А. Корзухин «Разлука» (1872)
На протяжении всего существования Российской империи существовало два пути стать офицером: либо начать службу в нижних чинах и дослужиться до офицерского звания, либо окончить соответствующее учебное заведение. На протяжении XVIII и в начале XIX века подавляющее большинство офицеров шло по первому пути. Причин было несколько. Во-первых, специализированных учебных заведений было мало, и они предназначались для дворян. Во-вторых, не существовало единых стандартов того, что должен знать и уметь офицер при поступлении на службу. Стоит также учесть, что долгое время среди дворянства ко всем казенным учебным заведениям относились с подозрением, предпочитая обучать детей дома, иногда в престижных частных пансионах, а потом назначая "несовершеннолетних" на обучение по знакомству либо как чиновник в ведомстве, либо в армии под крылом уже служивших там родственников и друзей. При наличии документов, подтверждающих его дворянство, поступивший в армию доброволец мог три месяца прослужить солдатом, а затем стать офицером. Те, кто не имел ни денег, ни возможности сделать это самостоятельно, но был связан с тем, чтобы таким образом дать своим отпрыскам путевку в жизнь, предпочитали обучать детей за счет государства. В результате девочек пытались поместить в институты благородных девиц, мальчиков – в юнкеры. Были, конечно, исключения. Наибольшее количество выпускников учебных заведений было среди артиллеристов. Например, более 60% офицеров, служивших в артиллерии в 1812 г., были выпускниками 2-го кадетского корпуса. Его с отличием окончил М.И. Кутузов, впоследствии возглавивший 1-й кадетский корпус. Сегодняшний пост будет о том, как и чему учили будущих офицеров.
Формирование курсантов Омского кадетского корпуса
История профессионального военного образования в России обычно восходит к гарнизонным школам, созданным в 1721 году, но в них обучались солдатские дети. 23 ноября 1731 года вступившая на престол Анна Иоанновна подписала указ, требующий «отныне <...> неграмотных и капралов следует производить в унтер-офицеры, а унтер-офицеров, не умеющих читать и писать, не следует производить в старшие офицеры, чтобы те, кто учится читать и писать, имели неленивую заботу». Первый кадетский корпус по указу императрицы был открыт в 1732 году, а в 1743 году реорганизован в Сухопутный дворянский кадетский корпус. Считается первым учебным заведением, готовившим офицеров.
Кадетский мундир Сухопутного дворянского кадетского корпуса (1793 г)
При Екатерине II появились Артиллерийский и Инженерный корпуса. При Александре I кадетские корпуса были открыты в Шклове (затем этот корпус был переведен в Москву), Омске, Оренбурге, Хельсинки, Нижнем Новгороде.
Служба в армии для выпускников кадетского корпуса начиналась с момента поступления. Обычно принимали детей 7-8 лет, но можно было отдать их гораздо раньше. Надо отметить, что отношение к детям не было таким сентиментальным, как сейчас. Скорее, к ним относились как к взрослым людям, которые в силу своего возраста еще не заслужили право голоса, но уже имели обязанности. Из воспоминаний П.Х. Граббе: «Я родился в 1789 году 21 декабря на Ладожском озере, где мой отец, в чине титулярного советника, занимал своего рода гражданскую должность. Ранний брак заставил его, кажется, оставить военную службу в звании поручика в каком-то, кажется, Симбирском гренадерском полку. В родительском доме я провел только первые четыре года своего детства; затем меня отвезли в Петербург, в дом друга моего отца, генерал-инженера Степана Даниловича Микулина, который определил меня в Сухопутный кадетский корпус в 1794 году, где я уже нашел своего старшего брата Карла, посланного туда два года назад лет назад. Я провел здесь одиннадцать лет, от нянь, принявших меня, до погон подпоручика артиллерии, с которыми меня выпустили». П. Х. Граббе дослужился до генерала и был одним из наиболее успешных военачальников во время завоевания Кавказа.
