История Второй мировой войны знает множество примеров военного мастерства, но некоторые операции оставались в тени десятилетиями. Одной из таких стала уникальная логистическая операция 1943 года, когда для помощи в снятии блокады Ленинграда по суше были переброшены две подводные лодки.
Рассекреченный документ
Подробности этого подвига стали известны широкой публике лишь в 2019 году, после рассекречивания документа под названием «Ленинградский фронт» (Постановление № 0042). В нём содержался приказ весной 1943 года передислоцировать из осаждённого города в Ладожское озеро две подводные лодки типа «Малютка». Выполнение задачи осложнялось тем, что левый берег Невы контролировался немецкими войсками, что делало традиционные водные пути недоступными.

Секретные приказы, доставленные армейскими курьерами (предшественниками современной Спецсвязи), гласили: для успеха наступательной операции на Ладоге срочно требуется поддержка подводного флота. Это был вопрос стратегической важности.

Нестандартное решение: подлодки по рельсам
Перед командованием встала почти неразрешимая задача: как доставить субмарины? Пешим ходом по Неве — невозможно, погрузить «Малютки» в автомобили — нереально из-за их размеров. Единственным вариантом оставалась железная дорога. Однако в блокадном городе не нашлось специализированных транспортеров. Было принято смелое решение: разместить подводные лодки на обычных открытых железнодорожных платформах.
Ответственность за эту невероятную миссию возложили на машиниста Василия Еледина и его команду. Поезд с ценным грузом был подготовлен на станции «Дача Долгорукова».

Каждая из подлодок с трудом, но разместилась на четырёхосной платформе:

Опасный путь под прикрытием
Для минимизации рисков лодки «М-77» и «М-79» отправили по очереди, с интервалом. Это было сделано на случай атаки с воздуха, чтобы не потерять оба судна сразу. Для маскировки от немецкой авиации субмарины укутали маскировочными сетями и прикрыли деревянными ящиками, создав видимость обычного груза. В сопровождение к железнодорожникам были приданы энергетики, связисты и водолазы для решения непредвиденных проблем в пути.
Электрики отвечали за временный демонтаж контактных проводов на станциях, которые могли помешать высокому грузу. Связисты оперативно обрезали и восстанавливали линии связи вдоль всего маршрута, обеспечивая скрытность операции.
Даже будучи надёжно закреплёнными металлическими лентами, подлодки на поворотах могли сорваться с платформ.
Обратите внимание: Статист в команде победа или слив?.
Поэтому скорость движения была экстремально низкой — всего 4 километра в час.Чрезвычайный инцидент в пути
Наиболее критический момент наступил на середине пути, когда на горизонте появились два немецких самолёта-разведчика. Машинист Василий Еледин проявил хладнокровие и профессионализм: он мгновенно заглушил паровоз, погасил все огни и остановил состав в лесном массиве. Благодаря его мастерству и качественной маскировке вражеские лётчики не заметили ничего подозрительного.
Расстояние в 55 километров, которое обычный поезд преодолевал за час, этот особый состав с его ценным грузом шёл целые сутки. Много времени отнимали вынужденные остановки практически на каждой станции для проверки креплений и координации действий.
Выполнение боевой задачи
В итоге операция увенчалась полным успехом — подводные лодки были доставлены к месту назначения. Их главными задачами стали защита советского побережья и военно-морских баз на Ладоге. Вооружение «Малюток» было не самым мощным: два носовых торпедных аппарата без запасных торпед и 45-мм артиллерийское орудие.

Лодки «М-77» и «М-79» немедленно приступили к боевой работе, начав с разведки и наблюдения за противником. Их действиям способствовал фактор внезапности: германо-финское командование никак не ожидало появления советских подводных лодок на озере, поэтому противолодочная оборона там практически отсутствовала.
Экипажи действовали предельно осторожно, соблюдая строжайшее радиомолчание. Для скрытности они часто двигались вдоль берега, используя особенности рельефа как укрытие, и выходили на середину озера только для подзарядки аккумуляторных батарей.
Помимо разведки, подлодки сыграли ключевую роль в обеспечении секретных операций: они скрытно доставляли и забирали разведывательно-диверсионные группы с вражеского берега.
Свою миссию на Ладожском озере подводные лодки выполнили с честью. Уже в августе 1944 года, после полного снятия блокады, «М-77» и «М-79» вернулись в состав Краснознамённого Балтийского флота. Эта беспрецедентная логистическая операция стала ярким примером того, как смекалка, отвага и точный расчёт могут решить, казалось бы, невыполнимую задачу и внести вклад в общую Победу.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Секрет побед - логистика.