Восстание тайпинов: младший брат Христа против Конфуция

В 1843 году, после окончания Первой Опиумной войны, в деревнях близ Кантона, потрясенных «заморскими варварами», возникла еще одна секта или тайное общество. Таких тайных союзов и обществ – религиозных, политических, мафиозных, а зачастую и всех этих одновременно – в Китае с древних времен существовало множество. В эпоху Империи Цин они выступили против маньчжурского правления, чтобы восстановить старую, уже легендарную национальную династию Мин: «Фань Цин, Фу Мин!» (Долой династию Цин, давайте восстановим династию Мин!).

Еще у меня есть канал «Хроники прошлого», где я публикую еще больше историй и фотографий этого и других периодов

В конце 18 века одна из них, наиболее известная под своим «мафиозным» названием «Триада», восстала против маньчжуров на Тайване и в южных прибрежных провинциях. Так закончилось почти столетие относительного социального мира в империи. В начале 1800-х годов на севере Китая буддийское тайное общество Байляньцзяо («Белый лотос») возглавило крупное крестьянское восстание, которое длилось почти девять лет. Характерно, что после подавления мятежа, в 1805 году, восстали те, кто его подавил - сельское ополчение "Сянъюн" и ударные отряды добровольцев "Ёнбинь", требовавшие вознаграждения после демобилизации. К ним присоединились новобранцы из войск «Зеленого знамени», протестовавшие против плохого снабжения. Маньчжуры уже не могли убивать опытных солдат и для подавления военного мятежа раздали повстанцам землю из государственного фонда.

Вся первая половина XIX века прошла в Китае под знаком непрекращающихся провинциальных волнений, разрозненных бунтов и восстаний тайных обществ и национальных меньшинств. В 1813 году последователи секты Небесного Разума даже штурмовали Императорский дворец в Пекине. Восемь десятков нападавших сумели прорваться в покои императора, но они были убиты маньчжурскими стражами из Цзинь-цзюнь-ина, дворцовой стражи.

Но новая секта или новое тайное общество отличалась от прежних тем, что основывалась на сломанном в китайском сознании христианстве.

Китайский брат Иисуса Христа

Хун Сюцюань, сын богатой сельской семьи, трижды ездил в Кантон, посвятив первые 30 лет своей жизни безуспешным попыткам сдать печально известные экзамены на бюрократические должности. Именно там он познакомился с китайскими переводами христианских книг и проповедей, а перегруженный конфуцианской схоластикой мозг и тяжелое разочарование в традиционном миропорядке (неудача на экзаменах означала конец мечтам о карьере) впервые породили духовный подъем кризис, а затем озарение, просветление и религиозно-политический подъем, ставший началом нового учения и государства.

Государственные экзамены на чиновничий чин, средневековый китайский рисунок. Общенациональная экзаменационная система существовала в Китае более тысячелетия до 1905 года

Подобно христианским святым, Хун после третьего проваленного экзамена, ставшего концом его предыдущей жизни, умирал 40 дней и ночей, фантазируя о поэзии, в которой он смешивал христианские элементы с традиционными китайскими. Выздоровев, он больше не думал о сдаче экзамена, а намеревался изменить мир. Ведь он уже был братом Иисуса Христа…

К счастью для нового мессии, у него были весьма практичные последователи, как оказалось в ближайшем будущем, наделенные замечательными организаторскими и военными талантами. Таким был Ян Сюцин, сын бедных фермеров из соседней провинции Гуанси, который сменил множество профессий и оказался безработным после того, как опиумная война привела к перемещению центра внешней торговли из Кантона в Шанхай. Ян вряд ли до конца верил в то, что Учитель Хун, которого он уважал, был родным сыном Иеговы и братом Иисуса, но это не помешало ему объявить себя вторым младшим братом Бога-Сына. И более того, как все страстные личности, он искренне считал себя не хуже Христа или маньчжурского императора.