Более красочно выглядит рассказ генерал-лейтенанта и героя войны 1812 года А. Н. Марина: «Однажды зимним днем священник отслужил молебен на дороге; Родители благословили нас с братом, мы оделись, а Никита (извозчик - Л. И.) уже стоял с каретой на паре лошадей у крыльца. Мы вышли. Отец и мать стояли на веранде. Нас усадили с молитвой, и мы, без человека, без слуги, руководимые молитвой родителей, отправились с Никитой и вскоре дошли до елецкого села Колодезек. Там они помылись в чудесной бане, переночевали и через Елец отправились в Москву. В Москве меня водили смотреть часы Ивана Великого и большую пушку, купили игрушку, чтобы я не грустил. <...> Из Москвы по дороге мне вспоминается город Валдай, <...> где мне очень понравились бублики. Еще мне купили куклу, чтобы утешить, а потом мы приехали в Петербург в Преображенские казармы <...> нашему старшему брату Сергею Никифоровичу <…>. В это время гвардия собиралась в Москву на коронацию царя Павла Петровича. <...> Охранник и мои братья Сергей и Евгений уехали в Москву, а меня оставили на руках пьяного человека Игната Захаровича, который в пьяном виде водил меня по кабакам и поил водкой. Я подхватил сильную горячку, но попал под покровительство благодетеля Василия Кузьмича Выдрина, офицера лейб-гренадерского полка. <...> А 9 марта я уже умирал у Выдрина. Я помню 9 марта, потому что мне принесли печеного (тестового) жаворонка, чтобы утешить меня в моей болезни. Вспомнив, как меня в тот день утешали дома запеченными жаворонками, мне стало легче, и меня перевели в Измайловский полк в дом Ланского. <...> Вскоре гвардия вернулась в столицу. У брата Сергея Никифоровича была квартира в первом батальоне Преображенского полка, расположенная недалеко от Зимнего дворца, и меня туда взяли, всего в лохмотьях, почти без сапог. Вот меня кое-как одели и на Страстной неделе отвели в первый Шляхетский, который после этого стал первым кадетским корпусом. <...> Я вступил в юношескую гренадерскую роту <…>. Курсанты подхватили меня и потащили в большой сад; но я не скоро привык к толпе. Одели меня в павловский мундир и гренадерскую каску, и я приступил к службе и науке, благодарив Господа, что обрел благородное пристанище». Марин был видным дворянином и сыном крупного провинциального чиновника того времени.
Кадет-унтер-офицер 1 кадетского корпуса. 1817-1822 гг
Хотя большинство студентов происходили из относительно бедных семей, для поступления обычно требовались связи. Без патронов обработка заявлений о приеме в кадеты могла бы заведомо затянуться. Иногда у родителей вымогали взятки. Путеводным является рассказ А. А. Аракчеева, который в 11 лет хотел стать офицером, когда на обеде в соседнем имении увидел прибывших из Петербурга юнкеров. Отец пытался устроить сына во 2 кадетский корпус. «Деньги на поездку мы собрали, продав все, что можно было продать на рынке: с пятьдесят рублей в кармане мы собрались в путь. Перед отъездом пригласили священника, помолились всей семьей и, как обычно, отправились в путь. <...> Я обрадовалась и только потом призадумалась, когда мне пришлось прощаться с доброй мамой. Рыдая, она благословила меня образом, который я ношу до сих пор и который никогда не покидал моей груди, и дала мне утешение: молиться и надеяться на Бога. <...