Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 4

Однако представитель завода № 183 М.И. Таршинов выразил несогласие с 13 и 14 пунктами протокола и поэтому вопрос об изменении конструкции наиболее спорных броневых деталей фактически остался открытым. Создавшееся положение не устраивало руководство Мариупольского завода, о чем в своем письме № 1281 от 9 марта 1940 г. главный инженер В.С. Ниценко сообщил руководству АБТУ РККА и 7-го Главного управления НКСП:

«На Ваше письмо № 70740 от 27/II-с.г. сообщаем, что в процессе предварительного просмотра чертежей деталей опытной партии корпусов Т-34 выявилось не упрощение деталей по сравнению с первыми образцами корпусов Т-34, а наоборот, целый ряд деталей усложнились, что противоречит Вашему указанию.Увеличилось также количество деталей требующих штамповки на прессе 3000 тонн.Сравнительные данные по обоим типам машин нами будут высланы в ближайшее время».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1176. Л. 32]

Следует отметить, что с началом войсковых испытаний двух танков А-34 на заводе № 183 скрупулёзно изучали и анализировали выявленные в конструкции опытных образцов недостатки и дефекты. Для их оперативного устранения конструкторам КБ-520 требовалось максимально быстро вносить необходимые изменения в чертежи на установочную партию танков Т-34 и согласовывать их с представителями заказчика. 11 марта 1940 г. на заводе № 183 состоялось техническое совещание, результатом которого стало упрощение порядка оформления конструкторской документации. На совещании от завода № 183 присутствовали М.И. Кошкин, А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко, от АБТУ РККА майор И.Г. Панов. По итогам совещания были приняты следующие решения:

«В связи с тем, что первая партии машин в количестве 10 шт. изготавливается как опытная партия, по которой производится проверка чертежей и в связи с тем, что сроки заданные заводу требуют большой оперативности в проведении изменений, считать необходимым установить следующий порядок оформления изменений и отступлений:1. Изменения в чертежах не влияющие на прочность детали и её взаимозаменяемость, а так же ошибки в чертежах производятся конструкторским бюро «520» без предварительного согласования с Военным представителем.
2. Отступление от чертежей получающиеся в производстве не влияющие на прочность и взаимозаменяемость разрешается конструкторским бюро «520» без согласования с Военным представителем.
3. Все вопросы, как по изменению чертежей, так и отступления в производстве связанные с уменьшением прочности и потерей взаимозаменяемости обязательно предварительно согласовывается с Военным представителем на заводе № 183».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 111]

Параллельный метод работы, применённый при постановке танка Т-34 на серийное производство, позволил ускорить получение Красной Армией нового среднего танка с повышенными боевыми свойствами. Однако при таком методе работы требовалась высокая организация и самоотдача от всех участников, связанных с созданием танка Т-34, как на самом заводе № 183, так и на заводах-смежниках. Конечно, было бы очень хорошо сначала всесторонне испытать опытные образцы, затем устранить выявленные недостатки и только после этого ставить новую машину на массовое производство. Но в условиях разгоравшейся Второй мировой войны подобный алгоритм работы был неприемлем. Именно поэтому в начале 1940 г. специалистам завода № 183 пришлось параллельно с проведением войсковых испытаний танков А-34 «на ходу» вносить изменения в конструкцию танка Т-34 и готовить производственную базу для их серийного выпуска. Упрощение порядка оформления и согласования конструкторской документации должно было ускорить подготовку производства для выпуска установочной партии танков Т-34, отставание которой от графика к середине марта уже составляло около трёх недель. Вот как в очередной оперативной сводке охарактеризовал состояние дел по производству установочной партии танков Т-34 старший военный представитель АБТУ РККА на заводе № 183 военинженер 2 ранга Д.М. Козырев:

«По графику заводоуправления конструкторское бюро должно выпустить чертежи все к 10/III-40 и выпустить первые две маш. к 5/IV-40 г.Действительное положение на 15/III-40 г.:Выдано чертежей в производство из общего количества 38 групп, только 21 группу. 9 групп находятся в светокопировке, и из-за отсутствия бумаги не выпускаются.Корпусная группа согласовывается с Мариупольским заводом. Ввиду задержки выпуска корпусной группы не могут быть выпущены связанный с ней группы как то: боеукладки, смотровые приборы, рация, шанцевый инструмент и др. Остальные группы находятся в стадии исправления по перечню комиссии.
По выпущенным группам составлено 360 техпроцессов, из них выпущено в производство 318 техпроцессов, задано механическому цеху 311 наименований, выдано в работу 153 наименования, сдано в чистовую кладовую деталей 38 наименований.Все чертежи по машине могут быть выпущены к 25/III-40 г.Из вышеприведенного видно, что отставание от графика уже на 20 дней.Ввиду отсутствия некоторых материалов, цеха плохо подают заготовки, из-за чего наблюдается слабый разворот по обеспечению графика заводоуправления в механических цехах».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1101. Л. 151]

Данную сводку Д.М. Козырев отправил в Москву начальнику 8-го отдела АБТУ РККА военинженеру 1 ранга С.А. Афонину 16 марта 1940 г., а уже во второй половине следующего дня, ещё до того как документ был доставлен по назначению, в Москву прибыла колонна, в составе которой были два танка А-34. В течение 18 и 19 марта 1940 г. на заводе № 37 было проведено техническое обслуживание и текущий ремонт прибывших боевых машин.

