В январе 1851 года на юге Китая вспыхнуло новое крестьянское восстание, провозгласившее лидера «христианской» секты новым императором, «Царем Небесным». Полгода повстанцы удерживали один из уездных центров, а когда прорвались из окружения правительственных войск, двинулись в самые густонаселенные провинции Китая. Тайпины понесли тяжелые потери и не смогли атаковать крупные города, но обедневшая китайская сельская местность породила десятки тысяч новых повстанцев.
Еще у меня есть канал «Хроники прошлого», где я публикую еще больше историй и фотографий этого и других периодов
Триумф в долине Янцзы
В период острого военного кризиса, когда повстанцам «Поднебесной» пришлось с боями пробиваться обратно в долину реки Янцзы, фактическим лидером восстания был восточный повелитель тайпинов — «Дун-Вань» — он же Ян Сюцин, обанкротившийся торговец древесиной. Возглавив армию, он приказал мобилизовать тысячи лодок из местного населения и использовать для передвижения ряд притоков Янцзы. Благодаря этому 13 декабря 1852 года тайпины быстро заняли город Йочжоу на берегу Великой Китайской реки, где располагались большие арсеналы оружия, изготовленные два века назад для своей личной армии одним из китайских принцев, вассалов тайпинов. Маньчжурская династия попала в их руки в целости и сохранности.
Типичное оружие тайпинов на начальном этапе восстания — именно такое было захвачено со складов в Ёдзё
Учитывая технический и тактический уровень цинских войск, этого оружия 17 века было вполне достаточно, чтобы за несколько дней развернуть большую армию и начать общее наступление. Помимо имеющихся лодок, Ян Сюцин немедленно мобилизовал на Янцзы более 5000 кораблей — от больших джонок до небольших деревянных лодок — погрузил на них свои войска, создал несколько флотилий и неудержимым потоком двинулся вниз по Янцзы на восток.
В густонаселенной, богатой долине Янцзы отдельные маньчжурские гарнизоны и провинциальные части «Войск Зеленого Знамени» не могли противостоять многочисленной, дисциплинированной и, по китайским меркам, хорошо вооруженной армии, столь стремительно маневрировавшей вдоль великой реки и ее многочисленных притоков и озера. Успехам повстанцев способствовали также действия тайных обществ семьи Триады в городах».
12 января 1853 года тайпины заняли богатейший деревянный город на Янцзы-Ухане — три города-спутника Учан, Ханькоу и Ханьян (цинские войска смогли удержать только цитадель Учана). Народ поддерживал тайпинов или был нейтральным, цинские офицеры и чиновники бежали, а правительство в Пекине лишило их за это званий и званий.
Число повстанцев достигло полумиллиона, а флот состоял из 10 000 джонок. Последовательно захватывая города на Янцзы, тайпины менее чем за три месяца прошли по реке почти тысячу километров, достигли численности населения в один миллион человек и 5 марта 1853 года достигли подступов к древней столице Китая – Нанкин (в переводе: «Южная столица»). Маньчжурский император издал указ об аресте и смертной казни высокопоставленных чиновников, не сумевших остановить наступление «красных голов».
Китайский мусор в устье Янцзы. Картины начала 20 века, но они не отличаются от эпохи Тайпинов
9 марта повстанцы начали обстрел южных ворот Нанкина из пушек и катапульт; через три дня они замкнули кольцо окружения города и начали рыть тоннели. Нанкин был одним из крупнейших городов Китая с населением более миллиона человек. Его городские стены длиной 40 километров по праву считались самыми длинными городскими стенами в мире. Их высота достигала 15–20 метров, ширина 30 метров.
Одни из ворот крепостной стены Нанкина, фото XIX века
19 марта 1853 года, на рассвете, взорвав эту грозную стену, тайпины начали генеральную атаку. Нескольким сотням тайпинского «спецназа» удалось прорваться через образовавшуюся брешь в 7 метров. Не останавливаясь, они быстро проникли в центр города и совместно с заранее подготовленной агентурой неожиданно атаковали штаб маньчжурского командующего. Хотя маньчжурским солдатам удалось заблокировать первую брешь в стене, смерть их командира и разгром штаба подкосили их оборону, а еще один взрыв открыл дорогу на Нанкин основным силам тайпинов.
