На страже мирного неба: ПВО СССР в 1945-1960 годы

Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).

После окончания Второй мировой войны советские силы ПВО столкнулись с совершенно новыми задачами. Вероятный противник — англо-американская коалиция — продемонстрировала в ходе войны возможность массированных налётов сотен стратегических бомбардировщиков вглубь тыла противника. Бомбардировщики с истребителями сопровождения прорывались на большой высоте, используя средства радиоэлектронной борьбы для подавления радаров и нанесения крайне болезненных ударов.

Советские военачальники, анализируя опыт войны, пришли к выводу, что в случае войны с англо-американцами противник применит аналогичный подход. Даже если у противника будут ядерные бомбы, ему все равно потребуется создание крупных ударных группировок, обеспечивающих уничтожение ключевых объектов за Советским Союзом. Поэтому основной задачей ПВО страны стала борьба с крупными соединениями бомбардировщиков противника, совершившими прорыв на большой высоте. Даже одиночный бомбардировщик с прошедшей ядерной бомбой мог нанести непоправимый ущерб, поэтому стояла задача сбить/заставить все самолеты в атакующем строю отклониться от цели.

Нападение стран западной коалиции в 50-х и 60-х годах рассматривалось как комбинированная операция, а воздушная атака осуществлялась в 2 и более звеньев: в первом и втором звеньях поднимались в воздух тактические и стратегические самолеты от аэропортов на ТВД, а в третьем и последующих эшелонах - самолеты, вылетевшие из аэропортов континентальной части США, и самолеты первого и второго эшелонов, сумевшие вернуться в аэропорты. Максимальная продолжительность операции оценивалась в 12 часов, при этом максимальная плотность будет достигаться в первую смену (1-2 часа с часа Х). Глубина формирования эшелона составляла до 2 часов [как в источнике]. На каждый объект, если предположить, что он оснащен ядерным оружием, следует выделить от 2 до 6 самолетов в зависимости от удаленности объекта от фронта и его важности.

При этом перед советским командованием возникла стратегическая дилемма – противник мог получить прорыв с трёх направлений: западного, южного (Балканы и Турция) и северного (через Северный полюс). Огромная протяженность потенциальных фронтов воздушной войны не позволяла прикрыть и их. Ключевыми объектами противовоздушной защиты стали: штабы, крупные промышленные предприятия/кластеры, важные государственные объекты и транспортные узлы. Основным средством ПВО в начале 50-х годов была истребительная авиация, а объектной ПВО — последним рубежом на пути нападающего — служила зенитная артиллерия.

Реактивные истребители МиГ-15 стали основой истребителей ПВО уже в начале 50-х годов. В конце 40-х годов это была вполне современная дозвуковая машина, способная бороться с целями на большой высоте. Но его серьезным недостатком было отсутствие бортового радара и лишь незначительное превосходство в скорости над современными реактивными самолетами, в том числе бомбардировщиками. Все это в совокупности препятствовало эффективному обнаружению и перехвату целей. Более того, они не всегда могли прицелиться в цель с земли.

МиГ-15

До середины 50-х годов в стране не существовало единой системы обнаружения самолетов противника — система воздушного наблюдения, оповещения и связи была разделена между зонами ПВО в приграничных округах. В каждой зоне были созданы отдельные сети радиолокаторов и постов визуального наблюдения за небом, связанные только со штабом зоны; обмен командованиями зон ПВО между собой и с командованиями округов был слабым. При этом созданные бортовые системы наблюдения были неэффективны – РЛС и наблюдательные посты не обеспечивали 100% охвата неба над зоной ПВО, было много слепых зон, особенно на пересечениях между зонами. В связи с этим до середины 50-х годов основным способом обнаружения и перехвата самолетов противника стало воздушное патрулирование с визуальным поиском нарушителей.

Из-за этого самолеты вторжения часто обнаруживались слишком поздно, зайдя вглубь страны на десятки и сотни километров; зачастую перехват приходилось производить не на встречных курсах, а во время поимки нарушителя. Если бы нарушитель был поршневым самолетом, то самолет МиГ-15 мог бы справиться с ним сравнительно легко, но на самолетах с небольшой разницей в скорости перехват зачастую был невозможен. Частично проблему решил МиГ-17, поступивший на вооружение во второй половине 1950-х годов и получивший на борту более мощный двигатель и радар. Еще одним недостатком как Миг-15, так и Миг-17 было наличие только пулеметно-пушечного вооружения с небольшим боекомплектом: всего 40 выстрелов калибра 37 мм на ствол и 80 выстрелов калибра 23 мм. Хотя самолет кажется не очень прочным, опыт Второй мировой войны показал, что бомбардировщики достаточно живучи и могут выдержать не одно попадание автоматических пушек, а большая часть выпущенных снарядов вообще промахивается.

