Мало кто знает, но в 1943 году для снятия блокады Ленинграда советским войскам удалось перебросить две подводные лодки, что было крайне необычно для противника.
История подвига была рассекречена относительно недавно, в 2019 году. Это был документ под названием «Ленинградский фронт», Постановление № 0042.
Весной 1943 года в войска поступил приказ: «Перебросить из Ленинграда в Ладожское озеро две подводные лодки под кодовым названием «Малютки». Поскольку почти весь левый берег Невы был занят немцами, оперативно выполнить приказ не удалось.
Армейские курьеры (ныне Спецсвязь) доставляли секретные документы и приказы, в которых говорилось, что для освобождения Ленинграда советским войскам на Ладожском озере срочно необходима помощь подводного флота.
Только теперь проблема со сдачей этих подводных лодок казалась неразрешимой. Ведь по Неве нельзя было идти пешком, а "Малыш" просто не влезал бы в машины. Оставалось только доставить подводные лодки по железной дороге. Но тут возникла другая проблема: в блокадном Ленинграде не было специальных вагонов. Поэтому «Малютка» приходилось перевозить на обычных открытых платформах.
Столь невероятно ответственный рейс был доверен машинисту Василию Эледину, который вместе с командой прибыл на станцию «Дача Долгорукова» на своем поезде.
Подлодки едва разместились на двух четырехосных платформах:
Поезда с платформами М77 и М79 шли по очереди, чтобы в случае прямого попадания обе лодки не были потеряны сразу.
Чтобы вражеская авиация не обнаружила «Малюток», их обмотали маскировочной сеткой и прикрыли ящиками. Когда почти все приготовления были завершены, вместе с железнодорожниками были отправлены энергетики, связисты и водолазы.
Бригада электриков занималась переносом проводов на станциях, которые могли помешать успешному переходу подводных лодок. Связисты по всему маршруту немедленно перерезали и восстановили пути сообщения.
Несмотря на то, что подводные лодки были закреплены металлическими лентами, был большой риск, что они могут слететь на вираже.
Обратите внимание: Статист в команде победа или слив?.
Поэтому мне пришлось идти со скоростью всего 4 км/ч.Примерно на полпути может произойти фатальная ошибка. На горизонте были обнаружены два немецких самолета. Машинист Василий Эледин среагировал моментально: выключил свет, выключил котел и остановил поезд среди деревьев. Только благодаря мастерству водителя и удачной маскировке немцы ничего не заметили.
Все 55 км, которые поезд обычно преодолевал за час, этот поезд должен был пройти весь день. В длительном проведении спецоперации сказались вынужденные остановки практически на каждой станции.
В результате субмарины были доставлены. Их основной целью была защита собственного побережья и военно-морских баз. Вооружение катеров было скромным: 2 носовых торпедных аппарата без запасных торпед и 45-мм пушка К-21 с боезапасом 195 снарядов.
Обе лодки «М-77» и «М-79» начали боевую работу с разведки и наблюдения за противником. Действию подводных лодок способствовало то, что германо-финская группировка никак не ожидала их появления, то есть элементы противолодочной обороны просто отсутствовали.
Однако советские моряки действовали максимально осторожно и скрытно. Лодки отплыли, соблюдали радиомолчание, в основном вдоль берега, используя функции рельефа для прикрытия, и вышли к центру озера для подзарядки аккумуляторов.
Помимо разведки и наблюдения, катера привлекались для обеспечения скрытных высадок разведывательно-диверсионных групп на берега противника и их эвакуации после выполнения боевой задачи.
Подводные лодки М-77 и М-79 выполнили боевую задачу в Ладожском озере. В августе 1944 года обе подводные лодки были вновь включены в состав Краснознамённого Балтийского флота.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Секрет побед - логистика.