Два дня на улицах города шли бои и резня; Тайпины убили 20 000 маньчжуров и членов их семей. В обращении к жителям южной столицы Китая они написали: «Все люди должны знать, кто такой Отец Небесный, и подчиняться Небесному Владыке. Мы все должны вместе взять под контроль страну и вместе наслаждаться счастьем».
Карта кампании тайпинов от первых районов восстания до долины Янцзы и Нанкина, январь 1851 г. - март 1853 г
Армейская структура тайпинов
Нанкин на долгие годы стал центром нового государства; Тайпины переименовали «Южную столицу» в «Небесную столицу». Именно здесь они смогли начать реорганизацию армии и социальные реформы, чтобы добиться справедливости и счастья для всех, как они и предполагали.
Вскоре после объединения в Нанкине был опубликован «Земельный строй Небесной династии» — конституция, политическая программа и одновременно военный устав тайпинов.
Низшей организационной единицей армии было «у» (пятеро, отделение) — четыре рядовых — «цзу» и их командир — «ужан». Каждый рядовой солдат в пятерке имел особое звание, использовавшееся в виде числа: «чжунфан» (нападающий), «бо-ди» (наносящий удар по врагу), «цзицзин» (наносящий удар) и «шэньли» (победитель). У каждого «у» вместо чисел также были особые имена: «сильный», «храбрый», «героический», «стойкий» и «воинственный».
Пять команд «у» составляли отряд «лян», возглавляемый начальником «сима». Взводы назывались по сторонам света: север, юг, запад и восток. Четыре взвода составляли сотню или роту «цзы», в которой было 100 рядовых и 5 офицеров. Полк «лю» составили пять рот: 500 солдат и 26 офицеров, в том числе командир полка — «люшуай». Полки получили названия: левофланговый, авангардный, центральный, правофланговый и арьергардный. Пять полков составляли дивизию «ши», которой руководил командир дивизии «шишуай».
Помимо пехоты, в состав каждой дивизии входило небольшое кавалерийское подразделение.
Обратите внимание: "Потерянные победы" Манштейна. Что помешало немецкому фельдмаршалу, вытащить из Сталинграда 6-ю армию Паулюса?.
Корпус «Цзюнь» составляли пять дивизий: в штабе 13 166 солдат во главе с командиром «Цзюньшуай». «Шуай» — буквально: лидер или лидер. Здесь тайпины «люшуай», «шишуай» и «цзюньшуай» напоминают «штандартенфюрера», «бригадефюрера», «группенфюрера» СС»…Несколько повстанческих корпусов, обычно под командованием одного из тайпинских «ванских» государей, образовали отдельную армию. Численность корпусов не была определена и в годы наибольшего успеха тайпинов достигала 95.
Офицеры тайпинской армии, европейский рисунок XIX века
Современники считали, что тайпины воспроизводили военную систему легендарной древней китайской империи Чжоу, созданную императором и полководцем У-ванем за тысячу лет до нашей эры. Интересно, что европейские наблюдатели, современники этих событий, для описания тайпинской армии использовали древнеримскую военную терминологию: столетия, когорты, легионы…
Помимо полевых частей, в тайпинской армии были созданы технические части: два корпуса сапёров по 12500 человек каждый, шесть корпусов кузнецов и плотников, а также имелись другие вспомогательные войска. Тайпинский речной флот в годы наибольшего успеха насчитывал около 112 тысяч человек и был разделен на девять корпусов. В Тайпинской армии существовали отдельные женские дивизии, и на командных должностях вплоть до дивизии были женщины.
Из письменных источников тайпинов дошла даже точная численность общей численности их войска – 3 085 021 человек, в том числе около 100 тысяч женщин-солдат. Цифра явно преувеличена - видимо, это список всех, кто служил в рядах "регулярной" армии и которого смогла принять во внимание новорожденная тайпинская бюрократия.