Кроме того, в середине 50-х годов вся система ПВО была реорганизована, объединена в единый род войск, что позволило воссоединить ВНОС и развивать ее в целом. Но только в конце 50-х годов можно сказать, что значительная часть государственной границы была прикрыта средствами воздушного обнаружения. А так, из-за особенностей географии и параметров эксплуатации, «слепые зоны» все же присутствовали, особенно в приполярных регионах.

Границу СССР прикрывали 23 дивизии ПВО сухопутных войск, каждая из которых имела в зоне ответственности участок границы протяженностью до 300 км, а также еще 6 авиадивизий из состава флота. Каждая дивизия должна была иметь в штате от 100 до 200 бойцов. Задачей всех этих самолетов в мирное время был поиск и обнаружение нарушителей государственной границы, а в военное время – завоевание господства в небе приграничных районов Советского Союза.

В первой половине 50-х годов объектная ПВО была представлена ​​зенитной артиллерией. Основными калибрами были 57 мм, 100 мм и 130 мм. Все системы этих калибров были разработаны после войны из-за меньшей эффективности ранее имевшихся зенитных орудий из-за увеличения высот и скоростей полета. Наведение орудий на цель осуществлялось с помощью радиолокационной станции типа СОН (станции наведения орудия); на каждую батарею из 4 орудий в полку имелась станция СОН с соответствующим баллистическим вычислителем (ПУАЗО), который имел возможность автоматического наведения оружия и установки задержки взрывателя снаряда.

Источник: В.Н. Тикшаев, В.М. Малиновский «Развитие тактики и оперативного искусства войск ПВО страны в 50-60-е годы ХХ века»

Поскольку объекты приходилось защищать от угроз на всех высотах, наиболее эффективно было использовать зенитные орудия разных калибров в смешанных формированиях. Обычно для защиты крупных объектов от нападения с воздуха использовались зенитные полки или дивизионы. Дивизии состояли из 4 полков, каждый из которых имел в штате 72 орудия. В случае дивизионного развертывания орудия крупного калибра размещались на наиболее вероятных направлениях подхода противника в 2-3 эшелона. Глубина отрыва может достигать 20-30 км, в зависимости от собранных средств. Одна батарея 8100 или 130-мм орудий может прикрыть территорию по фронту до 40 км. Например, в начале 50-х годов для обороны Москвы (площадь города 380 квадратных километров) были привлечены 6 зенитных дивизий со 100-мм орудиями (в штате 1728 орудий), а во второй половине 50-х годов количество орудий было увеличено до 2500 орудий калибра 100 и 130 мм, и это не считая орудий малого калибра. И даже этого сбора сил может оказаться недостаточно.

100-мм зенитная пушка КС-19

130-мм зенитная пушка КС-30

увеличение скоростей полета крайне затрудняло задачу поражения, поскольку самолеты находились в зоне поражения зенитно-артиллерийской батареи всего 2-3 минуты. В качестве нормы для обороны крупных объектов огневые возможности были установлены исходя из военного опыта - в среднем 2500-3000 выстрелов при плотности огня 200-250 выстрелов на километр траектории цели. 100-мм пушка КС-19 имела скорострельность до 15 выстрелов в минуту, т.е батарея из 8 орудий могла выпустить по цели 120 снарядов за 3 минуты. При этом, по расчетам советских офицеров, для поражения одной цели на высоте 10 км требовалось от 200 до 500 снарядов. И это когда оборону строишь по учебнику.

Если бы орудия были рассредоточены для защиты большой площади, например, вытянув их в цепочку, то за счет уменьшения плотности огня батарея могла бы выпустить по самолету еще меньше снарядов. При этом станции СОН были способны сопровождать только одну цель, а перенос огня был возможен только через 1,5-2,5 минуты, а это означало, что часть самолетов успевала покинуть зону поражения. Чтобы исключить такое развитие событий, ближе к концу 50-х годов в состав батарей стали включать второй комплекс СОН, который во время стрельбы батареи проводил баллистические расчеты по другому набору целей.