Всего основателей новой доктрины и нового государства (действительно нового - недаром с этого восстания начинается новая история Китая) - учитель, нищий, ростовщик, помещик, земледелец, шахтер. Они происходили из очень разного социального происхождения, образования и профессий, все были «хакка» — детьми бедных кланов. «Хакка» буквально означает «гости», потомки древних поселенцев, которых издавна презирали и угнетали коренные кланы. И столетия совместной жизни не сгладили, а углубили эту вражду. Здесь вмешалась древняя борьба за важнейшее средство выживания — за землю, очень похожую по социальному характеру на ту, которая через полвека породит великую кровопролитную гражданскую войну на юге России между казаками и «нерезидентами». Эта великая кровь, которую еще больше усугубляют огромные массы населения, зальет и мятежный Китай.

Китайский рисунок на библейскую тему. Христианство, сломанное в средневековом китайском сознании, оказалось неспособным породить подобные истории…

Дети хакка создали общество Байшандихуэй — общество Отца Небесного, в котором переплелись христианское учение о справедливости и древнекитайские утопии всеобщей гармонии, призывы к социальному равенству и национальному восстанию против чужой маньчжурской династии. По сути, это была первая версия «теологии национального освобождения» в современной истории. Помимо Ветхого и Нового Заветов, они написали свою «третью часть» Библии — Последний Завет.

В 1847 году Хун Сюцюань приехал в Кантон, чтобы навестить протестантских миссионеров из США и принять крещение. Но это были не те христиане первых веков, которые сокрушили рабовладельческую империю Рима – напуганный странным китайцем американский священник отказался его крестить.

Искатели Бога не сразу стали бунтовщиками. Местные власти преследовали странных проповедников, затем стали сажать их в тюрьмы и освобождать за взятки. Через семь лет новое учение охватило значительные массы, и секта превратилась в обширную подпольную организацию, которая летом 1850 г начала подготовку к открытому восстанию.

«Царство небесное» и его ополченцы

11 января 1851 года в деревне Цзиньтянь уезда Гуйпин уезда Синьчжоуфу провинции Гуанси угольные рабочие восстали против произвола местного маньчжурского чиновника. Восстание стало сигналом к ​​большому восстанию. 25 сентября повстанцы захватили первый крупный город — уездный центр Юнъань, где создали собственное правительство и провозгласили новое государство. Оно получило название Небесное Царство величайшего счастья — «Тай-Пин Тянь-Го», а восставших стали называть «Тайпинами».

Мятежные тайпины, рыжие «хунту». Современный китайский рисунок. Бунтарь в центре, скорее всего, носит на плече примитивный бамбуковый огнемет - о нем будет рассказ позже

С XIX века «Тайпин Тяньго» традиционно переводят как «Небесное государство великого процветания». Но поскольку вожди тайпинов пользовались библейской терминологией, то ближайшим русским аналогом «Тянь-Го» было бы «Царство Небесное», ныне хорошо известное всем христианам. Естественно, в России XIX века так нельзя было назвать государство китайских повстанцев. Что касается термина «Процветание», то он был уместен в позапрошлом веке (например, «Союз процветания» — название одного из первых тайных обществ декабристов), но в XXI веке он совсем не необходимо перевести терминологию китайским революционерам, используя лингвистический анахронизм.

Обратите внимание: 60TP Lewandowskiego против Е-100: рассказываю и показываю какой танк мощнее и актуальнее в 2021 году.

«Царство Небесное величайшего счастья» гораздо точнее отражает стиль тайпинов.

Лидер повстанческих сект Хун Сюцюань получил титул «Тянь-ван» — Небесный Государь (ближайший русский религиозный аналог — «Небесный Царь»). Фактически он стал императором, антиподом маньчжурского бога Сяньфэна, только что взошедшего на «трон дракона» в Пекине.

Самопровозглашенный «Царь Небесный» Тянь-ван претендовал на верховную власть над всем миром – это тайпинская версия мировой революции. Поэтому его сподвижники получили вспомогательные титулы по сторонам света — восточного, западного, южного и северного государей соответственно: «Дун-ван», «Си-ван», «Нан-ван» и «Бэй-ван». Был еще Вспомогательный (или Фланговый) государь «И-ван».

Провозгласив «Небесное Царство величайшего счастья», тайпины на самом деле просто провозгласили создание рая на земле. Они носили на головах красные ленты, а в знак неповиновения маньчжурам перестали брить лбы и заплетают волосы обязательные косы, за что их прозвали «Хунтоу» и «Чанмао», рыжеволосые и длинноволосые.