Крестьянская сущность в Китае определяла и основу военной организации. Взвод объединил не только 25 солдат, но и 25 членов их семей, которые вместе обрабатывали землю и делили имущество, еду, деньги и трофеи. Эти семьи вместе работали и молились, вместе кормили своих солдат, инвалидов, детей и сирот. Таким образом, взвод «лиан» составлял основу как армии, так и общества. Командир взвода «Сыма» был одновременно военным командиром, священником (политработником) и бригадиром колхоза. Командир корпуса на своей территории был одновременно главой гражданской власти и судьей.
Помимо высших чиновников, «ванных» государей, численность которых с течением времени значительно увеличивалась, армия тайпинского государства имела развитую систему воинских должностей и званий. Под «фургонами» находились «тяньхоу» — небесные князья. За ними следовали должности «цзунчжи» и «чэнсян» — по сути, начальник штаба и штабные офицеры ниже «вана» или «тяньхоу». Далее последовали должности армейских контролеров и инспекторов — «цзяньдянь», командиров групп корпусов — «чжихуэй».
Это была и должность, по сути, начальника генерального штаба - «дзюнши», в обязанности которого входили донесения о положении в армии и на фронтах непосредственно царю небесному.
Золотой век британских торговцев оружием
Первоначально армия тайпинов формировалась из добровольцев и последователей их учения, однако вскоре они перешли на воинскую повинность. На первом этапе гражданской войны избирались командиры всех рангов, и только высшие из них утверждались в качестве лидеров движения.
Солдаты и командиры Тайпинской армии, в отличие от маньчжурских гвардейских войск «Восьми знамен» и войск «Зеленых знамен», как правило, не получали никакой зарплаты, а только продовольственные пайки. Риса давали поровну, а количество мяса зависело от воинского звания. В первые годы тайпинской революции никому, от небесного государя до простолюдина, не разрешалось приобретать личное имущество – одежда, продукты питания и другие припасы поступали из общего котла. Почти такую же аскетическую систему советские военные советники с некоторым удивлением обнаружили в середине ХХ века у китайских коммунистов – в НОАК, Народно-освободительной армии Китая…
Как и все повстанцы, тайпины начали войну с минимальным вооружением, но позже сумели даже наладить собственное производство. Как писал в 1930 году один из первых советских исследователей тайпинской армии бригадный комиссар Андрей Скорпилев:
Шахтеры сыграли в Тайпинской армии почти такую же роль, как уральские рабочие в Пугачевском восстании. На примитивных медных и чугунных заводах юго-западного Китая шахтеры отливали пушки для тайпинов, а также обеспечивали армию хорошими артиллеристами. Кроме того, в основном из горняков были организованы сапёрно-подрывные отряды, которые осуществляли подрывы и взрывы городов, осаждённых тайпинами. Кузнецы и плотники изготавливали для тайпинов луки и мечи
Вступив в контакт с иностранцами при захвате Янцзы, тайпины стали получать от них оружие. Иностранцы (в первую очередь англичане) не были против гражданской войны и разделения Китая на два государства; поначалу они придерживались нейтралитета и даже направили в Нанкин к тайпинам своих официальных дипломатических представителей. Тайпины, хотя изначально и благосклонно относились к своим «братьям-варварам», не были против свободной торговли и соглашались с возможностью строительства железных дорог и телеграфа. Они категорически запретили только торговлю опиумом.
Оружие с фитильным и кремневым замком из Китая, типичное для середины 1800-х годов
Британцы были рады продать старое стрелковое оружие обеим сторонам. Причем маньчжуры были здесь первыми, кто добился успеха: они обращались к европейским представителям с просьбой о покупке оружия и кораблей, когда тайпины еще двигались по Янцзы, и даже сумели использовать португальские галеры, наспех купленные в Макао, в речные бои с ними — повстанцы разгромили эту флотилию возле Чжэньцзяна (город, который англичане штурмовали десятью годами ранее).
Тайпинское восстание стало золотым веком для английских торговцев оружием. В Европе полным ходом шло перевооружение армий винтовками, и, покупая на распродаже старое кремневое оружие, продавали его сторонам конфликта с наценкой в 1000-1200%.
Военная историяВеликобританияКитайРоссийская империяИстория (наука)Длинный пост 0 эмоцийЕще у меня есть канал «Хроники прошлого», где я публикую еще больше историй и фотографий этого и других периодов
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Восстание тайпинов: секта превращается в армию.