Несмотря на то, что программой войсковых испытаний танков А-34 не было предусмотрено испытание их броневой защиты на снарядостойкость, командование АБТУ РККА приняло решение проверить один из танков снарядным обстрелом. Утром 24 марта 1940 г. оба танка А-34 с территории завода № 37 направились в подмосковную Кубинку на НИАБТ полигон. В присутствии главного конструктора завода № 183 М.И. Кошкина корпус и башня танка А-34 № 311-11-3 были обстреляны с дистанции 100 метров из 37-мм и 45-мм пушек бронебойными снарядами. Сразу же после обстрела оба танка А-34 приняли участие в испытании по преодолению естественных препятствий – глубокого снежного покрова.

О результатах испытаний, проведенных на НИАБ полигоне, начальник АБТУ РККА Д.Г. Павлов на следующий день, 25 марта 1940 г., в письме № 71608с доложил народному комиссару обороны СССР К.Е. Ворошилову следующее:

«24-го марта с.г. мною проверялся танк Т-34 на проходимость по глубокому снегу, разворотам и стойкость брони и узлов при обстреле.Характеристика танка: вес – 25 тн., броня – 45 мм, вооружение – 1 – 76 мм пушка, 2 пулемета и третий зенитный на каждом 5 танке.Слежалый снег глубиной 1 – 1,2 м танк преодолел свободно. На разворотах, в очень тяжелых условиях, гусеница не спадает.При обстреле.Танк обстреливался на дистанции 100 метров английской длинноствольной 37 мм пушкой выпуска 1940 года, бронебойным снарядом. Сделано 2 выстрела – 1 по центру башни в 4 – 5 см от пистолетного отверстия и 1 снаряд по центру борта. Снаряды отскакивают, оставляя следы глубиной до 10 мм, никакого воздействия не производят. Смотровые зеркала от сотрясения лопнули, – можно сразу заменить. Посаженный в танк макет человека – остался цел.За 2-й прием танк обстреливался из нашей 45 мм пушки бронебойным снарядом с дистанцию 100 м. Сделано по танку 2 выстрела: 1 по башне – не пробил, вдавив незначительно броню и оставив вмятину до 13 мм.2 снаряд по сварному шву башни на стыке 2-х толщин 45 мм и 15 мм днища хвоста танка. Снаряд не пробил, но сделал выкол шва – места сварки. У макета сидящего в танке, от выкола сварного шва – пробита материя, от попадания в башню макет – остался цел.Танк обстреливался при заведенном моторе. Мотор при попаданиях не глохнет и продолжает нормально работать. После обстрела танк снова был брошен на преодоление глубокого снега и болотистого, незамерзающего ручья. Танк все препятствия преодолел свободно и показал отличную работу.ВЫВОД.Танк не пробивается 37 и 45 мм бронебойными снарядами и после попадания продолжает нормально работать. Танк намного выше по проходимости всех существующих типов танков и тракторов.АБТУ КА принимает меры к быстрейшему вводу на серийный выпуск».
[РГВА.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Ф. 4. Оп. 14. Д. 2831. Л. 14 – 15]

Положительные результаты, показанные опытными машинами во время пробега Харьков – Москва, а также на испытаниях на НИАБТ полигоне, позволили руководству АБТУ РККА и Главспецмаша НКСМ, не дожидаясь окончания войсковых испытаний танков А-34, ускорить подготовку к серийному выпуску танка Т-34 на заводе № 183. С этой целью 29 марта 1940 г. начальник Главспецмаша Г.С. Суренян и начальник АБТУ РККА Д.Г. Павлов издали совместный приказ № П-12/016с следующего содержания:

«В дополнение приказа П-I от 7/1-1940 года ПРИКАЗЫВАЕМ:1. Для ускорения запуска в серию машин А-34 на заводе № 183, немедленно развернуть полную подготовку к серийному производству машины А-34 по мере окончания технологии и приспособлений запускать в производство детали и агрегаты, не дожидаясь окончания и заключения по войсковым испытаниям.
2. Эталоном серийной партии машин 1940 г. считать образцы выпущенные заводом с внесением дополнительных изменений, обнаруженных на войсковых испытаниях.
3. Чертежи утверждать сразу после определения годности узлов машины.
Срок утверждения чертежей определен 7 апреля 1940 г.».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 62]

Безусловно, для харьковских танкостроителей это было большим успехом. Результат двухлетней напряжённой работы по созданию нового среднего танка теперь оставалось продемонстрировать высшему военному и политическому руководству страны. Показ опытных образцов танка Т-34 – двух танов А-34 для руководителей партии и правительства состоялся 30 марта 1940 г. в Кремле. На показе в числе прочих присутствовали И.В. Сталин, М.И. Калинин и К.Е. Ворошилов.