Хорошо видна обязательная мужская прическа в Империи Цин – выбритый лоб спереди и длинная коса сзади фото 19 века

Позднее, во время затяжной гражданской войны, когда некоторые города и районы не раз переходили из рук в руки, особо хитрым и сговорчивым жителям удавалось отрастить волосы и сохранить косы, спрятав их под головной убор тайпинов, чтобы в случае наступления Возвращение маньчжуров, быстрое срезание излишков представляют собой знак верности маньчжурской династии.

Помимо кос, тайпины отменили также традиционный в конфуцианском Китае обычай связывания женских ног. В целом женщинам тайпинов был предоставлен равный социальный статус, а на первом этапе движения в их армии даже существовали специальные женские отряды.

Тот же обычай перевязывать женские ноги – это «лотосовые стопы» средневекового Китая. Это было практическое применение лозунга «красота требует жертв», доведенное до апофеоза. Китайским девочкам с 7 лет на протяжении всей жизни туго бинтовали ноги, чтобы сохранить их миниатюрность. По мере роста ребенка стопа и пальцы ног деформировались и принимали нужную форму. Средневековым китайским красавицам было трудно ходить на изуродованных ногах. Их миниатюрные ножки в маленьких вышитых туфлях и покачивающаяся походка с подтянутыми ягодицами – все это было главным предметом эротических переживаний и восхищения господ средневекового Китая. Однако здесь была не только эстетическая причина – они утверждают, что смещение женских половых органов вследствие особенностей походки также доставляло мужчинам особое удовольствие во время полового акта. Кстати, маньчжуры, стремясь отделиться от китайцев, запрещали своим женщинам связывать ноги, из-за чего маньчжурские красавицы сильно страдали и чувствовали себя неполноценными. Китайцы не бинтовали ноги только у женщин низших сословий, потому что они не смогли бы работать на изувеченных ногах

Тайпинское движение – можно даже говорить о Тайпинской революции – было очень сложным явлением. Это была как традиционная крестьянская война против правящей бюрократии (социальный взрыв, включавший клановую войну), так и традиционное национально-освободительное движение против иностранной династии. Это была религиозная война нового «христианского» мировоззрения против традиционных китайцев (особенно против конфуцианства в его наиболее скелетных формах) — и в то же время война за возрождение древнейших китайских идеалов, восходящих к периоду Чжоу, который закончился за три столетия до Рождества Христова. Тайпины сочетали в себе традиционный китайский национализм с его чувством превосходства над окружающими народами и искренний интерес к западному христианскому миру — «братьям-варварам», как они говорили.

Эти особенности движения превратили Тайпинское восстание в сложную и длительную гражданскую войну — выродившуюся династию Цин с ее ветхим военно-бюрократическим аппаратом спасли от китайских революционеров китайские традиционалисты, стойкие конфуцианцы, вступившие в шаткий союз с последние маньчжурско-монгольские страсти.

Неслучайно главным противником тайпинских «ванов» на поле боя стал руководитель классической поэтической школы Китая, мастер «поэзии песенного стиля» Цзэн Гофань. Он хорошо сдал экзамены и сделал бюрократическую карьеру. Возможно, он также принял бы лозунг «Фань Цин, Фу Мин!» — но «христианский коммунизм» тайпинов был ему глубоко ненавистен. Вдохновенный традиционалист и в то же время убежденный новатор (он реформировал все, от армейского и придворного этикета до конфуцианской философии), он сыграл решающую роль в разгроме тайпинов.

Именно Цзэн Гофань и его ученик и соратник по гражданской войне Ли Хунчжан в ходе борьбы с тайпинами заложили основы новой, уже не средневековой китайской армии, которая спасла бы династию Цин в чтобы свергнуть его в начале 1900-х годов и исчезнуть к середине века в ходе боев наследников тайпинов — китайских коммунистов, которые, в свою очередь, создадут новую армию, одну из крупнейших в нашем 21 веке.

Но оставим историческую диалектику и вернемся к тайпинам.

