Мало кто знает, но в 1943 году для снятия блокады Ленинграда советским войскам удалось перебросить две подводные лодки, что было крайне необычно для противника.
История подвига была рассекречена относительно недавно, в 2019 году. Это был документ под названием «Ленинградский фронт», Постановление № 0042.
Весной 1943 года в войска поступил приказ: «Перебросить из Ленинграда в Ладожское озеро две подводные лодки под кодовым названием «Малютки». Поскольку почти весь левый берег Невы был занят немцами, оперативно выполнить приказ не удалось.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/05/15/9/168416201016667214.jpg)
Армейские курьеры (ныне Спецсвязь) доставляли секретные документы и приказы, в которых говорилось, что для освобождения Ленинграда советским войскам на Ладожском озере срочно необходима помощь подводного флота.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/05/15/9/168416202913996450.jpg)
Только теперь проблема со сдачей этих подводных лодок казалась неразрешимой. Ведь по Неве нельзя было идти пешком, а "Малыш" просто не влезал бы в машины. Оставалось только доставить подводные лодки по железной дороге. Но тут возникла другая проблема: в блокадном Ленинграде не было специальных вагонов. Поэтому «Малютка» приходилось перевозить на обычных открытых платформах.
Столь невероятно ответственный рейс был доверен машинисту Василию Эледину, который вместе с командой прибыл на станцию «Дача Долгорукова» на своем поезде.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/05/15/9/168416205619571821.jpg)
Подлодки едва разместились на двух четырехосных платформах:
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/05/15/9/1684162079157056563.jpg)
Поезда с платформами М77 и М79 шли по очереди, чтобы в случае прямого попадания обе лодки не были потеряны сразу.
Чтобы вражеская авиация не обнаружила «Малюток», их обмотали маскировочной сеткой и прикрыли ящиками. Когда почти все приготовления были завершены, вместе с железнодорожниками были отправлены энергетики, связисты и водолазы.
Бригада электриков занималась переносом проводов на станциях, которые могли помешать успешному переходу подводных лодок. Связисты по всему маршруту немедленно перерезали и восстановили пути сообщения.
Несмотря на то, что подводные лодки были закреплены металлическими лентами, был большой риск, что они могут слететь на вираже.
Обратите внимание: Статист в команде победа или слив?.
Поэтому мне пришлось идти со скоростью всего 4 км/ч.Примерно на полпути может произойти фатальная ошибка. На горизонте были обнаружены два немецких самолета. Машинист Василий Эледин среагировал моментально: выключил свет, выключил котел и остановил поезд среди деревьев. Только благодаря мастерству водителя и удачной маскировке немцы ничего не заметили.
Все 55 км, которые поезд обычно преодолевал за час, этот поезд должен был пройти весь день. В длительном проведении спецоперации сказались вынужденные остановки практически на каждой станции.
В результате субмарины были доставлены. Их основной целью была защита собственного побережья и военно-морских баз. Вооружение катеров было скромным: 2 носовых торпедных аппарата без запасных торпед и 45-мм пушка К-21 с боезапасом 195 снарядов.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/05/15/9/1684162159132110900.jpg)
Обе лодки «М-77» и «М-79» начали боевую работу с разведки и наблюдения за противником. Действию подводных лодок способствовало то, что германо-финская группировка никак не ожидала их появления, то есть элементы противолодочной обороны просто отсутствовали.
Однако советские моряки действовали максимально осторожно и скрытно. Лодки отплыли, соблюдали радиомолчание, в основном вдоль берега, используя функции рельефа для прикрытия, и вышли к центру озера для подзарядки аккумуляторов.
Помимо разведки и наблюдения, катера привлекались для обеспечения скрытных высадок разведывательно-диверсионных групп на берега противника и их эвакуации после выполнения боевой задачи.
Подводные лодки М-77 и М-79 выполнили боевую задачу в Ладожском озере. В августе 1944 года обе подводные лодки были вновь включены в состав Краснознамённого Балтийского флота.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Секрет побед - логистика.