> Нам пришлось набраться терпения, пока рассматривалось наше заявление. Ни на слово не было ответа, и каждый день мы шли с Ямской на Петербургскую сторону и ждали у лестницы директора корпуса Петра Ивановича Мелиссино, чтобы поприветствовать его и напомнить о нашем прошении. Пока мы ждали, у отца осталось мало денег, и наконец они иссякли: у нас не осталось ни копейки. Ситуация была безнадежной. Мой отец услышал, что митрополит Гавриил помогает бедным, и наша нужда побудила его попросить о помощи. Мы пошли в монастырь. Нищие толпились у входа. Мой отец просил сообщить Его Святейшеству, что его желает видеть дворянин. Нас впустили. Отец описал свою ситуацию и попросил о помощи. Святейший послал нас к казначею, и нам дали серебряный рубль. Когда отец вышел на улицу, он взял с собой этот рубль, обнял его и горько заплакал. Я тоже плакала и смотрела на отца. Мы втроем, то есть с нашей служанкой, прожили на один рубль целых девять дней. Потом рубль кончился! Мы пошли снова на петербургскую сторону и заняли свое место у лестницы. Появился Мелиссино, и прежде чем мой отец заговорил, я шагнул вперед и в отчаянии сказал: «Ваше Превосходительство! Примите меня курсантом! Мы не можем больше ждать, потому что нам придется голодать. Всю жизнь буду благодарен вашему превосходительству и буду молить за вас Бога! Мой отец не выдержит этого и умрет здесь, и я пойду за ним!» Слёзы текли по моему лицу. Мелиссино испытующе посмотрел на меня. Я рыдала, и мой отец беспомощно рыдал. Мелиссино спросил мое имя и время подачи петиции. Затем он пошел в свой офис и сказал нам подождать. Через несколько минут он вышел, протянул мне записку и сказал: «Отнесите в канцелярию: вас приняли в корпус». Аракчеев вспоминал, что позже его встретили шантажом (с этим «подтолкнули» военнослужащие) и тем, что сейчас называется запутыванием. Учился он хорошо и смог досрочно освоить программу, через семь месяцев его перевели в «высший класс»; и произведен в капралы, затем в сержанты. Столкнувшись в детстве с шантажом, сам он, по воспоминаниям современников, взяток не брал.
Уроки фехтования. Петровский Полтавский кадетский корпус
Долгое время не существовало четких стандартов обучения и единых программ. Курсанты изучали стандартный набор общеобразовательных наук. Из-за отсутствия учебных заведений помещичьи кадетские корпуса однажды начали готовить гражданских специалистов, при этом учебная программа была дополнена изучением латыни и ораторского искусства, театрального мастерства и многого другого, не имевшего никакого отношения к военному делу.
Иван Иванович Бецкой
В 1766 году И. И. Бецкой, руководивший корпусом, составил «Устав Сухопутного дворянского кадетского корпуса для воспитания и обучения дворянской русской молодежи». Было введено деление на пять эпох, и каждая эпоха имела пять ветвей.
Обратите внимание: Первый президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин обращался к гражданам страны только так: «Дорогие россияне.
Принимались дети 5-6 лет, обучение которых должно было длиться 15 лет. Вместе с курсантами занимались гимнасты из простонародья. Дипломат С.Р. Воронцов оценивал программу обучения так: «Офицеры, вышедшие из старого кадетского корпуса, были хорошими солдатами и не более того; воспитанные Бецким играли комедии, писали стихи, знали, словом, все, кроме того, что должен был знать офицер». Особый интерес к гуманитарным наукам в корпусе возник в годы руководства Ангальта, которого очень любили кадеты.Сменивший его в 1794 году М. И. Кутузов радикально изменил программу и заявил, что будет относиться к юнкерам как к солдатам. Вместо пяти возрастов были введены четыре мушкетерские роты и одна гренадерская рота. Все штатские учителя были заменены офицерами. Были введены занятия по тактике и военной истории, которые проводились не только со студентами, но и с офицерами. К началу XIX века в программу кадетского корпуса обязательно входили Божественное право, русская грамматика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, иногда химия, природоведение, политическая история, география, французский и иногда немецкий язык.