Первые потери и неудачи «Царства небесного»

Повстанческие секты удерживали город Юнъань шесть месяцев. Сорок тысяч провинциальных отрядов «Зеленого знамени» блокировали захваченную тайпинами территорию, но так и не смогли начать атаку на городские стены, а встретили активную оборону — отряды повстанцев постоянно маневрировали и умело контратаковали противника в районе Юнъаня сочетание этих действий с партизанской войной. В апреле 1852 года, когда запасы продовольствия на контролируемой ими территории иссякли, тайпины прорвали линию блокады и двинулись на север. В ходе прорыва в упорных боях погибли четыре маньчжурских генерала, а тайпины потеряли в плену своего первого военачальника — лидера союзных «триад» Хун Дацюаня.

В ходе прорыва повстанцы атаковали столицу провинции Гуанси город Гуйлинь, но фитильные ружья и пушки на городских стенах отразили все атаки. В одном из них под огнем маньчжурских пушек погиб «Нань-ван», южный император тайпинов — он, кстати, был первым, арестованным властями несколько лет назад за свои странные проповеди и отрицание Конфуция.

Не ввязавшись в длительную осаду, тайпины двинулись дальше на северо-восток, в соседнюю провинцию Хунань. По пути к ним присоединились 50–60 тысяч человек, в том числе несколько тысяч угольщиков. Из них был создан отдельный саперный отдел, предназначенный для подкопа под городскими стенами. В течение двух месяцев тайпины осаждали и штурмовали город Чанша, столицу провинции Хунань. Именно здесь впервые появился главный враг тайпинов в ближайшем будущем - 40-летний отставной высокопоставленный чиновник и конфуцианский поэт Цзэн Гофань, а также объединенные местные отряды самообороны - "минтуань" вместе с пушками, сыграл важную роль в защите города. Под огнем пушек у стен Чанши погиб западный государь тайпинов «Сы-ван», один из крестьян-бедняков, бывший охранник торговых караванов.

После отступления из Чанши тайпины двинулись к великой китайской реке Янцзы, по пути присоединяясь к растущему числу повстанцев. 80 лет спустя китайским коммунистам придется действовать точно так же – не сумев напасть на крупные городские центры, их «советские районы» будут долгие годы кочевать по районам сельского Китая, прорывая правительственные блокадные войска, которые постоянно теряя в боях старых и с таким же постоянством собирая на пути новых бунтовщиков, толпами рождавшихся из бедной китайской деревни.

Лидер восстания тайпинов, «Младший брат Иисуса Христа» Хун Сюцюань. Рисунок 19 века. Но некоторые китайские историки полагают, что на этом изображен другой лидер восстания — лидер «триад» Хун Дацюань

Подчинение власти, традиционное для всех тайных обществ, помогло тайпинам в самом начале движения сформировать прекрасное военное ядро ​​железной дисциплины, мужества и преданности, основанное на религиозном (и по сути политическом) фанатизме. Среди тайпинских вождей было немало образованных людей, знакомых с древнекитайскими военными трактатами, но в то же время их не сковывала инертность и стереотипы, присущие цинским военным чиновникам.

Так седьмой основатель движения Хун Дацюань, лидер одной из ветвей более традиционной «триады», не веривший во Христа, но с самого начала ставший союзником тайпинов и погибший в первые сражения, описал свои «университеты:

«С ранних лет я читал книги и писал сочинения, несколько раз сдавал экзамен на ученую степень, но официальные экзаменаторы, не вникая в мои сочинения, не признавали моих талантов, и поэтому я стал монахом. Когда я вернулся в мира, я снова сдавал экзамены, но опять не получил ученой степени, потом ужасно разозлился, но потом увлекся книгами по военному делу, и захотел добиться великих дел.Все военные законы и стратегии привлекли меня Внимание с давних времен. Вся карта Китая была у меня в голове, как на ладони…»

Подробное изложение истории тайпинов, сути их учения и хода 15-летней гражданской войны весьма затруднено из-за обилия сложных для русскоязычного читателя китайских названий, терминов и географических названий. Поэтому дальнейшее повествование будет лишь общим и отрывочным описанием войны тайпинов «Царства Небесного» против Царства Небесного.

Еще у меня есть канал «Хроники прошлого», где я публикую еще больше историй и фотографий этого и других периодов

Российская ИмперияВоенная историяВеликобританияИстория (наука)КитайАнглия Длинный пост 0 Эмоций

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Восстание тайпинов: младший брат Христа против Конфуция.