Кроме этого заводом № 183 с АБТУ РККА был заключен договор № 4-113 от 27 января 1940 г. на ремонт шести танков Т-35 и изготовление запасных частей для них.
Также заводом № 183 были заключены договоры № 262 от 17 января 1940 г. с Главным управлением военного снабжения НКВД и № 65/24 от 10 февраля 1940 г. с НК ВМФ на изготовление и поставку 72 танков БТ-7М.
Именно для выполнения этих задач в первом квартале 1940 г. и были задействованы основные производственные силы завода. За первые три месяца 1940 г. заводом № 183 было изготовлено и сдано АБТУ РККА:
- линейных танков БТ-7М – 350 шт.;
запасных частей для танков БТ-5 и БТ-7 на сумму 8213200 рублей;
запасных частей для танков Т-35 на сумму 80410 рублей;
главных фрикционов, установленных на двигатели М-17Т для танков БТ-7 – 104 шт.;
главных фрикционов для танков БТ-5 – 169 шт.;
главных фрикционов для танков БТ-7 – 62 шт.;
3-ступенчатых коробок передач для танков БТ-7 и БТ-7М – 136 шт.
В самом начале второго квартала 1940 г. войсковые испытания танков А-34, временно приостановленные из-за показа в Кремле, были продолжены. В ночь с 1 на 2 апреля 1940 г. танки А-34 в составе колонны отправились в пробег по маршруту Москва – Харьков.
С целью скорейшего получения заключения комиссии по войсковым испытаниям танков А-34 инженером технического отдела Главспецмаша НКСМ Н.И. Масальской, курировавшей подготовку производства танка Т-34, 3 апреля 1940 г. было подготовлено письмо № 397-1719с на имя начальника АБТУ РККА командарма 2 ранга Д.Г. Павлова, в котором было сказано:
«Для запуска в серийное производство машины Т-34 в 1940 году необходимо срочно получить заключение войсковой комиссии по результатам испытания машины.Задержка заключения оттягивает сроки спуска чертежей для разработки технологии и запуска в производство машины. Установленные сроки для Госкомиссии по испытанию танка просрочены.Просим Вас дать указание комиссии о немедленной даче заключения по машине».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1181. Л. 77]
Ознакомившись с текстом данного письма, 5 апреля 1940 г., Д.Г. Павлов размашистым почерком красным карандашом наложил на документе следующую резолюцию: «Машину немедля ставить на серийное массовое производство и в 1940 году дать не менее 450 шт.».
Необходимо отметить, что в апреле 1940 г. в целях совершенствования организации танковых войск Красной Армии в АБТУ РККА готовился проект постановления Комитета обороны при СНК СССР о значительном увеличении выпуска танков Т-34 в 1940 г. (о чем подробно будет рассказано в следующей главе). В связи с этим количество танков Т-34, указанное в резолюции Д.Г. Павлова, превышало действовавшее на тот момент годовое задание завода № 183 больше чем в два раза.
Отвечая на просьбу о скорейшем получении заключения комиссии по войсковым испытаниям танков А-34, начальник 8-го отдела АБТУ РККА военинженер 1 ранга С.А. Афонин в письме № 72149с от 13 апреля 1940 г. довел до руководства Главспецмаша НКСМ резолюцию Д.Г. Павлова и сообщил, что:
«… сроки для испытаний просрочены не по вине комиссии, а по причине вызова танков в г. Москву. Свое заключение комиссия предполагает дать 15 – 20 апреля с/г».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181.Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Л. 78]
Указанный в письме срок предоставления заключения комиссии по войсковым испытаниям танков А-34 был определён с учётом того, что вернувшимся 10 апреля 1940 г. из Москвы на завод № 183 опытным машинам ещё предстояло пройти целый ряд испытаний – динамических, по преодолению естественных и искусственных препятствий, и напоследок выдержать испытание «обливанием горючей жидкостью». В связи с тем, что состояние здоровья главного конструктора завода № 183 М.И. Кошкина во время пробега Москва – Харьков резко ухудшилось, временно исполняющим обязанности главного конструктора был назначен А.А. Морозов, при непосредственном участии которого и был проведен заключительный этап войсковых испытаний двух танков А-34. Но вернемся немного назад, к событиям начала апреля 1940 г.
