры, что объясняет экзистенциальную необходимость расширения российского государства. В то же время противоположный сюжет, в котором Илья Муромец в ходе набега похищает в рабство семью татар и продает их на московском рынке, выглядит более чем сюрреалистичным. Поэтому в качестве вступления к посту хотелось бы перефразировать старый анекдот: «Где-то в параллельной вселенной не татары загнали русских в рабство, а русские загнали татар в рабство это в этой вселенной!"
Переговоры в земле восточных славян. 1909. Иванов С.В. Единственная картина, которую мне удалось найти, посвящена работорговле на Руси. Изображение, скорее всего, иллюстрирует период старой Руси IX и XI веков.
1. О чём пост
Не знаю, как вам, а мне сложно представить работорговлю в Москве 17 века. Я не встречал татарских рабов ни в картинах, посвященных этому периоду русской истории, ни в кино, ни в литературных произведениях. У меня с детства сформировался контраст между коварными татарами, гонящими невинных христиан в рабство, и нашими казаками и слугами, честно защищающими простой народ и вынужденными сдерживать односторонние набеги кочевников, неспособных к иному образу жизни и нуждающихся в адаптация к цивилизации. Одной из дат, которые мы изучали в школе, была отмена рабства в России Петром I в 1723 году (надо отметить, что на сто лет раньше, чем в Великобритании). Эта дата выглядела некой формальностью, поскольку рабство и рабы на Руси практически не вписывались в представления о прошлом нашей Родины. Как правило, рабство почти исключительно связано с треугольной работорговлей чернокожих, которую практикуют западноевропейские партнеры. Поэтому доказательства, которые я привожу ниже, могут вызвать у читателя естественное отвращение.
Крымские татары нападают на Украину. Горелик М. В. Типичная картина: злые татары порабощают мирный русский народ.
2. Свидетельства о работорговле в Московском царстве
В 1654–1656 годах, в царствование царя Алексея Михайловича, Патриарх Антиохийский Макарий III посетил Московскую империю со своим сыном Павлом. Павел Алеппский подробно описывает свое путешествие в книге «Путешествие Патриарха Антиохийского Макария в Москву». Эта книга сохранилась до наших дней и доступна читателям. Давайте прочитаем, какими интересными наблюдениями делится с нами архидиакон Павел.
Татары часто попадают в плен к московским войскам, охраняющим вблизи них границу; Внезапно они нападают на вашу страну, уничтожают, сжигают и захватывают жителей. В земле Московской они продаются по самой низкой цене: их можно купить не за двадцать или тридцать червонцев, а не более чем за десять, потому что цена на них установлена таким образом издревле.
Внезапно Павел Алеппо говорит не об обычных татарских нападках на русских людей, а наоборот. Получается, что русские люди тоже совершали набеги на татар, гнали их в рабство, и эта практика была ответной?
Что касается идущих на Черное море донских казаков численностью 40 000 человек, то они также находятся в царской власти. Татары трепещут перед ними, ибо казаки всегда случайно вторгаются в их страну, захватывают их и приводят в земли московитов, где продают.
Как видим, речь идет не только о мелких приграничных нападениях, но и о крупных рейдах за границу?
Мы видели их плененными из восточных стран: из Трапезунда, Синопа и округов их, из Еникёя, из татар; все взяты в плен казаками...436 называемые по-турецки тонун казаками, т е донскими казаками: они плывут вокруг Черного моря, захватывают множество мужчин, женщин, мальчиков и девочек, привозят их сюда и продают по самой дешевой цене. Их сразу крестят. Мы встречали их в большом количестве в домах богатых и даже простолюдинов. Когда мы говорили с ними по-турецки, они нам вообще не отвечали из страха перед своими хозяевами, которые, слыша, что они говорят на своем родном языке, думают, что их прежняя вера все еще в их груди. По этой причине они вообще не говорят на своем языке.
То есть рабы приезжали в Москву из довольно дальних мест. Еникёй на самом деле является пригородом Стамбула рядом с современным аэропортом (названия мест кликабельны и ведут на карту Google). И видимо украденных рабов было немало. Но сколько из них оказалось в Москве? Что говорит по этому поводу Павел Алеппский?
С ними было много татарских девиц, которые были видны по лицам и маленьким глазкам; они заключенные и находятся в унизительном положении. Мы видели их тысячи в этой стране, потому что цена их ничтожна и продаются они дешево, совсем как татарские мужики: у каждого дворянина их сорок, пятьдесят.
Это означает, что речь не идет об отдельных случаях. Действительно ли Москва была сравнима с Крымом по количеству рабов? Об этом мы узнаем ниже. Но в рабство попали не только татары.