На следующий день после успешно проведенного показа, 31 марта 1940 г., состоялось совещание, на котором присутствовали народный комиссар обороны СССР маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов, его заместитель командарм 1 ранга Г.И. Кулик, начальник АБТУ РККА командарм 2 ранга Д.Г. Павлов, народный комиссар среднего машиностроения И.А. Лихачев, его заместитель А.А. Горегляд, а также главный конструктор завода № 183 и машины Т-34 – М.И. Кошкин. Приняв во внимание предварительные результаты войсковых испытаний танков А-34, участники совещания постановили:

«1. Танк – Т-34, изготовленный в полном соответствии с постановлением Комитета Обороны при СНК Союза ССР № 443/сс от 19.XII-39 г., прошедший Государственные испытания и пробег Харьков – Москва без каких-либо поломок и значительных дефектов, рекомендовать для немедленной поставки на производство заводов № 183 и СТЗ.
2. Считать необходимым при изготовлении в серийном производстве предусмотреть увеличение помещения внутри башни, с целью более удобного размещения командного и обслуживающего артиллерийскую систему персонала. Увеличить помещение внутри башни танка, не допуская изменения наклона образующих листов башни танка, корпуса танка и диаметра погона башни. Рацию разместить вне башни.
3. Поручить Государственной Комиссии по испытанию танка в пятидневный срок утвердить чертежи танка Т-34 для производства в 1940 году».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2831. Л. 17 – 18]

В то время, когда в Москве решалась судьба «тридцатьчетвёрки», в Харькове на заводе № 183 всё больше и больше росло отставание от графика выпуска установочной партии танка Т-34. Главной причиной отставания являлось то, что к концу марта заводам № 183 и Мариупольскому так и не удалось окончательно согласовать конструкцию всех броневых деталей корпуса и башни танка. О состоянии дел по выпуску установочной партии танков Т-34 на 29 марта 1940 г. можно судить по оперативной сводке старшего военного представителя АБТУ РККА на заводе № 183 Д.М. Козырева:

«1. Чертежи – из 38 групп чертежей спущено в производство 32 группы. По остальным 7 группам все чертежи разработаны в кальках, из них три группы находятся на просмотре у технологов и 3 группы в светокопии. Все чертежи по машине будут выпущены в производство к 4/IV-40 г.
2. Технологические процессы – на 29/III-40 надо выпустить 1001 техпроцесс, выпущено 630 техпроцессов. Позднее поступление чертежей задержало выпуск техпроцессов.
3. Заготовки – на 29/III-40 надо иметь 254 наименования. Получено 162 наименования полностью и 28 не полностью. Выдано в работу в механический цех всего с сортовым материалом 328 наименований, из них сдано в чистовую кладовую готовых деталей 93 наименования. Наиболее трудоемкие детали в настоящее время находятся в работе и часть еще не выдана ввиду отсутствия полного комплекта заготовок.
4. Приспособления – надо изготовить 38. Изготовлено 27, остальные в работе. Задержка чертежей по 29 гр. (корпусной) которая будет выпущена только 4/IV-40 г. отразится на сроки изготовления корпусов, а следовательно на изготовление всей машины.
В настоящее время принимаются меры к разгрузке механического цеха под детали 29 группы. Быстрый срок изготовления этих деталей даст возможность сократить сроки выпуска машин».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1141. Л. 207]

Необходимо отметить, что программа завода № 183 по танкостроению на 1940 г. включала в себя далеко не только производство 200 танков Т-34. Согласно договору № 4-074, заключенному с АБТУ РККА 9 января 1940 г., завод обязывался изготовить и сдать 928 танков БТ-7М, выпуск которых был запланирован с января по сентябрь включительно. По договору № 4-075, также заключенному 9 января 1940 г., завод № 183 должен был изготовить и сдать АБТУ РККА в 1940 г. следующую продукцию:

  • запасные части для танков БТ-5 и БТ-7 на сумму 23582754 рубля;
    главные фрикционы, установленные на двигатели М-17Т для танков БТ-7 – 600 шт.;
    главные фрикционы, установленные на двигатели В-2 для танков БТ-7М – 250 шт.;
    главные фрикционы для танков БТ-5 – 400 шт.;
    3-ступенчатые коробки передач для танков БТ-7 и БТ-7М – 300 шт.

Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #т-34 #танк т-34 #вторая мировая война #танки второй мировой

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 4.