Члены королевской семьи внимательно следили за учебой будущих офицеров в столице. Они регулярно навещали курсантов. Из воспоминаний И. С. Жиркевича: «Мы все были на занятиях, и нас учили, когда государь приезжает, здороваться с ним: «Ваше Императорское Величество, мы припадаем к вашим ногам!» Но этот возглас велено было произносить только тогда, когда государь находился в зале, а не в классах. Павел I пришел во время уроков и, войдя в наш класс, с самой последней скамьи взял юнкера (Яниша, теперь, в 1841 году, служил подполковником артиллерии), сам отнес его на кафедру и поставил его на столе, я своими руками снял с него обувь; Увидев идеальную чистоту и опрятность ног, он обратился к начальнику с благодарственными приветами. Теперь я до сих пор не могу забыть минуту бледности и страха, а затем безмятежности и слез на лице этого вождя, госпожи Багшувден, и того, как, упав на одно колено, она поцеловала руку монарха. В конце урока, когда государь пришел в залу, мы встретили его, пока нас учили, и он, не слыша того, что мы кричали, спросил: «Что они кричат?» - и он был очень доволен и разделил с нами наш полдник, съел две булочки, так что двух не хватило, а потом велел всем раздать сладости».
В свободное от учебы время курсанты могли отдохнуть. А. Н. Марин вспоминал: «Зимой нам разрешали кататься на коньках перед зданием в саду; но однажды утром у всех отобрали коньки и больше не разрешили заниматься такой гимнастикой. Летом нас учили разным видам спорта, и мы все любили играть с мячами и прыгать через барьеры. В большом саду в занавесках нам дали грядки, чтобы мы могли сеять овощи и знать хозяйственную часть; Там, в саду, была построена земляная крепость со рвом. Мы сами под контролем крепостного учителя и офицеров построили это укрепление. В одной из штор были установлены качели, и любой желающий всегда мог заняться этой гимнастикой в свободное от науки время. В саду был большой пруд, над прудом располагалась большая беседка, где по воскресеньям летом собиралась публика и множество дам, играла оркестровая музыка, пели и танцевали, в танцах принимали участие и курсанты. Нам было очень весело, потому что курсанты редко выбирались из корпуса. <...> В здании у нас был манеж и катание на лошадях». Полноценных каникул у курсантов долгое время не было, и летом их обычно не отпускали домой. Как и в институтах благородных девиц, родители передавали малолетних детей на попечение государства, в лучшем случае могли их навещать иногда (если курсант был из глубинки, а родители не могли позволить себе часто приезжать, визиты были редкостью), а спустя годы снова встретили пожилых людей.
Интересная статистика приводится в книге Л. Л. Ивченко «Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года». В 1812 г кадетский корпус окончило лишь 22,3% офицеров, половина из них — Дворянский полк. Половина офицеров умела только читать и писать. Треть российских офицеров говорила по-французски, четверть — по-немецки и 0,8% — по-английски. Большинство полиглотов служило в гвардии и в свите императора. Доля офицеров, окончивших «государственные»; военно-учебных заведений среди гвардии было сравнительно мало: в пехоте - 21,2%, а в кавалерии - 10,5%, но именно в гвардии наибольшее количество людей, получивших "обстоятельное" домашнее задание, имело концентрированное образование. Большая часть выпускников кадетских корпусов была артиллерийской - 67,6%. Согласно анкетам, заполненным офицерами, поступающими на службу, 23,2% из них изучали арифметику, географию - 15,5%, историю - 12,8%. Только 10% офицеров имеют знания более чем по 6 предметам, включенным в их формальные списки. Таким образом, наличие военного, а тем более всестороннего образования у «детей Марса» с 1812 года — не закономерность, а скорее исключение. Армия Наполеона имела примерно такое же количество кандидатов.