На охранной границе Московского государства. 1907. С.В. Иванов
3. Участь побежденных "ляхов"
Интересно описание Павлом Алеппским завоевания Смоленска русскими войсками, произошедшего как раз в год путешествия Патриарха Макария в 1654 году.
Царь отправился в поход, и Господь наконец даровал ему победу: он захватил великий город Смоленск и разгромил главного из своих врагов Радзивила, а его военачальники силой меча и крепостей захватил около 49 городов и крепостей путем добровольной сдачи и избить их, Бог знает сколько, евреев, армян и поляков. Говорят, что их младенцев посадили в бочки и безжалостно бросили в великую реку Днепр, ибо москвичи до предела ненавидят еретиков и язычников. Они беспощадно избили всех мужчин, захватили в плен женщин и детей, опустошили землю и истребили население. Земля поляков, прежде похожая на гранат и ставившаяся в пример, превратилась в развалины и пустыню, где на 15 дней пути в длину и в ширину нельзя было найти ни деревень, ни людей. Было взято в плен более ста тысяч, так что, как нам рассказали, семь или восемь мальчиков и девочек были проданы за динар (рубль) или меньше, и многих из них мы видели сами.
Странно, что Павел, единоверец русского народа, пишет такие страшные клеветы.
Также государственные сановники и конные воины наполняли свои деревни пленниками, которых они делали крестьянами: крестьяне, где бы они ни находились, являются презираемыми рабами; Раньше они были крестьянами у поляков, а теперь стали крестьянами у москвичей. Наши сердца разрывались за них: бедняжки! мы видели, как их маленьких детей продавали за четыре, пять, шесть, семь, восемь за один пиастр-реал (пятьдесят долларов) – от чего зритель плакал.
Думаю, каждый здесь может сделать свои выводы (и написать их в комментариях). Однако было бы неправильно ограничиваться одним источником. Кроме того, источники должны подвергаться критическому анализу. Поэтому важно обратиться к исследованиям академических историков по этому вопросу.
Черкесский набег. 1890. Франц Алексеевич Рубо
4. Современные исследования рабства в Московском царстве
Большую работу по теме рабства, естественно, провели советские историки. Например, вопрос рабства подробно освещен в книге советского историка Евгении Ивановны Колычевой «Служба и крепостное право в XV-XVI веках». По поводу количества заключенных Колычева пишет следующее.
Число заключенных было разным. Иногда оно достигало колоссальных цифр. Так, в летописи Александра Гванини (Гваниньи) говорится, что при взятии Полоцка в 1563 году Иван IV увез в Москву около 50 тысяч пленных. Эти данные, очевидно, близки к истине, так как летописец указал, что только в стан государя из города вышло 11 160 человек. Еще больше людей («таких же бесчисленное множество») было в воеводских полках и татарских лагерях.
Однако неясно, что произошло дальше с заключенными. Может, их передали Красному Кресту?
Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, писал: «Чем знатнейшие имеют рабов, большинство из них куплены или захвачены». В духовных документах того времени мы находим ряд свидетельств в пользу того, что в XVI веке помещики еще видели в плене один из источников рабства, и распоряжались судьбой полонников по своему усмотрению, на равных правах с полными рабами. В духовном письме П. М. Плещеева читаем: «И что сын мой Василий пошел служить в страну Гама, и привез двух полянинцев», которые после смерти наследодателя должны перейти к его сыновьям.
То есть заключенные не только становились рабами, но и передавались по наследству. Рабство также передавалось по наследству.
Даргинский поход. Подвиг 3-го батальона Апшеронского полка. 1895. Франц Алексеевич Рубо
5. Стоимость холопов и их происхождение
Стоимость крепостных крестьян анализируется в монографии американского историка Ричарда Галлея «Рабство в России 1450-1725», изданной в 1998 году на русском языке при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование» рабства русских».
Скриншот из монографии "Служба в России 1450-1725". Плюс тому, кто найдет ошибку.
По всей вероятности, Хелли по указанию Сороса, естественно, пытался доказать, что русские являются потомками славян. Хелли отмечает, что пленные рабы составляли меньшинство. Основную массу рабов в Российском государстве составляли закрепощенные соотечественники, главным образом, в результате самопродажи, продажи детей или долгового рабства.
Обратите внимание: Как русские ремонтировали первые трофейные немецкие танки в боях 41-го года? От нехватки деталей до битв на сломанных танках.
Обращу ваше внимание на то, что речь идет о рабах, а не крепостных.Хотя у москвичей были и «иностранные» крепостные, такие как татарские, шведские и польские военнопленные, подавляющее большинство их крепостных (около 98,5% в моей базе данных) были этническими русскими. Соответствующие цифры приведены в таблице 12.1. Из него очевидно, что национальность раба не оказывала существенного влияния на цену, которую рабовладельцы были готовы заплатить.
