Смерть и её восприятие в культуре ацтеков

Ацтеки говорят только о жертвоприношениях, крови и смерти. Мы, современные цивилизованные люди, без колебаний скажем: они создали самую жестокую и неприемлемую игру!

Действительно ли человек способен на это? Разве сами ацтеки не видели кровавых рек безумия, где они жили и умирали?

Но вместо того, чтобы отвечать на эти вопросы, лучше задать другие. Справедливо ли распространять нашу современную, скажем так, европейскую мораль на людей, живших столетия назад в противоположной части света? Возможно, у ацтеков было другое представление о жизни и смерти, а также о жестокости?

Визуализация Миктлана / Гонзо-шоу «Преступный мир ацтеков Миктлана», gonzosnow.artstation.com

Жизнь и смерть Старого и Нового света

Представления ацтеков о смерти сильно отличались от европейских, если не сказать больше. Давайте посмотрим на них в связи с европейскими и сначала вспомним, как мы это делаем. Сразу оговорюсь, что особенности христианства представлены не для качественного сравнения двух способов изложения – для контраста. В статье в первую очередь исследуются представления ацтеков о жизни и смерти, поэтому, если я что-то упустил в христианстве или ему кажется, что ему не хватает глубины - это непреднамеренно, прошу прощения.

Представления о жизни и смерти человека часто (но, возможно, не всегда) связаны с религией. Я не знаток Библии, но если я правильно помню, мир был создан Богом за 6 дней, а человек был создан по образу и подобию Божьему. Каждое человеческое существо ограничено, и жизнь каждого заканчивается смертью – то есть концом существования.

Вера в бессмертие души и возможность продолжения жизни после смерти была связана главным образом с религиозными верованиями. Помимо нашего мира, нашей реальности, религия указывает на существование небесного и подземного мира – после смерти душа умершего попадает в рай или ад, в зависимости от того, насколько человек был послушен Богу при жизни.

«Сотворение Адама"

Одним из очевидных последствий промышленной революции в европейских странах XVIII и XIX веков стал колоссальный и резкий разрыв взаимоотношений человека и природы. Человек стал все больше осваивать и изменять природу в своих интересах, а потом и вообще стал верить, что он здесь король и может все. Но на самом деле современный человек ужасно боится природы. Не надо искать примеры – мысль о походе в дикий лес у обычного человека (не Беара Гриллса) вызовет дискомфорт и «лучше бы мы остались дома".

Если кто не знал, это Беар Гриллс, ведущий «шоу выживания» на «Дискавери». Он бродит во всяких мешках с дерьмом по природе и выживает в любых условиях. Подпись к фото: «О, ты ходил в поход на этих выходных? КАК МИЛО"

Вот и получается, что библейская фраза «мы — земля и в землю возвратимся» на самом деле не применима к современным европоцентристским культурам. Кажется, человек боится природы, поэтому кладет тела умерших в гробы. Чтобы эта самая земля до них не дошла.

Католический собор, построенный на вершине ацтекской пирамиды в Чолуле – «победа» католицизма над язычеством / Agencia Enfoque, poblanerias.com

В культуре ацтеков одними из главных принципов были дуализм и цикличность. Для ацтеков жизнь и смерть — две стороны одной медали: нечто подобное можно услышать и у нас, только для ацтеков смерть была неизбежной частью жизни, а не финальным событием. Жизнь и смерть — это цикл. В мифе о творении бог солнца Тонатиу, ставший солнцем в результате самопожертвования, требовал того же от других богов, которые также отдали свою кровь за новое человечество. Восход и закат — это цикл, в котором люди приносят кровь солнцу. Кровь у ацтеков — дар богов, их жертва; он обладает жизненной силой, обеспечивающей жизнь и благополучие, поэтому его использовали в ритуалах и жертвоприношениях. В этом была необходимость жертвоприношения – иначе мир погибнет.

