Если говорить о самых первых трофейных танках, которые оказались у Красной армии, то мы можем смело говорить о том, что их начали применять в самые первые дни Великой Отечественной войны.
Случаем хрестоматийным является использование трофейных танков в составе 34-й танковой дивизии. Впрочем, этот момент стал исключительно удачным, но кратковременным. Так, входе боев 28-29 июня удалось захватить 12 сломанных и подбитых немецких танков. И их использовали в качестве статичных орудий, чтобы вести огонь с места. Однако, какое-либо активное использование трофейных танков затруднялось тем, что немцы постоянно отступали, и им приходилось сдавать города и заводы.
Тем не менее, трофейную технику регулярно захватывали. А уже в августе месяца, входе боев 13 числа удалось подбить 12 танков противника, три из которых уже вывезли для ремонта. Случилось это входе обороны Одессы, следовательно, мы можем более менее смело говорить, что в местных одесских ценах одними из первых начали ремонтировать немецкие танки.
Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..
Впрочем, скорее всего все три машины не смогли починить, а использовали их в качестве своеобразных доноров, чтобы из всех танков создать один.Более менее активно начали чинить немецкую трофейную технику с осени-зимы 41-го года. Ремонт при этом порой проводился буквально на улице, об этом вспоминал американский журнал Ларри Лезер, который был на фронте вместе с 20-й армией генерала Андрея Андреевича Власова. Он вспоминал как несколько красноармейцев на морозе разбирали мотор немецкого танка, и тут же вспомнил своих американских автомастеров, однако крайне удивился, что работу выполняют самые обычные крестьяне. При этом, как добавлял американский журналист, все это было в крайне неприятных условиях холода, от которого страдали все.
Массово же начали отправлять в тыл для ремонта трофейную немецкую технику с декабря 41-го года. Так, части 5-й армии из состава Западного фронта в итоге с декабря 41-го по апрель 42-го отправили 411 единиц для ремонта, впрочем, надо сказать что вряд ли и 1/10 от этого числа было восстановлено, в силу опять же нехватки деталей и большой загруженности. Также, в конце этого года было создано в Автобронетанковом управлении Красной армии отдел эвакуации и ремонта и сбора трофеев. В начале 42-го года появился регламент ремонта трофейной техники.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как русские ремонтировали первые трофейные немецкие танки в боях 41-го года? От нехватки деталей до битв на сломанных танках.