Таблица 12.1 из монографии «Служба в России 1450-1725». Национальность рабов и их цена в рублях.
6. Сколько было рабов в Московском царстве
Хелли также рассказывает об общем количестве рабов в Московской империи. В важнейших уездных городах крепостные составляли от 5 до 10% взрослого мужского населения. По сравнению с традиционными рабовладельческими обществами это немного. Население Московского государства в 17 веке превышало 10 миллионов человек. Поэтому оценочная численность рабов может достигать около 500 тысяч душ и более. Для сравнения, в Крыму в 1667 году, по имеющимся данным, было 400 тысяч рабов. Это вдвое больше, чем свободных мусульман, которых было 100 тысяч простых людей и 87 тысяч солдат. Но в Московской империи крепостные были второй по численности социальной группой после крестьян. На основании приведенных данных получается, что число русских, порабощенных в Московской империи, превышало число русских, сосланных в Крым, и вероятность попасть в рабство у татар была меньше, чем в порабощение у своего соотечественника? Здесь важно отметить, что во многих случаях долговое рабство или продажа детей были способами спастись от голодной смерти.
Следует также отметить, что ряд статей в главе 20 Соборного уложения 1649 года «О крепостном праве» был посвящен крепостным татарам. Галлей отмечает, что это является свидетельством попыток московских властей защитить зависимые народы от рабства. Особо стоит отметить норму, запрещавшую похищение татар с целью кастрации. Интересно, что вновь повторяется установление 1623-1624 годов, запрещавшее кому бы то ни было покупать татар. Но, как это часто бывает, строгость российских законов смягчалась возможностью их исполнения.
Казаки у горной реки. Франц Алексеевич Рубо
7. Набеговая экономика донских казаков
Профессор Южного федерального университета Дмитрий В. Сен в своей статье «Бей по голове ахрейского атамана...»: плен, рабство и выкуп на южной границе (конец XVII – начало XVIII века)», что
Одним из основных источников дохода донского казачества в 17 веке была торговля «ясирами» — пленными мусульманами, захваченными казаками во время походов с Дона в соседние страны. Иногда казаки привозили их с собой из своих походов сотнями, а покупать их на Дон приезжали так называемые «торговцы» из русских городов. Примем во внимание приоритетный захват казаками женщин и молодежи и, наоборот, убийство ими взрослых ногайцев и татар. Таким образом, работорговля была одним из традиционных занятий донских казаков.
Другой научный сотрудник, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета Ларионов А.Н в своей статье «Экономическая основа существования Войска Донского» также отмечает:
на Дону и прилегающих территориях в XVI и XVII веках торговля живым товаром была почти полностью легальной. Число пленных, захваченных казаками, поражает: в 1650 году «Ясыром» под Царьгородом было взято в плен 150 человек, в 1653 году в Крыму и Анатолии — около 600 человек, в 1655 году на Тамани — 100 человек, в 1657 году близ Гезлева (Евпатория) — 600 человек, в 1659 году в Керчи, Булыклее, Керчи и Анатолии — 200 человек.
Как видим, набеговое хозяйство было характерно не только для кавказских и тюркских народов. В эту игру велись обоюдно, а иногда даже сообща. Тем не менее выше речь идет о 17 веке. Что произошло после запрета рабства Петром Великим?
Кавказ. Франц Алексеевич Рубо
8. Рабство в Сибири и Америке в XVII-XIX веках
А потом был, например, указ 1756 года, который разрешал русским дворянам, купцам, горожанам и казакам покупать рабов в Сибири. Об этом подробно пишет И. А. Мальцев в своей статье «Легальное рабство в Сибири и Оренбургской области в XVIII — первой половине XIX века".
Покупка рабов русскими торговцами на казахской границе также была обычным явлением в конце XVIII века. А. Н. Радищев, останавливавшийся на несколько месяцев в 1791-1792 годах в Тобольске по пути к месту ссылки, отмечал, что казахи "часто привозят. пленных калмыков всех возрастов", которыми "российские купцы обменивают с ними"
Крупнейший специалист по истории и этнографии Русской Америки, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Андрей Владимирович Гринев пишет о фактическом рабстве алеутов в своей статье «Характер взаимоотношений русских колонизаторов с аборигенами Аляски".
элементы рабства существовали и в Русской Америке - достаточно вспомнить погонщиков, которые составляли от 1/8 до 1/12 взрослого туземного населения. Водители обычно работали бесплатно или за низкую плату и получали лишь скудную одежду, еду и немного табака. Фактически на должности погонщиков находились и женщины, старики и подростки, вынужденные выполнять различные вспомогательные работы для промышленников (ловля лисиц, охота на птиц, шить парки, собирать ягоды и т д.)