Для окончательного согласования чертежей броневых деталей корпуса и башни танка Т-34 на установочную партию в Мариуполе на заводе им. Ильича 7 апреля 1940 г. состоялось расширенное техническое совещание, в работе которого приняли участие: заместитель председателя Госплана СССР М.З. Сабуров, главный инженер 7-го Главного управления НКСП А.А. Хабахпашев, главный инженер Мариупольского завода В.С. Ниценко, главный инженер завода № 183 С.Н. Махонин, конструктор завода № 183 М.И. Таршинов, начальник цеха № 5 Мариупольского завода А.Я. Варфоломеев и его заместитель Г.Ф. Заседский, технолог цеха № 5 П.И. Афонин, помощник начальника цеха № 5 по термообработке Титаренко, технолог цеха № 5 по механической обработке Суханов, заместитель начальника ОТК при цехе № 5 Солонский, начальник производственно-технологического отдела Н.И. Арехов и старший военный представитель АБТУ РККА на Мариупольском заводе военинженер 2 ранга Г.Э. Зухер.
Чертеж листа носа (деталь 34.29.876)На совещании были рассмотрены представленные заводом № 183 частично измененные чертежи на основные броневые детали по 29 и 30 группам (корпус и башня соответственно). Изменения были внесены в чертежи броневых деталей, не принятых в марте 1940 г. Мариупольским заводом в производство из-за сложности их изготовления. В ходе согласования чертежей основная часть предложений и пожеланий, высказанных технологами Мариупольского завода представителям завода № 183, была учтена и в итоге конструкция наиболее сложных в изготовлении броневых деталей танка Т-34 изменилась в сторону упрощения их изготовления. Так, носовой лист корпуса танка, изначально представлявший собой одну деталь сложной конфигурации (деталь 34.29.001), был разукрупнен и стал состоять из двух деталей – листа носа (деталь 34.29.876) и верхней части носа (деталь 34.29.877) с выштампованным углублением для свободного расположения головы механика-водителя и двумя шахтами под установку боковых перископических смотровых приборов. Между собой эти детали сваривались встык, при этом с внутренней стороны корпуса сварная конструкция усиливалась двумя стыковыми планками (детали 34.29.878 и 34.29.879). Для проверки прочности такого соединения Мариупольскому заводу было предписано изготовить и испытать этот узел снарядным обстрелом. Проведенные 9 мая 1940 г. на полигоне завода испытания показали удовлетворительную прочность и снарядостойкость соединения, и узел был рекомендован для серийного производства.
Подверглась изменению и конструкция крыши над моторным отделением (деталь 34.29.057). В целях упрощения производства эта деталь стала состоять не из одной, а из трёх частей: листа крыши над мотором (деталь 34.29.849), правого (деталь 34.29.850) и левого (деталь 34.29.851) листов крыши над мотором. Соединение этих деталей между собой усиливалось двумя стыковыми планками (деталь 34.29.852).
Чертежи броневых деталей танка Т-34 установочной партии: лист крыши над мотором (деталь 34.29.849) Чертежи броневых деталей танка Т-34 установочной партии: правый лист крыши над мотором (деталь 34.29.850) Чертежи броневых деталей танка Т-34 установочной партии: правый колпак над продольными жалюзи (деталь 34.29.052)На совещании так же было согласовано увеличение допусков на основные броневые детали для производства установочной партии танков. Полный перечень принятых решений был отражен в протоколе, составленном по итогам работы совещания.
Таким образом, разногласия между конструкторами завода № 183 и технологами Мариупольского завода были устранены и в Мариуполе приступили к изготовлению десяти комплектов броневых деталей для установочной партии танков Т-34.
Проекции корпуса танки Т-34 установочной партии (чертил И.Г. Желтов)Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #танки второй мировой #средний танк
#танки #т-34 #танк т-34 #вторая мировая война #танки второй мировой
Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 5.