Недостаточная эффективность ствольной ПВО, ставшая очевидной в конце 40-х годов, привела к усилению работ по ракетам. В середине 1950-х годов на вооружение поступили стационарный комплекс С-25 и мобильный С-75. Комплекс С-25, поступивший на вооружение в 1955 году, представлял собой технически совершенное изделие, позволявшее бороться с целями типа скоростного бомбардировщика в диапазоне высот от 3 до 25 км. Комплекс имел многоканальную РЛС наведения с селекцией целей, что позволяло сопровождать и наводить ЗРК на 20 целей одновременно. Система разработана в рамках ПВО столицы: 56 пусковых комплексов, расположенных на удалении 50 км от столицы (24 пусковых площадки зенитных ракет) и 90 км (32 пусковых площадки зенитных ракет).

Система ПВО С-25. Расположение лаунчеров

На каждой из стартовых площадок имелась РЛС наведения и 60 пусковых установок. Вся система С-25 могла одновременно обстреливать 1120 целей. Все пусковые установки располагались так, что имели перекрывающиеся сектора обстрела. Вероятность поражения цели типа бомбардировщик Ту-4 одной ракетой оценивалась от 50 до 90% в зависимости от наличия помех и маневренности цели. В 1957 году комплекс был модернизирован с целью повышения помехозащищенности и реализации возможности применения ядерной боевой части.

В то же время С-25 представляла собой достаточно дорогую, громоздкую систему и создавалась только для защиты столицы. Пусковые установки были стационарными и открытыми, уязвимыми для атак противника.

Пусковая установка С-25. Во-первых, это просто красиво…

В 1957 году на вооружение поступил более простой комплекс С-75. В отличие от С-25, он был мобильным – дивизион С-75 мог самостоятельно подготовить новую позицию в течение недели. Дивизион С-75 состоял из батареи из 6 пусковых установок с возможностью поворота на 360 градусов, транспортных машин заряжания с дополнительными 18 ракетами, кунга с радиолокационной станцией наведения СНР-75, кунга управления, а также придаваемого ему Обзорная РЛС П-12. Мобильность комплекса открывала большие возможности для тактической гибкости при его использовании. Но платой за мобильность стали худшие характеристики комплекса по сравнению с С-25: РЛС стала одноканальной и могла сопровождать только одну цель со временем перенацеливания около 2 минут; ракета комплекса С-75 имела боевую часть всего 190 кг против 300 кг у С-25, что обеспечивало меньшую зону поражения; применение ядерных боеголовок стало возможным только после модернизации в 1961 году.

Однако по сравнению с артиллерийским вооружением С-75 обеспечивала превосходные характеристики. Дивизион С-75 стандартным пуском трех ракет гарантированно уничтожал самолет типа Ил-28 в обстановке без помех и с вероятностью от 20 до 90% в случае помех. Преимущество перед снарядом заключалось в возможности корректировки ракеты в полете, а также в большей массе боевой части в 7 раз, что означало существенно большее облако осколков. Таким образом, 1 дивизион С-75 мог заменить целый полк пушечной зенитной артиллерии. Поэтому с 1957 года началось стремительное переформирование артиллерийских частей в зенитно-ракетные.

Источник: «Зенитная артиллерия и зенитно-ракетные войска ПВО. Часть 2», Минобороны России

Источник: В.Н. Тикшаев, В.М. Малиновский «Развитие тактики и оперативного искусства войск ПВО страны в 50-60-е годы ХХ века»

В состав зенитно-ракетного полка входили 4 ракетных дивизиона, технический отдел и части обслуживания. Полк может выполнять задачу по обороне объекта. Бригада предназначена для охраны нескольких объектов и состоит из не менее 6 дивизий, не менее 2 технических дивизий и подразделений обслуживания.

Но зенитные системы не были всемогущими. Зенитные комплексы 1950-х годов имели существенный недостаток - ракеты не могли поражать цели, летящие ниже 3000 м. В 1960-е годы этот диапазон высот должны были прикрывать системы С-125, но в 1950-е годы пришлось использовать полки малокалиберной зенитной артиллерии для прикрытия. Кроме того, по расчетам, для наиболее эффективного прикрытия объекта зенитно-ракетные дивизионы должны были располагаться на расстоянии не более 20 км друг от друга, тогда зоны их поражения перекрывались бы. На такой дистанции зенитно-ракетный дивизион в идеальных условиях имел шанс сбить 2 самолета за два пуска по 3 ракеты. Затем приступали к перезарядке, которая зависела от степени готовности позиций технических частей и их подготовки: технический состав мог подготовить от 5 (на полевой позиции) до 12 (на заранее оборудованной позиции) ракет за 1 час. Оптимальное расстояние от защищаемого объекта с точки зрения живучести ЗРК оценивалось в 20-40 км.

