На страже Уктуса: история драгунской роты в окрестностях будущего Екатеринбурга

В 1980-е годы на страницах провинциальной периодики Урала стали появляться различные заметки историков, архивистов и журналистов, посвященные истории Екатеринбурга и его пригородов. Это было связано в первую очередь с празднованием 260-летия со дня рождения города (1983), а также с 300-летием со дня рождения Татищева, которое отмечали в апреле 1986 года. Сначала архивист С. Кохан сделал заметку об истории Уктуса в "Вечернем Свердловске", а затем опубликовала свои изыскания об уктусских драгунах в журнале "Урал" архивист Галина Плещева. Мы нашли эту заметку и решили её опубликовать на нашем сайте.

Журнал "Урал", фирменная обложка

Для начала стоит немного рассказать об авторе заметки. Галина Ивановна Плещева закончила историко-архивное отделение истфака УрГУ в 1975 году и на момент публикации работала главным хранителем в Государственном архиве Свердловской области.

Г. И. Плещева пишет: "В прошлом году исполнилось 300 лет со дня рождения Василия Никитича Татищева, стоявшего некогда у колыбели Екатеринбурга-Свердловска. Одно из мероприятий молодого горного начальника во время пребывания на Уктусе - создание и совершенствование местного гарнизона. Интересные документы о начальном периоде существования Уктусская драгунской роты имеется в Государственном архиве Свердловской области в фонде Уральского горного управления.

Автор заметки - архивист Галина Плещева, фото из [1].

Известно, что первой резиденция капитана Татищева, получившего в свое ведение весь горный Урал и Сибирь, был Кунгур. Но местоположение Кунгура было неудобно для руководства, и горная канцелярия переезжает в Уктус. [Затем её перенесут в Екатеринбург; здание, где была горная канцелярия, до наших дней не сохранилось, оно пришло в ветхость и разрушилось в XIX веке - Прим. ред.]. "Рассуждаем жить здесь, - писал Татищев в Берг-коллегию. - понеже здешнее место стало посредине всех заводов".

Татищев В. И. Портрет неизвестного автора, XVIII в.

В мае 1721 года из Петербурга поступает указание: "Быть при заводах Уктусских сту человекам драгунам и чтоб они экзерцыцын [тренировках - Прим. ред.] были обучены как надлежит". Для обучения драгун предписывалось "сыскать в Сибирской губернии поручика или прапорщика и несколько унтер-офицеров".

Драгуны, XVIII в.

Как человек деятельный, Татищев сразу же приступил к организации драгунского соединения вопросы переселения, обучения воинской науке, лично осматривал новобранцев. Так, в одном из предписаний сержанту Столову говорится: "Приговорили мы здешнего драгуна Федора Казакова из драгун отставить понеже на оном, по осмотру нашему, на голове, по бокам и на спине тринадцать ран". Вместо Казакова велено было определить" племянника его - Трофима Третьякова".

Драгуны набирались "изо всех деревень", переводились в Уктус "с жёнами и детьми".

Уктусский завод, чертеж 1730 г. В. Горчакова, из [3].

Обустройством их занимался уктусский комиссар Т. Бурцев. Ему Татищев и велел построить слободы драгунам "на Верхнем Уктусе, а крестьян с Верхнего и Нижнего Уктуса перевести на Чусовую или в те места, где драгуны жили, - кто куда похочет. Пашни и покосы, и луговские отдать оным драгунам и с оных драгун податей не брать".

Вставал вопрос и о том, как служить драгунам - за жалование или находиться на самообеспечении. "Ежели им служить с пашни, - доносил Татищев в Берг-коллегию, - то невозможно их на долгое время от домов отлучать, а особливо в лете, когда случится нужда послать или с собою в Тобольск... или поставить на почту, на несколько недель, то надо им на пашню и сенокосы давать работников, и от того будет много затруднения без жалования".

Драгун эпохи Петра I, фото с pinterest

Без жалованья невозможно было и экипироваться драгунам, то есть "служить на своих лошадях, иметь седла и прочие потребные уборы". Выученик Петра I капитан-поручик артиллерии Татищев ратовал за мобильные, хорошо обученные воинские формирования способные не только "заводы от башкирцев и казачьих орд охранять, но и оною границею весь уезд закрыть".