Отношение к профессиональному военному образованию начало меняться во время наполеоновских войн. Военные походы заставили родителей поверить, что старый метод военной карьеры больше подходит для мирного времени. Учиться всему практически в гуще боевых действий – занятие опасное, поэтому лучше отдать детей изучать военное дело в кадетский корпус. Для повышения боеспособности при 2-м кадетском корпусе был создан добровольческий корпус, который через год был переименован в Дворянский полк. Там бедных дворян готовили к военной службе за счет государства по ускоренной двухлетней программе. Общеобразовательных предметов не было. Товарищи помогали тем, кто был неграмотен и не умел считать. Только в 1811 году в полку было 1139 кандидатов — гораздо больше, чем прежде. В 1812 г. 1 кадетский корпус выпустил 180 офицеров, 2 кадетский корпус – 184. В 1812 г из числа офицеров, получивших военное образование, почти половина обучалась в Дворянском полку. Из воспоминаний Д. В. Душенкевича: «Благодаря созданию дворянского полка, чтобы родители имели удовольствие видеть своего сына офицером раньше, отец отвез нас в Петербург и в 1808 году назначил своего старейшину брат в тот полк, а я в юнкеры во 2-й корпус, где под благотворителями под присмотром ответственного учился прилично; в первый год он прошел два класса, во второй год — один, в третий также и стал в первый верхний (офицерский); на фронте он проявил себя боеспособным, за что неоднократно удостаивался одобрения и привязанности блаженной памяти светлейшего цесаревича Константина Павловича. <…>. Он никогда не позволял себе подвергаться никакому наказанию и был не чужд свойственных годам шалостей. Время в кадетском корпусе мне до сих пор вспоминается с утешением; наконец, в последние дни 1811 года вместе с моими товарищами, сдавшими артиллерийский экзамен, мы получили в Зимнем дворце поздравления любимого императора-благодетеля Александра в подпоручики вместо Конной артиллерии, где я ожидал меня находиться, нас всех одели в армейскую форму за государственный счет и быстро отправили в Москву для формирования там 27-й стрелковой дивизии».
Пират К.К. Воспитанники горцев в 1 и 2 кадетских корпусах. 1855 г
При Николае I в корпусе больше внимания уделялось военному делу, упор делался на боевую службу. Кадетский корпус представлял собой батальон, которым командовали командиры батальонов и рот. Курсанты изучали марши, построения и технику стрельбы. При распределении курсантов по ротным группам в первую очередь учитывалась боеспособность. Учащиеся старших классов могли быть переведены в младшие роты для оказания помощи ротным офицерам в поддержании порядка и обучении младших курсантов. Благодаря этому в каждой из рот были курсанты разного возраста. Учебная программа состояла из 6 общих классов (первоначально — 2 подготовительных и 4 общих; позднее 1 подготовительного и 5 общих) и специального курса, состоящего из I и II обязательных специальных классов; в Москве и Петербурге это был III факультативный класс. Выпускники III специального класса получали звания гвардии прапорщика, или подпоручика артиллерии, или лейтенанта армии. Второй специальный класс они окончили в звании подпоручика.
После неудач Крымской войны произошло резкое падение дисциплины в корпусе и даже беспорядки. Александровский Брестский кадетский корпус был расформирован в 1863 году из-за кадетского восстания. После реформы кадетский корпус был разделен на военные гимназии с общеобразовательными и военно-учебные заведения, где более подробно изучались военные условия. В 1882 году произошла новая реформа. Военные гимназии вновь стали называться кадетскими корпусами, офицеры возобновили воспитательную работу, в учебную программу вернулись военные дисциплины. К концу XIX века сложилась четкая иерархия военного образования: кадетский корпус, затем военное училище, затем предпочтительно Академия карьерного роста.
Обзор фронтовой подготовки 1-й роты Омского кадетского корпуса великого князя Константина Константиновича 2 мая 1909 г
Из воспоминаний А. А. Игнатьева: «В России было около двадцати кадетских корпусов, которые отличались друг от друга не только цветом клена (красный, белый, синий и т д.), но и старшинством. <...> Корпус был, за небольшим исключением, одинаковой численности: около шестисот студентов, административно разделенных на пять рот, из которых 1 рота считалась боевой и состояла из курсантов двух старших классов. В учебном плане здание состояло из семи классов, большинство из которых имело по два-три параллельных отсека.
