"Генералы всегда готовятся к прошедшей войне." У. Черчилль.
Генералы во время Первой мировой войны должны были нападать и завоевывать целые страны, но война быстро из маневренной превратилась в позиционную. Поля сражений напоминали лунный пейзаж: десятки тысяч воронок от снарядов, поля с траншеями, километры колючей проволоки... Линия фронта месяцами не двигалась, так как защитники имели значительное преимущество перед нападающими.
Делалось мощное оборонительное вооружение, а наступательные практически отсутствовали. Колючая проволока, пулеметы, скорострельные орудия и окопы не давали нападавшим практически никаких шансов, и они несли большие потери. Например, в первый день битвы на реке Сомма, одной из крупнейших во Второй мировой войне, потери наступающих англичан составили 20 тысяч убитыми и 40 тысяч ранеными. Потери оборонявшихся немцев были ровно в 10 раз меньше — 6 тысяч человек. При этом англичане не смогли прорвать первую линию обороны. А за одной оборонительной линией, в 2-3 км, следовала не менее мощная вторая.
Генералы понимали, что необходимо совершить прорыв, используя мощные наступательные средства. И оно появилось... 15 сентября 1916 года британские танки Мк-1 нанесли мощный удар по немецкой обороне. Этот день и это нападение навсегда войдут в историю.
С полей на фронт.
Изобретатели танков не стали мудрить и создали их на базе гусеничного трактора. В то время тракторы уже широко использовались в сельском хозяйстве Западной Европы и США. Даже в маленькой Дании в 1914 году на страну работало 2000 тракторов, кстати, в огромной царской России в 1913 году их было всего 180 штук.
Идея пришла к французам и англичанам одновременно в начале 1915 года. Французский проект был самым простым: бронекорпус танка «Шнейдер» водрузили на шасси трактора. Британцы были оригинальнее. Они создали огромный ромбовидный танк, который внушал уважение своим грозным видом и размерами. Изделие весило 28 т, длина составляла 8 м, ширина — 4,2 м, а высота — 2,4 м. А вот бронирование машины было скромным: лобовое — от 10 до 12 мм, бортовое — от 5 до 6 мм. Она могла защитить только от обычных винтовочных и пулеметных пуль, а также от осколков снарядов.
Британский Mark-1 имел двигатель мощностью 105 л.с., что позволяло ему развивать скорость 6 км/ч по шоссе и 1-3 км/ч по пересеченной местности. Экипаж составлял 8 человек. Башни не было, поэтому обзор был крайне плохим. Вооружение размещалось в спонсонах, располагавшихся по бортам корпуса. Англичане разделили боевые машины на два типа: «самки», имевшие на борту только один пулемет, и «самцы» — по 4 пулемета и по пушке с каждого борта. Ну а чтобы немцы заранее не узнали о секретном оружии, проекту дали название «Танк», что означает танк, цилиндр.
"Первый блин".
Англичане решили использовать танки, когда их количество на фронте достигло 49 штук.
Обратите внимание: Прорыв германской обороны на реке Сомме 15 сентября 1916 года.
Атаку планировалось провести 15 сентября во Франции, в районе реки Сомма. Здесь из-за поломок выпало всего 17 «Марков», а на исходные позиции вернулись 32 боевые единицы. В 5.15 утра поползли штурмовать немецкие окопы, впереди шел «мужественный» D1 капитана Мортимера. В результате 5 машин застряли в грязи, 9 сломались, а остальные 18 напугали противника. Началась паника, немцы пошатнулись и побежали.Танки легко уничтожали пулеметные точки противника, которые представляли основную опасность. Они ломали колючую проволоку, тем самым создавая проходы для пехоты и легко преодолевали окопы шириной до 3 метров. Британцы спрятались за машины. Их потери в тот день были в 20 раз меньше, чем обычно. А главное, англичане за 5 часов продвинулись на 5 километров вглубь немецких позиций, чего они не могли совершить два месяца подряд.
Так что "первый блин" комом не вышел. Танки доказали свою эффективность в дебютном матче. В итоге после 15 сентября англичане и французы начали их серийное производство. Думали немцы и о выпуске своих боевых машин.
Первый встречный танковый бой.
Французы вторыми в истории применили в бою танки Schneider и Saint-Chamond. Произошло это 16 апреля 1917 года. При этом они изначально имели пушечное вооружение, то есть были «самцами». 21 марта 1918 г у городка Санкт-Канте в 50 км от реки Сомма состоялся дебют немецких «стальных монстров», также оснащенных вооружением.
Первый танковый бой произошел 24 апреля 1918 года у городка Виллер-Бретонне. В этот день 10 британских «боксеров» (из них 9 с пулеметами) выползли на поле боя против 4 немецких артиллерийских танков. В итоге немцы победили, подбили 4 машины противника и потеряли только одну. Таким образом кайзеровская армия показала всему миру, что будущее за танками, оснащенными вооружением.
А что было в России?
К сожалению, технологическое отставание царской России от Европы не позволило создать свой прототип. Империи не хватало технологий, и к тому же это было очень дорого для обедневшей казны. Та же "начинка" автомобилей "Руссо-Балт" была почти вся импортная, и только "железо" (кузов) было свое. Конечно, танк можно сделать с использованием импортных комплектующих. Однако об этом уже думали в Советской России.
31 августа 1920 года вошло в историю как день рождения первого отечественного танка. Он был построен на предприятии «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде на базе французского Renault FT-17. Во время Второй мировой войны этот завод выпускал танк Т-34 — один из лучших танков Второй мировой войны. Появление танков позволило врываться в глубоко эшелонированную оборону противника, и войны снова стали маневренными, только на новом, более высоком уровне.
Подписка и ваш щедрый лайк мотивируют авторов работать лучше и очень помогают в развитии канала. С наилучшими пожеланиями!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Полководцы понимали, что необходимо устроить прорыв, используя мощное наступательное вооружение.