Кроме этого заводом № 183 с АБТУ РККА был заключен договор № 4-113 от 27 января 1940 г. на ремонт шести танков Т-35 и изготовление запасных частей для них.
Также заводом № 183 были заключены договоры № 262 от 17 января 1940 г. с Главным управлением военного снабжения НКВД и № 65/24 от 10 февраля 1940 г. с НК ВМФ на изготовление и поставку 72 танков БТ-7М.
Именно для выполнения этих задач в первом квартале 1940 г. и были задействованы основные производственные силы завода. За первые три месяца 1940 г. заводом № 183 было изготовлено и сдано АБТУ РККА:
- линейных танков БТ-7М – 350 шт.;
запасных частей для танков БТ-5 и БТ-7 на сумму 8213200 рублей;
запасных частей для танков Т-35 на сумму 80410 рублей;
главных фрикционов, установленных на двигатели М-17Т для танков БТ-7 – 104 шт.;
главных фрикционов для танков БТ-5 – 169 шт.;
главных фрикционов для танков БТ-7 – 62 шт.;
3-ступенчатых коробок передач для танков БТ-7 и БТ-7М – 136 шт.
В самом начале второго квартала 1940 г. войсковые испытания танков А-34, временно приостановленные из-за показа в Кремле, были продолжены. В ночь с 1 на 2 апреля 1940 г. танки А-34 в составе колонны отправились в пробег по маршруту Москва – Харьков.
С целью скорейшего получения заключения комиссии по войсковым испытаниям танков А-34 инженером технического отдела Главспецмаша НКСМ Н.И. Масальской, курировавшей подготовку производства танка Т-34, 3 апреля 1940 г. было подготовлено письмо № 397-1719с на имя начальника АБТУ РККА командарма 2 ранга Д.Г. Павлова, в котором было сказано:
«Для запуска в серийное производство машины Т-34 в 1940 году необходимо срочно получить заключение войсковой комиссии по результатам испытания машины.Задержка заключения оттягивает сроки спуска чертежей для разработки технологии и запуска в производство машины. Установленные сроки для Госкомиссии по испытанию танка просрочены.Просим Вас дать указание комиссии о немедленной даче заключения по машине».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1181. Л. 77]
Ознакомившись с текстом данного письма, 5 апреля 1940 г., Д.Г. Павлов размашистым почерком красным карандашом наложил на документе следующую резолюцию: «Машину немедля ставить на серийное массовое производство и в 1940 году дать не менее 450 шт.».
Необходимо отметить, что в апреле 1940 г. в целях совершенствования организации танковых войск Красной Армии в АБТУ РККА готовился проект постановления Комитета обороны при СНК СССР о значительном увеличении выпуска танков Т-34 в 1940 г. (о чем подробно будет рассказано в следующей главе). В связи с этим количество танков Т-34, указанное в резолюции Д.Г. Павлова, превышало действовавшее на тот момент годовое задание завода № 183 больше чем в два раза.
Отвечая на просьбу о скорейшем получении заключения комиссии по войсковым испытаниям танков А-34, начальник 8-го отдела АБТУ РККА военинженер 1 ранга С.А. Афонин в письме № 72149с от 13 апреля 1940 г. довел до руководства Главспецмаша НКСМ резолюцию Д.Г. Павлова и сообщил, что:
«… сроки для испытаний просрочены не по вине комиссии, а по причине вызова танков в г. Москву. Свое заключение комиссия предполагает дать 15 – 20 апреля с/г».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181.Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Л. 78]
Указанный в письме срок предоставления заключения комиссии по войсковым испытаниям танков А-34 был определён с учётом того, что вернувшимся 10 апреля 1940 г. из Москвы на завод № 183 опытным машинам ещё предстояло пройти целый ряд испытаний – динамических, по преодолению естественных и искусственных препятствий, и напоследок выдержать испытание «обливанием горючей жидкостью». В связи с тем, что состояние здоровья главного конструктора завода № 183 М.И. Кошкина во время пробега Москва – Харьков резко ухудшилось, временно исполняющим обязанности главного конструктора был назначен А.А. Морозов, при непосредственном участии которого и был проведен заключительный этап войсковых испытаний двух танков А-34. Но вернемся немного назад, к событиям начала апреля 1940 г.
Для окончательного согласования чертежей броневых деталей корпуса и башни танка Т-34 на установочную партию в Мариуполе на заводе им. Ильича 7 апреля 1940 г. состоялось расширенное техническое совещание, в работе которого приняли участие: заместитель председателя Госплана СССР М.З. Сабуров, главный инженер 7-го Главного управления НКСП А.А. Хабахпашев, главный инженер Мариупольского завода В.С. Ниценко, главный инженер завода № 183 С.Н. Махонин, конструктор завода № 183 М.И. Таршинов, начальник цеха № 5 Мариупольского завода А.Я. Варфоломеев и его заместитель Г.Ф. Заседский, технолог цеха № 5 П.И. Афонин, помощник начальника цеха № 5 по термообработке Титаренко, технолог цеха № 5 по механической обработке Суханов, заместитель начальника ОТК при цехе № 5 Солонский, начальник производственно-технологического отдела Н.И. Арехов и старший военный представитель АБТУ РККА на Мариупольском заводе военинженер 2 ранга Г.Э. Зухер.
На совещании были рассмотрены представленные заводом № 183 частично измененные чертежи на основные броневые детали по 29 и 30 группам (корпус и башня соответственно). Изменения были внесены в чертежи броневых деталей, не принятых в марте 1940 г. Мариупольским заводом в производство из-за сложности их изготовления. В ходе согласования чертежей основная часть предложений и пожеланий, высказанных технологами Мариупольского завода представителям завода № 183, была учтена и в итоге конструкция наиболее сложных в изготовлении броневых деталей танка Т-34 изменилась в сторону упрощения их изготовления. Так, носовой лист корпуса танка, изначально представлявший собой одну деталь сложной конфигурации (деталь 34.29.001), был разукрупнен и стал состоять из двух деталей – листа носа (деталь 34.29.876) и верхней части носа (деталь 34.29.877) с выштампованным углублением для свободного расположения головы механика-водителя и двумя шахтами под установку боковых перископических смотровых приборов. Между собой эти детали сваривались встык, при этом с внутренней стороны корпуса сварная конструкция усиливалась двумя стыковыми планками (детали 34.29.878 и 34.29.879). Для проверки прочности такого соединения Мариупольскому заводу было предписано изготовить и испытать этот узел снарядным обстрелом. Проведенные 9 мая 1940 г. на полигоне завода испытания показали удовлетворительную прочность и снарядостойкость соединения, и узел был рекомендован для серийного производства.
Подверглась изменению и конструкция крыши над моторным отделением (деталь 34.29.057). В целях упрощения производства эта деталь стала состоять не из одной, а из трёх частей: листа крыши над мотором (деталь 34.29.849), правого (деталь 34.29.850) и левого (деталь 34.29.851) листов крыши над мотором. Соединение этих деталей между собой усиливалось двумя стыковыми планками (деталь 34.29.852).
На совещании так же было согласовано увеличение допусков на основные броневые детали для производства установочной партии танков. Полный перечень принятых решений был отражен в протоколе, составленном по итогам работы совещания.
Таким образом, разногласия между конструкторами завода № 183 и технологами Мариупольского завода были устранены и в Мариуполе приступили к изготовлению десяти комплектов броневых деталей для установочной партии танков Т-34.
Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #танки второй мировой #средний танк
#танки #т-34 #танк т-34 #вторая мировая война #танки второй мировой
Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 5.