Кстати, почему бы не использовать для этого кровь животных? Ну, очевидно, Кетцалькоатль не для этой цели жертвовал своей кровью, отдавая ее людям, чтобы они потом вернули ему какую-то компенсацию. // Хотя о человеке Кетцалькоатле существуют мифы

Изюминка в том, что мы не можем понять этого нашим цивилизованным современным технологическим мозгом. Я считаю, что так же, как мы были уверены в том, что земля круглая, ацтеки не верили, а именно в то, что они знали, что богам нужна кровь. Поскольку эта кровь священна, ее предложение богам – это привилегия. Конечно, это не то, что «дайте мне нож скорее, я отправлю себя к предкам!» — здесь скорее «мы празднуем смерть, но не хотим умирать», или другой дуализм, унаследованный от ацтеков современными мексиканцами, празднующими День мёртвых 2 ноября. Почитание умерших – национальный праздник. Христианство предполагает более личный контакт, обычно печальный.

Парад в День мертвых, когда главным виновником торжества является смерть / AFP

В ацтекской космологии кровь считалась «священным даром» богам, а убийство человека в рамках жертвоприношения считалось одним из высших даров, которые человек мог преподнести богам. С ацтекскими ритуалами и практиками люди знакомились уже в 4-летнем возрасте — и да, категорий «взрослый», «ребенок» и «детство» тогда не было. С самого начала люди усвоили, что смерть сейчас и не страшна, а не когда-нибудь потом, и лучше бы с ней вообще не сталкиваться.

Вообще-то у ацтеков, вероятно, была категория жестокости, но что это было и как они с ней справлялись, навсегда останется загадкой.

Душа - единство или не совсем?

Христианская культура предполагает существование единой души, уникальной и несравненной, созданной по образу Божию, обладающей божественным началом, призывающим человека к божественной цели, к Богу.

Ацтеки считали, что душа человека состоит из трех частей: тоналя, расположенного в голове; тейолия — в сердце; и иётль (ихийотль) — в печени. Помните, что у Миктлантекутли есть печень, выступающая ниже ребер – именно здесь концентрируется энергия души Иётля, связанная с потусторонним миром.

При жизни человек оставлял части своей тоналлии в различных местах своего проживания, а после смерти пытался собрать эти кусочки. Для этого человек совершал путешествие с помощью ритуала под названием китональтия (буквально «пожелание доброго пути»): в этом ритуале на ящик с кремированными останками умершего ставили деревянное изображение, которое помогало человеку идти в другой мир. Считалось, что после смерти человека тоналлы сохраняются в таких местах, как ногти и волосы.

Сердечная душа, тейолия, не покидала тело сразу после смерти, так как до этого должно было пройти четыре дня, в течение которых совершались различные ритуалы, помогающие умершему в его путешествии.

Наконец, иётль, или «ночной воздух», связан с тенью, то есть как бы прячется от всего. Эта часть души была связана с безнравственностью и пороком, и человек мог по своему желанию раскрыть миру эту часть своей души. После смерти человека часть иёт всё равно оставалась в теле.

Миктлан - действительно ли это Ад?

На первый взгляд, умершие ацтеки отправились в Миктлан – царство мертвых, которым руководил Миктлантекутли. Но мертвы ли они?

В культуре ацтеков смерть была тесно связана с ритуалами и обрядами, направленными на очищение души умершего и подготовку ее к переходу в Миктлан – то есть продолжение жизни в другой форме. Нечто подобное можно увидеть и в христианстве – отпевания и погребения, но главное то, что одним из основных учений христианства была вера в вечную жизнь. Другое дело, что качество этой бесконечной жизни после смерти напрямую зависит от отношения человека к Богу и его способности следовать Божьим заповедям.

Согласно одному из мифов о сотворении человека, чтобы создать человечество в эпоху пятого солнца, Кетцалькоатль отправился в Миктлан за костями, где успешно украл их, а затем, добавив собственную кровь, создал человека. То есть получается, что в Миктлане, царстве кажущихся костей и мертвых, есть жизнь – те же кости.