Российские власти и позже продолжали попытки отменить работорговлю в империи. В 1808 году был издан указ, запрещавший казахам (младший и средний жузы находились в российском подданстве) продавать своих детей в рабство хивинцам. Но он разрешил всем русским подданным покупать и торговать казахскими детьми на границе с условием, что в 25-летнем возрасте им будет предоставлена свобода. Но это касалось только казахов. Дальнейшие указы, ограничивающие работорговлю в Сибири, были изданы в 1819, 1825 и, наконец, в 1828 году. В результате приобретение новых рабов было запрещено, но ранее приобретенные рабы продолжали оставаться в плену пожизненно или до смерти своих рабов владелец. Так рабство было запрещено в Российской империи. Снова. Однако на 10 лет раньше, чем в Британской империи. Хотя это не точно.
Казаки переходят брод. Франц Алексеевич Рубо
9. Свидетельства современников Российской империи
Мы предоставили слово российским и советским историкам. Но одним из первых исследователей дела стал исследователь сибирских сепаратистов Серафим Серафимович Шашков, еще в 1869 году написавший статью «Рабство в Сибири".
Например, в Охотске погиб и оставил после себя казак Алексей Константинов
некрещеная девочка Лаврук. Дьяк Ярыжкин завладел им и продал его тунгусу Кевании за 10 соболей и 10 рыжих лисиц, а тот перепродал его другому тунгусу за 7 соболей, 4 соболиные пластинки и 10 рыжих лисиц. Кроме взрослых и инородцев, способных к половому сношению, сибиряки покупали несовершеннолетних девочек и воспитывали их до достижения зрелости, да и тогда делали их своими наложницами или тотчас же после покупки развращали их; Как и в любом весьма развращенном обществе, так и в древнесибирском развращение несовершеннолетних было самым распространенным злом. Цена упомянутых девушек была весьма незначительна; в Березовском районе, например, семилетняя остячка стоила не более 20 копеек; и это была не минимальная цена!
Подобные свидетельства мы можем прочитать в книге «Описание земли Камчатской» известного путешественника Георга Стеллера, посетившего Камчатку в 1740-1744 годах.
У каждого казака было не менее 15-20 рабов, а у некоторых даже от 50 до 60. Проигрывали этих рабов в трактире в карты, и бывало, что раб в один вечер переходил к трем-четырем господам, и каждый выигрывал изнасиловал ее. Таких рабов казаки тоже обменивали на собак. Несчастным рабам приходилось выполнять всякую работу, и ни один казак и пальцем на палец не тронул, а только играл в карты, пил, ездил время от времени по своей округе собирать долги или ходил на войну. Ни диспетчер, ни кто-либо другой не заступился за бедных туземцев, как бы они ни жаловались, а следовали в ответ своей линии.
Это традиционные ценности.
Похищение. Франц Алексеевич Рубо
10. Заключение
Какую идею я хотел донести этим постом, спросят некоторые читатели. Идея проста: не было только злых «грязных татар» и исключительно доброжелательных русских, вопреки тому представлению, которое иногда формируется патриотически ориентированным воспитанием. Нет хороших и плохих людей. Природа человека одинакова для всех и соответствует его возрасту и среде обитания.
11. Предыдущие посты по теме
- Покорение Сибири vs колонизация Америки. Депопуляция аборигенов в фактах и цифрах
- В огне православной инквизиции. Как Башкирия вошла в состав России
- Дороги слез. Какие дороги стали общими между чероки США и черкесами Российской империи
12. Что почитать по теме
«Записки о Московии», Герберштейн; Анонимов, 1866 г
«Описания Европейской Сарматии», Александр Гуаньини, 1578 г. (доступно только на украинском языке)
«Путешествие Патриарха Антиохийского Макария в Россию в половине XVII века», архидиакон Алеппский Павел, 1898 г. (для сравнения английский перевод 1836 г)
«Описание земли Камчатской», Стеллер Георг Вильгельм, 1774 г
«Слуги и крепостные в Московском государстве в XVII веке», А.И. Яковлев, 1943 г
«Служба и крепостное право (конец XV-XVI)», Колычева Е.И., 1971 г
«Служба в первой половине 17 века», КК Панеях, 1984 г
«Служба в России 1450-1725», Галлей Р., 1998 г
[мин] История России Рабство Татары Казаки Российская Империя (XVI-XVIII вв.) Рабы Длинный пост 19Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как русские татар в полон угоняли. Работорговля в Московском царстве.