Уроки фехтования. Петровский Полтавский кадетский корпус
В курс кадетского корпуса, как и в реальных училищах, не входили классические языки — латынь и греческий, но по сравнению с гимназиями он имел более широкую программу по математике (даже аналитической геометрии), естествознанию, а также включал космографию и право. Знания оценивались по двенадцатибалльной системе, которая, однако, была номинальной, поскольку полные оценки выдавались только по закону Божию. У меня, оставившего корпус во главе дела, было в среднем едва 10,5; Неудовлетворительной считалась оценка 5-4.
1 кадетский корпус
Большинство курсантов поступали в первый класс в возрасте девяти-десяти лет по конкурсным экзаменам, и почти все были приняты за государственный счет, причем предпочтение отдавалось сыновьям военнослужащих. Отец не хотел, чтобы я занимал должность в правительстве, и платил мне шестьсот рублей в год, что по тем временам было довольно большой суммой.
Хабаровские курсанты
Корпус комплектовался преимущественно сыновьями офицеров и дворян, но так как личное и даже потомственное дворянство приобреталось довольно легко на государственной службе, то кастовый характер корпуса был уже давно утерян и в этом отношении сильно отличался от привилегированных учреждений, таких как например Пажеский корпус, Александровский лицей, Катковский лицей в Москве и т д. Дети богатых родителей были в меньшинстве в кадетском корпусе, и только в Петербурге существовал специальный Николаевский корпус, составленный исключительно из самостоятельных и обучающих кандидатов на "кадетский корпус". «бесполезная кавалерия» ; с детства. Оставшийся корпус был почти полностью укомплектован детьми офицеров, чиновников и мелких дворян своего округа, как то: в Москве, Пскове, Орле, Полтаве, Воронеже, Тифлисе, Оренбурге, Новочеркасске и так далее <...> Лучшие корпуса, такие как Киевский и Псковский, давали среди выпускников наибольший процент кандидатов в высшие технические институты: горный, технологический и другие, куда было очень трудно поступить из-за жесткой конкуренции, особенно в математические.
Одесса
Остальных выпускников корпуса распределили без вступительных экзаменов в военные училища, которые ежегодно присылали определенное количество вакансий. Все лучшие кандидаты обычно посещали одно из двух артиллерийских училищ в Петербурге и инженерное училище, для поступления в которое требовалось иметь на экзамене из корпуса не менее десяти баллов по математике. Следующие по старшинству пунктов распределялись по столичным училищам, а самые слабые достались провинциальным пехотным и кавалерийским училищам». В ХХ веке большинство офицеров окончили какое-либо учебное заведение.
Мой пост здесь о том, как жили офицеры до революции
И еще часть фотографий Омского кадетского корпуса
На ступеньках здания с Великим Князем Константином Константиновичем. О
Генерал Медведев и курсанты на празднике посадки деревьев
Кадет развлекается
Кадетские развлечения. Кататься на лыжах с горы
Игра на плацу кадетского корпуса
Сокольский праздник курсантов во время празднования юбилея. Свободные движения. 2 мая 1911 г
Выступление кадетов младшей роты на празднике гимнастики в мае 1913 года
Часть информации взята здесь
И. С. Жиркевич «Записки Ивана Степановича Жиркевича». 1789–1848»
А. А. Игнатьев «Пятьдесят лет службы»
Л. Л. Ивченко «Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_кадетский_корпус
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадетский_корпус#%D0%9A%D0%B0%...
https://humus.livejournal.com/6056315.html
[мин] История РоссииАрмияРоссийской ИмперииДлинный пост 14Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Дорогие погоны. Как готовили офицеров до революции.