Миктлантекутли (слева) и Кетцалькоатль (справа) стоят спиной к спине. По сути, это изображение того же принципа двойственности – в данном случае жизни и смерти / Код Борджиа

В христианстве все просто (условно): если ты всю жизнь вел себя хорошо и молился Богу, после смерти попадешь в рай, а если вел себя плохо, гори вечно в аду. То есть попадание куда-то зависит от выполнения определенного набора условий.

Но у ацтеков не было рая и ада, не было отдельного мира для бандитов и для праведников. Ха, а как насчет принципа дуализма, или двойственности, пронизывающего всю культуру ацтеков? Где разделение, баланс? Но двойственность сохраняется и здесь. Дело в том, что в ацтекском понимании неба жили только боги, планеты и созвездия. Людей здесь нет и быть не может. Небо состояло из 13 уровней (есть и другие мнения, но это самое распространенное), каждым из которых управлял определенный бог.

Но ад, который принято называть Миктланом, на самом деле вовсе не ад. Если перевести это на христианское понимание, то это и ад, и рай одновременно. Это дуализм. После смерти человек, пил ли он, не высушивая, и убивал своих детей ложкой, или тщательно выполнял все ритуалы и пустил себе кровь во имя богов – не важно, он оказался здесь, в Миктлане – финале место упокоения этой души навсегда.

Но до Миктлана еще нужно суметь добраться! Чтобы обрести вечный покой, умершему пришлось пройти 9 уровней. Это путешествие заняло целых четыре года – именно столько, по мнению ацтеков, разлагалось человеческое тело.

Давайте посмотрим, через что пришлось пройти покойному. И поможет нам в этом Кодекс Риос, названный в честь его автора – испанского священника Педро де лос Риоса. Это единственный древний источник, показывающий девять уровней Миктлана.

И важно понимать, что это не путешествие души – умерший проходит путь в своем теле и душой (позже станет понятнее).

Собака, плывущая по реке / Кодекс Риос

1) Ицкуитлан («место собак») или Апаноуайан («переправа через реку»): первый уровень на пути к Миктлану. Мужчина появляется перед стаей диких собак породы Шолоитцкуинтли (отсюда и название места), охраняющих реку. Эти собаки могут ее съесть, если только родственники и друзья не подарили умершему амулет с изображением божества-покровителя (это может быть любое) – тогда они помогут ему переплыть эту реку.

Это Шолоитцкуинтли – лысая собака. Собачий эквивалент кошек-сфинксов, хотя у некоторых из них может быть очень мало шерсти

Также считалось, что собаки с темной и светлой шерстью отказывались купаться: светлые говорили, что они уже помылись, а темные — что они слишком грязные (другая версия: светлые были слишком молоды и неопытны, и темные были из-за темной воды, т е людей уже везли много).

Поэтому родственники погибшего взяли в дорогу собаку с рыжей шерстью (были такие, да). А эта собака переплывала реку на первом уровне с покойником на спине.

Две горы, между которыми пробирается умерший / Кодекс Риос

2) Тепетла-мона-миктлан (Tepetlamonomictlán — «место сталкивающихся вершин»): здесь горы находятся в постоянном движении и норовят обрушиться, раздавив человека, проходящего между ними. Те, кто не смог пройти, остаются здесь размазанными навсегда. Страдают ли они от этого – об этом история умалчивает...

Гора кинжалов и бегущий мимо человек / Кодекс Риос

3) Ицтепетль (Iztépetl — «место обсидиановых ножей»): область сильных порывов ветра и острых обсидиановых ножей, носящихся туда-сюда, по крупицам срезающих плоть с костей.

Так изображали мороз – в Мезоамерике не было снега / Кодекс Риос

4) Сеуекаян (Cehuecayán — «место мороза/снега»): на этом уровне постоянно идет сильный снег, очень холодно, что сопли замерзают — в общем, местный Оймякон. Ледяные ветры также разносят микрочастицы льда, которые продолжают срезать все, что не было отрезано раньше.

Судя по всему, на изображениях изображены перевернутые флаги, развевающиеся на ветру, но они также похожи на кровавые листья / Кодекс Риос

5) – все, что принадлежит к земному измерению, измерению живого.

