Первый танковый прорыв: как рождение нового оружия изменило ход Первой мировой войны

Дебют нового оружия: паника на Сомме

Туманное и сырое утро 15 сентября 1916 года на реке Сомме стало свидетелем события, навсегда изменившего характер войны. В промокших окопах германской обороны солдаты пытались справиться с водой, не подозревая, что вскоре столкнутся с чем-то совершенно невиданным. Немецкий лейтенант, прислушиваясь к незнакомым звукам со стороны английских позиций — металлическому скрежету и рёву моторов, — не мог понять их природу. Когда туман рассеялся, из него выползли несколько гигантских ромбовидных стальных чудовищ на гусеницах. Эти машины, которые мы теперь знаем как танки, с лёгкостью рвали проволочные заграждения, прокладывая путь английской пехоте. Вид этих неуязвимых монстров вызвал панику среди обстрелянных немецких солдат. На борту одного из них лейтенант успел прочитать ироничную надпись: «Мы все в этой штуке!». В следующее мгновение он, как и его рота, бежал, осознавая полную беспомощность перед лицом нового оружия — танка Mark I.

Предыстория: многовековые поиски боевой машины

Идея защищённой подвижной боевой платформы волновала военных задолго до XX века. Ещё в древности индийские боевые колесницы «ратха» и слоны с бронированными башенками («хоуда») сочетали мобильность, защиту и метательное вооружение. В 1482 году Леонардо да Винчи создал проект вооружённой пушки повозки с механическим приводом. Спустя три столетия француз Э. Буйен предложил фантастический для своего времени проект «бронепоезда» на гусеницах, впервые объединив в концепции гусеничный ход, броню, двигатель и вооружение. Однако практическая реализация стала возможной лишь в начале XX века с появлением гусеничного трактора, двигателя внутреннего сгорания, катаной брони и автоматического оружия.

В предвоенные годы проекты бронемашин появлялись по всей Европе. Одним из самых проработанных был «Моторгешютц» австро-венгерского обер-лейтенанта Гюнтера Бурштыня (1911 г.). Несмотря на патенты и положительные отзывы, военное министерство отвергло его, посчитав изобретателя сумасшедшим. Подобная судьба постигла проекты Ле Вавассера (Франция), Туллока и де Молля (Великобритания), Гебеля (Германия). Военные чиновники повсеместно демонстрировали недальновидность, хотя уже через пару лет будут отчаянно нуждаться в подобных машинах.

Русские проекты: между гением и абсурдом

Российские изобретатели также активно работали над созданием бронетехники, но их усилия часто разбивались о стену непонимания Главного военно-технического управления (ГВТУ) под началом генерала Милеанта.

В августе 1914 года А.А. Пороховщиков представил проект «Вездехода» — лёгкой гусеничной машины. Получив финансирование, он построил опытный образец, который 29 декабря 1916 года развил рекордные 40 вёрст в час. Однако машина оказалась беспомощной на рыхлом грунте и снегу. Проект усовершенствованного «Вездехода-2» с бронёй и пулемётами был справедливо раскритикован ГВТУ за множество технических недостатков и не получил поддержки.

Другой крайностью стал гигантский «Царь-танк» (или «Нетопырь») капитана Н.Н. Лебеденко. Вдохновившись кавказскими арбами, он задумал 45-тонную машину с колёсами диаметром 9 метров. При поддержке влиятельных лиц и самого императора, который поверил в прорыв всего фронта за одну ночь, проект получил финансирование. Испытания в августе 1915 года закончились провалом: машина, легко сломав берёзу, почти сразу застряла задней тележкой в канаве. Мощности двигателей не хватило, и проект был закрыт.

Среди множества предложений выделялся детально проработанный проект тяжёлого танка В.Д. Менделеева (1911 г.), опередивший время своими техническими решениями. Однако и он не заинтересовал ГВТУ. Изобретатель А. Васильев в 1915 году предлагал просто поставить корпуса бронеавтомобилей на гусеницы, но получил отказ. Позже, увидев английские танки, он написал гневное письмо военному министру, но расследований так и не последовало — страна катилась к революции.

Большего успеха добился француз А. Кегресс, предложивший проект полугусеничного бронеавтомобиля. ГВТУ даже разработало программу переоборудования машин, но её реализовать не успели. Лишь в 1919 году появились «Остин-Путиловский-Кегресс», которые на Западе называли «русским типом танка». Но настоящего танка русская армия в Первую мировую так и не получила.

Тупик окопной войны и рождение английского танка

К 1916 году Западный фронт Первой мировой войны превратился в кровавый позиционный тупик. Атаки пехоты против пулемётов, колючей проволоки и укреплений приводили к чудовищным потерям при мизерном продвижении. В первый же день битвы на Сомме (1 июля 1916 года) англичане потеряли 60 000 человек, не продвинувшись ни на метр. Казалось, война может длиться бесконечно.

Идею создания бронированной вездеходной машины для поддержки пехоты продвигал британский военный инженер полковник Эрнест Суинтон. Его горячо поддержал морской министр Уинстон Черчилль. Главным противником был военный министр лорд Китченер, считавший танк «дорогой игрушкой». Несмотря на его сопротивление, Черчиллю удалось добиться финансирования.

Конструкторы Уильям Триттон и Уолтер Вильсон создали сначала «Маленького Вилли», а затем, изменив форму гусениц на ромбовидную, — «Большого Вилли» (Mark I). Чтобы сохранить центр тяжести, вооружение разместили в бортовых спонсонах. 2 февраля 1916 года успешные испытания убедили командование. Для сохранения секретности машины назвали «танками» (англ. tanks — цистерны), распустив слух, что это водовозы для русской армии. На первых образцах даже писали «Осторожно! Петроград!».

Mark I: железный кошмар для экипажа

29-тонный Mark I был технологическим чудом и инженерным кошмаром одновременно. Бронекорпус в форме ромба вмещал двигатель, трансмиссию и экипаж из 8 человек. Управление было невероятно сложным: для поворота требовалась слаженная работа водителя, командира и двух «переключальщиков» коробок передач, сопровождаемая криками и жестами. Хвостовые колёса для преодоления рвов нужно было поднимать домкратом. Внутри царили жара, шум, выхлопные газы и постоянная вибрация.

15 сентября 1916 года: прорыв

После двух месяцев безуспешных и кровавых атак на Сомме британское командование в отчаянии бросило в бой первые 32 танка из «Тяжелого отделения пулемётного корпуса». Половина машин вышла из строя из-за поломок или застревания, но остальные произвели ошеломляющий эффект. Немецкая пехота, никогда не видевшая ничего подобного, в панике бежала. Танки помогли захватить деревни Флер и Гведекур, продвинувшись на 5 км вглубь обороны — результат, которого не могли достичь месяцами. Психологический эффект был колоссальным. Однако первый успех выявил и проблемы: новое оружие требовало разработки тактики, обучения экипажей и решения множества технических вопросов. Началась новая эра в военном деле.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Прорыв германской обороны на реке Сомме 15 сентября 1916 года.