Варианты разделения позиций ADMC

Учитывая все вышесказанное, наиболее надежное прикрытие объекта осуществлялось при использовании эшелонирования в 2-3 линии. Однако даже в конце 1950-х годов количество используемых зенитных систем позволяло создать лишь очаговое зенитное прикрытие. Попытка создать на южной границе непрерывные цепочки зенитно-ракетных комплексов для предотвращения полетов самолетов-разведчиков в 1960 году доказала, что имеющиеся зенитные комплексы недостаточны для выполнения поставленной задачи. Для прикрытия одним эшелоном ПВО участка границы протяженностью 1340 км потребовалась передислокация 43 дивизионов С-75 (1/10 всех дивизий, имевшихся в 1960 г.). В то же время этот заслон не смог предотвратить полеты самолетов-разведчиков противника из-за отсутствия разделения и перекрытия зон стрельбы дивизионов ЗРК. При этом значительно расширить численность зенитных войск не удалось, и поэтому ПВО страны даже в 1960-е годы носила фокусный характер, и основная задача защиты неба страны по-прежнему возлагалась на истребитель.

Стоит отметить еще несколько важных моментов:

1. Поскольку для зенитной артиллерии и зенитных систем проблематично отличить свои самолеты от иностранных, до середины 1950-х годов было введено четкое разграничение зон прикрытия: зенитные самолеты не могли летать в зону действия противовоздушной обороны. -авиационное вооружение и зенитные системы. Новая система «свой-чужой» для самолетов, разработанная в середине 50-х годов, оказалась проблематичной: она не всегда правильно реагировала, легко поддавалась глушению, а при подборе частот быстро расшифровывалась противником. Однако ее внедрение позволило в конце 1950-х годов снять запрет на вход зенитной авиации в зону действия наземных средств.

2. Самой проблемной зоной покрытия была северная граница СССР. Создание постоянных аэродромов, радиолокационных и зенитно-ракетных станций в приполярной и полярной зонах началось лишь в середине 1950-х годов. При этом процесс был сложным и длительным - в конце 50-х годов на севере страны еще не было создано единое радиолокационное пространство, авиационная составляющая носила очаговый характер - аэропортов было мало и не вся государственная граница была прикрыта, а наземные средства вообще не использовались. При этом прорыв бомбардировщиков через Северный полюс был вполне реальным сценарием, однако основная задача их перехвата лежала бы на плечах систем ПВО, расположенных в более южных широтах.

Источники:
- В.Н. Тикшаев, В.М. Малиновский «Развитие тактики и оперативного искусства войск ПВО страны в 50-60-е годы ХХ века»
- «Зенитная артиллерия и зенитно-ракетные войска ПВО. Часть 2», МО РФ, 1994 г
- «Тактика зенитно-ракетных войск», МО СССР, 1969 г
- Кондратенко С.Ю. «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНОЙ СТРУКТУРЫ СОВЕТСКИХ СУХОПОЯТНЫХ ВОЙСК В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1953.)»
- А.О. Метельский, В.А. Марков, В.И. Пусев «О зенитно-ракетном комплексе С-25»
- В.Л. Мартынов «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» В АРКТИЧЕСКОМ МОРЕ: «Войска ПВО страны в Арктике (50-90-е годы XX ВЕКА)
- «Страна Войск ПВО» МО СССР, 1968 г. (http://militera.lib.ru/h/pvo/07.html)
- https://history.ric.mil.ru/Stati/item/290216/
- http://www.raketac25.narod.ru/gl2.htm
- https://arsenal-otechestva.ru/article/1405-zenitnaya-artille...
- https://worldgonesour.ru/stati/26561-radiotechnicheskie-voysk...
- http://history.milportal.ru/vozdushnaya-oborona-granic-sssr-...
- http://samlib.ru/l/leonow_d_n/658zrp-1.shtml
- https://historykpvo-2.ucoz.ru/index/0-6

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_562202
Почта с навигацией по Коту
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные публикации!

[min]Cat_catИстория (наука)ТекстХолодная войнаUSSRPVODLeng post 11 Поддержка чувств

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: На страже мирного неба: ПВО СССР в 1945-1960 годы.