Человек, пораженный стрелами / Кодекс Риос

6) Темиминалоян («место, где стрелы убивают»): как следует из названия, сюда летят тысячи и тысячи стрел и пронзают бедных душ, путешествующих.

Изображение головы животного (ягуара), поедающего сердце / Кодекс Риос

7) Teyolocualoyán («место, где съедают твое сердце»): здесь на человека просто нападает ягуар, который разрывает ему грудь и съедает сердце. Ничего страшного – ведь сердце человеку уже не нужно.

По коричневому ковру, который на самом деле является рекой, плывет человек, окруженный зеленым существом – это ящерица / Кодекс Риос

8) Ицмиктлан Апочкалолька (Izmictlán Apochcalolca — «[место] где есть дорога, постоянно идущая к дому, где умирает свет») или Апанохуалоян («место темных вод»): считалось, что здесь в полной темноте текут быстрая и глубокая река – настолько быстрая, что уносит остатки тела, возможно, уцелевшего на предыдущих уровнях. Всё, тела нет, оно больше не нужно, осталась только душа.

Считалось также, что здесь умершего встретит ящерица по имени Шочитонал – это указывает на день цветка (шочитль), последний день ритуального календаря Тональпохуалли – и, следовательно, последний день жизни.

Вот как выглядят все уровни Миктлана. Для последнего уровня нет отдельного рисунка; автор объединил восьмой и девятый уровни в один. Справа итальянские субтитры, но не всё / Кодекс Риос

9) Чикунауапан («место девяти рек»): в этом месте, видимо, протекали все реки Миктлана, и здесь был конечный пункт путешествия человека после смерти. Здесь человек не смог бы увидеть даже собственных рук (если бы они остались) — настолько густой туман царит на девятом уровне.

К этому моменту человек уже настолько устал после всех испытаний, что ему остается только размышлять над всеми своими решениями и поступками в жизни, хорошими и плохими. В этот момент душа, оставшаяся без тела и бренности мира живых, осознав всю свою жизнь, становится единой со всем, что есть здесь, в Миктлане. Теперь она перестает страдать и попадает в королевство Миктлан, чтобы остаться здесь навсегда.

В конечном итоге путешествие по 9 уровням Миктлана – это очищение души от тела, прошлого и разума для обретения вечного покоя. И это определено для любого человека, независимо от статуса и «справедливости». Само понятие праведности (как и греховности) является продуктом религиозного сознания в христианстве и некоторых других религиях. Возможно, у ацтеков были категории греха, но мы о них никогда не узнаем.

Однако самое главное условие – душа должна быть сильной и пройти все испытания. В остальном все испытания носят исключительно естественный характер.

Напротив, христианский ад полон пыток, отождествляемых с человеческой деятельностью – жарение, варка, средневековье. В раю праведники наслаждаются присутствием Божиим и общением с другими праведниками; они освобождаются от земных страданий и грехов и находятся в состоянии полного блаженства. То есть либо безумие и содомия ада, либо благоговейный экстаз от соединения с Богом.


Самое интересное в этом то, что мы никогда до конца не поймем, как воспринимали мир не только ацтеки – любой древний народ. Другие представления о мире, о жизни и смерти, об обществе и месте человека в нем.

Ну и последний вопрос - на всякий случай. Выходит, Данте Алигьери позаимствовал концепцию девяти уровней для своей «Божественной комедии»?.. Данте работал над этим произведением в 1308-1321 годах. Колумб отплыл в Америку в 1492 году. Кортес – в 1519 году.

Будьте здоровы и крепки сердцем. И увижу вас скоро!

Спасибо за внимание! Если вам понравился материал, вы можете поддержать канал по ссылке. Мне будет очень приятно получить вашу поддержку!

(с) @mexicalli,

[моё]АцтекиМезоамерикаБог Смерти Ад Небеса Религия КультураДлинный постНегатив 23

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Смерть и её восприятие в культуре ацтеков.