Командный состав для драгунской роты Сибирской губернии "сыскать" не могли, и пытаясь найти хоть кого-то, кто мог бы смог бы "надзирать команду", Татищев пишет в Уфу и Казань с просьбой "определить сюда из старых урядников человека три, которые б служили у драгун хотя бы на время". Однако, только к осени 1721 года решился вопрос с командирами.

20 октября 1721 года Татищев делает роспись чинов Уктусского гарнизона для Сибирской губернской канцелярии.

Обратите внимание: Стала известна история прозвища ИСУ–152 "Зверобой".

В драгунского команду входили:

1) три обер-офицера,

2) четыре унтер-офицера ( один вахмейстер, один квартирмейстер, один каптенармус, один подпрапорщик),

3) нестроевые (писарь, цирюльник, два барабанщика),

5) четыре капрала,

6) 96 рядовых.

Будучи артиллеристом, Татищев предполагает завести "пушкарей для всякого случая - сержант, капрал, рядовых - 24".

Особой заботой горного начальника стало обмундирование Eктусского гарнизона. В доношении в Берг-коллегию Татищев писал: "Мундир здешними драгунам велено делать комиссару Бурцеву синий с красными обшлагами, на которое сукна велел купить и отсинить, а о шляпах писали в Казань комиссару Аристову, чтоб купить у Макарья и прислать сюда не умедля. Кожаны штаны, козловые сапоги велели драгунам делать самим". Посланные на Макарьевскую ярмарку драгун Фёдор Варламов и крестьянин Петр Патрушев должны были купить "на строение мундира... кафтанные медные пуговицы плотные - 300, камзольные - 300, крашенины красной и синей захватить".

Драгуны Уктусского гарнизона, особенно на первых порах, использовались очень широко. Татищев часто прибегал к их услугам для расчистки дорог, отправки донесений, исполнения полицейских функций. Заметив, что домашняя живность спокойно ходит по Уктусу, Татищев повелел "здешним жителям лошадей, коров, овец, коз и свиней держать во дворах за запорами. Ежели же чей скот будет по заводу ходить, и тому учинено будет жестокое наказание". Смотреть за исполнением предписания предназначалось фискалу и драгунам.

Исполняя таким образом многочисленные поручения Татищева, будучи неуклонными проводниками воли горных властей, - заключает Галина Плещева высокой патетикой, - драгуны сыграли немаловажную роль в подъеме уральской промышленности и возвышению нашего государства".

Завершая историю воинского формирования, стоит отметить, что Уктусская драгунская рота послужила своего рода основой и для Горнощитской драгунской роты. Вот как это описывает Николай Корепанов: "Состояли [драгуны] в так называемой Уктусской горной роте, по статусу своему являвшейся иррегулярной слободской ротой из местных жителей, живших обычной полукрестьянской жизнью"[3]. В 1724 г. "непонятное воинское формирование", как его оценил Н. С. Корепанов, распустили, а из бывших уктусских драгун и новонаборных рекрутов была сформирована Горнощитская драгунская рота. В 1727 г. она стала 10 ротой нового Сибирского гарнизонного драгунского полка [4, 5].

Ссылки:

1) Плещева Г. И. В "Пале-рояле" щами не пахло // Известия УрГУ. - 1998. - Вып. 9. - С. 129-135.

2) Плещева Г. И. Татищев и Уктусские драгуны // Урал. - 1987. - Вып. 8. - С. 156.

3) Корепанов Н. С. Уктус - исток Екатеринбурга. Екатеринбург, 2012.

4) Корепанов Н. С. Первый век Екатеринбурга. – Екатеринбург, 2005.

5) Лобанов Д. А. Горнозаводские войска XVIII - XIX вв. // Труды КАЭЭ ПГППУ. - Вып. 9. - С. 100-104.

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: На страже Уктуса: история драгунской роты в окрестностях будущего Екатеринбурга.